В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.
Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.
Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.
НЕСКОЛЬКО УПРАЖНЕНИЙ, которые помогут в преодолении дисграфии.Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.
1) Упражнение "Корректурная правка".
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
2) Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
3) "Вглядись и разберись"(пунктуация для дисграфиков и не только).
Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).
Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и".
.
Перспективный план работы с учащимися с заключением дисграфия на 2013/2014 учебный год
Темы занятий | Содержание коррекционной работы по преодолению отклонений в письменной речи | Лексико-грамматические темы. Развитие связной речи | Содержание коррекционно-развивающей работы | Кол-во часов | Направление инд. работы |
I этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи | |||||
Речь | Речь устная и письменная. Диалог. Монолог. Вежливые, добрые слова. | Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью). Ед. и мн. число существительных. Образование относительных прилагательных. | Коррекция моторики (на каждом занятии). Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. | ||
Звук и буква Алфавит | Отличие звука от буквы. Выделение звуков со слов. Буква, как графическое отражение звука. Значение алфавита. Чтение букв алфавита. Размещение слов в алфавитном порядке. | Фрукты. Согласование существительного и прилагательного. Образование относительных прилагательных. Составление предложений с однородными членами. | Отработка понятий: «правый» - «левый». Развитие слухового восприятия. | ||
Гласные звуки и буквы | Наблюдение за образованием гласных звуков. Обозначение их на письме буквами. Роль гласных в образовании слога. Двойная роль букв: е, ё, ю, я. | Насекомые. Составление предложений с предлогами. | Упражнения на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.) | ||
Диф-ция букв и – й | Отличие звуков [и] и [й]. Звуко-буквенный анализ слов. Деление слов на слоги. Перенос слов. | Перелетные птицы. Образование притяжательных прилагательных. | Упражнения на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.) | ||
Слоговой анализ и синтез | Роль гласных в образовании слога. Деление слов на слоги и определение количество слогов в слове. | Образование относительных прилагательных. Единственное и множественное число существительных. Употребление различных типов предложений с предлогами. | Упражнения на закрепление пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.) | 2-4 | |
Диф-ция гласных а – я | Отличие звуков на слух, обозначение их на письме соответствующими буквами. Деление слов на слоги. | Лес осенью. Образование относительных прилагательных. Согласование сущ. и прил. Составление предложений с союзом а. | Развитие зрительного восприятия. Узнавание предмета по контурному изображению. | ||
Диф-ция гласных о – ё | Отличие звуков на слух, обозначение их на письме соответствующими буквами. Деление слов на слоги. | Домашние животные. Образование притяжательных прилагательных. Согласование числительных с существительными. | Развитие зрительного восприятия. Узнавание предмета по контурному изображению. | ||
Диф-ция гласных у – ю | Отличие звуков на слух, обозначение их на письме соответствующими буквами. Деление слов на слоги. | Дикие животные. Образование притяжательных прилагательных. Согласование числительных с существительными. | Развитие зрительного восприятия. Узнавание предмета по деталям рисунка. | ||
Диф-ция гласных э – е | Отличие звуков на слух, обозначение их на письме соответствующими буквами. Деление слов на слоги. | Электроприборы. Образование сложных слов. Распространение предложений. | Развитие зрительного восприятия. Узнавание предмета по деталям рисунка. | ||
Диф-ция гласных ы – и | Отличие звуков на слух, обозначение их на письме соответствующими буквами. Деление слов на слоги. | Ягоды. Образование относительных прилагательных. Единственное и множественное число существительных. | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания (на словесном материале) | ||
Диф-ция гласных ё – ю (о – у) | Отличие звуков на слух, обозначение их на письме соответствующими буквами. Деление слов на слоги. | Одежда. Обувь. Головные уборы. Образование относительных прилагательных. Единственное и множественное число существительных. Согласование сущ. и прил. | Развитие внимания. Упражнения, направленные на увеличение объема внимания (на словесном материале) | ||
Буквы е, ё, ю, я | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Согласование существительного и прилагательного. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | ||
Обобщающее занятие | |||||
Согласные звуки и буквы | Отличие гласных звуков от согласных. Обозначение их на письме буквами. | Продукты. Образование относительных прилагательных. Согласование числительного и прилагательного. Составление предложений сложных конструкций. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. | ||
Твердые и мягкие согласные звуки | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е, ё, и, ю, я. Отличие на слух твердых и мягких согласных. Соотнесение твердости и мягкости согласного с последующей гласной буквой. | Косвенные падежи единственного и множественного числа существительных. Деформированная фраза. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания. Упражнения в нахождении отличий в картинках. | ||
Обозначение мягк. согл. с помощью мягкого знака | Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. Сравнение слов по смыслу, произношению и написанию. | Рыбы. Косвенные падежи единственного и множественного числа существительных. Деформированная фраза. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания. Упражнения в нахождении отличий в картинках. | ||
Разделительный мягкий знак | Произношение и написание слов с разделительным мягким знаком. | Образование притяжательных прилагательных. | Упражнения по формированию временных представлений. Понятие о времени суток. | ||
Диф-ция букв а – о | Дифференцировать эти буквы на письме. Звуко-буквенный анализ слов. | Составление словосочетаний. | Упражнения по формированию временных представлений. Времена года. Месяцы. | 1-2 | |
Диф-ция букв к – п | Дифференцировать эти буквы на письме. Звуко-буквенный анализ слов. | Птицы. Согласование числительных с существительными. | Упражнения по формированию временных представлений. Календарь. | ||
Диф-ция букв и – ш | Дифференцировать эти буквы на письме. Звуко-буквенный анализ слов. | Дикие животные. Образование притяжательных прилагательных. Согласование числительных с существительными. | Упражнения по формированию временных представлений. Обобщенное представление о годе. | ||
Обобщающее занятие | |||||
Звонкие и глухие согласные | Отличие парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов. Сопоставление произношения и написания слов с парными согласными на конце и в середине слов. Подбор проверочных слов. | Составление различных типов предложений. | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. | ||
Звуки и буквы з – с | Сопоставление произношения и написания слов с парными согласными на конце и в середине слов. Подбор проверочных слов. Звуко-буквенный анализ слов. | Зима (приметы, месяцы.). Употребление предлогов с, из, за, из-за. Составление предложений по опорным словам. | Упражнения, на тренировку распределения и избирательности внимания | ||
Звуки и буквы ж – ш | Сопоставление произношения и написания слов с парными согласными на конце и в середине слов. Подбор проверочных слов. Звуко-буквенный анализ слов. | Дом. Квартира. Образование прилагательных от числительных и существительных. Составление предложений по опорным словам. | Упражнения, на тренировку распределения и избирательности внимания | ||
Звуки и буквы в – ф | Сопоставление произношения и написания слов с парными согласными на конце и в середине слов. Подбор проверочных слов. Звуко-буквенный анализ слов. | Употребление предлогов: в, на. Деформированная фраза. | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. | ||
Звуки и буквы д – т | Сопоставление произношения и написания слов с парными согласными на конце и в середине слов. Подбор проверочных слов. Звуко-буквенный анализ слов. | Транспорт. (Профессии на транспорте). Предлоги от, до. Косвенные падежи единственного и множественного числа существительных | Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. | ||
Звуки и буквы б – п | Сопоставление произношения и написания слов с парными согласными на конце и в середине слов. Подбор проверочных слов. Звуко-буквенный анализ слов. | Грибы. Составление рассказа по опорным словам. Деформированная фраза. | Упражнения на тренировку зрительной памяти. | ||
Звуки и буквы г – к | Сопоставление произношения и написания слов с парными согласными на конце и в середине слов. Подбор проверочных слов. Звуко-буквенный анализ слов. | Зимующие птицы. Образование притяжательных прилагательных. Косвенные падежи единственного и множественного числа существительных. | Упражнения на тренировку зрительной памяти. | ||
Свистя-щие и шипящие звуки и буквы | Правописание буквосочетаний жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Дифференцировать понятие свистящие и шипящие звуки. Звуко-буквенный анализ слов. Закрепление понятий звонкие, глухие звуки и буквы. | «Посуда». Предлоги за, между, через. Словообразование существительных женского рода с суффиксами – ниц-. | Упражнения, направленные на способности устанавливать связи между элементами. | ||
Обобща-ющее занятие | |||||
II этап. Восстановление пробелов в лексико-грамматическом строе речи | |||||
Слова, которые обознача-ют предметы | Определение слов, которые обозначают предметы. Сравнение слов, которые обозначают один или несколько однородных предметов. Большая буква в именах отчествах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, сел, рек. Наблюдение за ролью слов-названий предметов в речи. | Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Сложноподчиненные предложения. | Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления. | ||
Слова, которые обознача-ют признаки предметов | Нахождение слов, которые обозначают признаки предметов. Наблюдение за ролью слов-названий признаков в речи. Слова близкие по значению. | Весна. Составление рассказов по графической схеме. Образование сравнительной степени прилагательных. Распространение предложений прилагательными. Составление загадок по графической схеме. | Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления. | ||
Слова, которые обознача-ют действия предметов | Нахождение слов, которые обозначают действия предметов. Подбор слов, которые обозначают действия предметов. Постановка вопросов к различным формам слов-названий действий. Слова противоположные по значению. | Инструменты. Орудия труда. Творительный падеж существительных. Образование новых слов с помощью приставок. Составление рассказа с опорой на слова-действия. | Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления. | ||
Предлог | Раздельное написание предлогов со словами. Наблюдение за ролью предлогов в предложении и их написанием. Выделение предлогов на слух. | Лес. Деревья. Составление описательного рассказа с опорой на картинки-символы. | Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления. | ||
Одноко-ренные слова | Наблюдение за лексическим значением однокоренных слов. Подбор однокоренных слов. Определение корня слова. Сложные слова. | Спорт. Дательный и винительный падеж существительных. Профессии. Сложноподчиненные предложения. Составление рассказа по опорным словам. | Упражнения, направленные на способности устанавливать связи между элементами. | ||
Ударение | Роль ударения в различении значений слов. Ударные и безударные гласные. Произношение гласных в ударных и безударных слогах. | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | Упражнения в запоминании слов, стихов, текстов, чисел. | ||
Безудар-ные гласные в корне слова | Произношение и правописание безударных гласных в корне слова. | Единственное и множественное число существительных. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. | Упражнения в запоминании слов, стихов, текстов, чисел. | ||
Обобщаю-щее занятие | |||||
III этап. Восполнение пробелов в развитии связной речи | |||||
Предло-жение | Признаки предложения. Выделение предложений из текста. Определение границ предложений. Наблюдение за интонацией предложения. Знаки препинания в конце предложения. Большая буква в начале предложения. | Лето. Составление различных типов предложений с предлогами и союзами. Составление рассказов по графическому плану. Составление предложений с данным словосочетанием, по опорным словам. Деформированные предложения. | Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. | ||
Текст | Тема, основная мысль текста. Заглавие текста, его соответствие теме и основной мысли текста. Знакомство с композицией текстов: начало, основная часть, концовка. Упр. в пересказе текстов по вопросам, картинному плану. | Составление рассказов по графическому плану. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа по сюжетной иллюстрации. Деформированный текст. | Формирование приемов учебной деятельности. Упражнения, направленные на развитие приемов самоконтроля и повышения уровня произвольности. | ||
Итоговая провероч-ная работа |
РЕЧЕВАЯ КАРТА
I. Анкетные данные ребенка.
Фамилия, имя: В. Н.
Дата рождения: 06.07.2006.
Дата поступления в группу: 01.09.2013.
Домашний адрес:
II. Анамнез.
Какие по счету роды: вторые
Как протекала беременность: токсикоз, простуда на последней неделе.
Роды: в срок, нормальные.