Дефект образуется вследствие боксования или юза, когда происходит термомеханическое повреждение металла головки рельса, где в поверхност-ных слоях изменяется микроструктура стали – возникает хрупкий белый слой, от которого затем растут поперечные усталостные трещины. Эти поперечные трещины могут привести к хрупкому излому, в особенности при низких температурах (дефект 74.1-2).
Поперечные трещины иногда могут образовываться от термомеханического повреждения в результате сильных ударов при проходе колес с ползунами или выщербинами.
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ
Внешний осмотр, ультразвуковое дефектоскопирование.
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с обнаруженной поперечной трещиной, дефект 24, является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. На участке, где прошел подвижной состав с неисправными колесами или где имели место боксование и (или) юз, до плановой замены рельсов необходимо более частое (по утвержденному начальником дистанции пути графику) наблюдение и дефектоскопирование рельсов, даже если никаких внешних признаков повреждения рельсов нет. Следует предъявить претензии и штрафные санкции локомотивным или вагонным депо. В случае невозможности определения конкретного вагонного или локомотивного депо, по вине которого было допущено повреждение рельса, претензии предъявляются соответствующей службе или дирекции железной дороги. |
25.1-2 | Поперечные трещины в головке вследствие ударов по рельсу (инструментом, рельсом о рельс), других механических повреждений. | Код дефекта: в стыке 25.1 вне стыка 25.2 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В результате механических повреждений могут образоваться концентраторы напряжений, которые могут служить местами образования трещин. Трещины могут привести к излому рельса (дефект 75.1-2 ). СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с поперечной трещиной является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. При погрузочно-разгрузочных работах и эксплуатации рельсов в пути необходимо бережно обращаться с ними, не допуская ударов и повреждений. |
26.3-4 | Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказу рельса после пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в сварном стыке 26.3 26.4 |
Вид поверхности излома после вскрытия трещины. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Наличие непроваров, неметаллических включений, пор, раковин, трещин в головке рельса в месте сварки из-за нарушения режимов сварки, наличие участков недопустимой микроструктуры из-за нарушения режимов термической обработки сварного стыка. От зародышевого дефекта развивается поперечная усталостная трещина, имеющая светлую поверхность (если трещина не вышла на поверхность рельса) или тёмную поверхность (если трещина вышла на поверхность рельса и подверглась коррозии). При грубых нарушениях технологии сварки наблюдаются хрупкие разрушения. |
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр. Контроль сварных стыков проводится в соответствии с действующими технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в пути, а также правилами контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с поперечной трещиной в головке в месте сварки является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. В сварной плети необходимо вырезать участок рельса с трещиной и вварить новую вставку. Проинформировать предприятие, которое произвело сварку рельсов, о факте обнаружения дефекта. |
27.3-4 | Поперечные трещины в головке из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказу рельса до пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в сварном стыке 27.3 27.4 |
Вид поверхности излома после вскрытия трещины. Дефект сварки в головке и хрупкая трещина от него. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Наличие непроваров, неметаллических включений, пор, раковин, трещин в головке рельса в месте сварки из-за нарушения режимов сварки, наличие участков недопустимой микроструктуры из-за нарушения режимов термической обработки сварного стыка. От зародышевого дефекта развивается поперечная усталостная трещина, имеющая светлую поверхность (если трещина не вышла на поверхность головки рельса) или тёмную поверхность (если трещина вышла на поверхность головки рельса и подверглась коррозии). При грубых нарушениях технологии сварки наблюдаются хрупкие разрушения. |
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр. Контроль сварных стыков в соответствии с действующей Технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в пути и Правилами контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с поперечной трещиной головки в месте сварки является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. В сварной плети необходимо вырезать участок рельса с трещиной и вварить новую вставку. Предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию предприятию, которое производило сварку рельсов. |
30.1-2 | Горизонтальные продольные трещины в головке из-за нарушения технологии изготовления рельсов. | Код дефекта: в стыке 30.1 вне стыка 30.2 |
| После вскрытия трещины |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ При наличии загрязнений стали в виде крупных скоплений неметаллических включений, вытянутых вдоль прокатки, в эксплуатации могут возникнуть горизонтальные продольные трещины на глубине более 8,0 мм различной длины. К образованию таких продольных трещин может также приводить постепенное заглубление продольных трещин, образовавшихся на поверхности рельсов и развивающихся сначала на глубине, меньшей 8,0 мм. При глубине залегания их 8,0 мм и более от поверхности катания они обычно имеют значительную протяженность. Наибольшую опасность представляют поперечные трещины (дефекты 21.1-2, 22.1-2), которые могут образовываться от продольных, и могут привести к поперечному излому рельса (дефекты 71.1-2, 72.1-2). СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, ультразвуковое дефектоскопирование. При дефектоскопировании необходимо убедиться в отсутствии поперечных трещин. |
| | | |
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с обнаруженной продольной трещиной в головке на глубине более 8,0 мм является остродефектным (ОДР) вне зависимости от длины и зоны расположения трещины по длине рельса, и подлежит замене без промедления. Предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов. |
31.1-2 | Вертикальные продольные трещины в головке из-за недостаточной прочности металла | Код дефекта: в стыке 31.1 вне стыка 31.2 |
| | |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Вертикальные продольные, часто клинообразные, расширяющиеся кверху, трещины образуются в результате раздавливания головки рельсов под колесами подвижного состава. Этому способствуют излишнее возвышение наружной рельсовой нити в кривой для данного радиуса кривой и скорости движения поездов (тогда трещины возникают на рельсах внутренней нити), недостаточная прочность рельсовой стали и ее пониженное сопротивление смятию (см. также дефект 41.0,2). СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр. Ультразвуковое дефектоскопирование. Особенно тщательно исследовать рельс с уширенной головкой (свыше 85 мм) и наличием продольного желоба. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с вертикальной продольной трещиной в головке является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. Необходимо восстановить соответствие между возвышением наружного рельса и реализуемыми скоростями движения поездов в кривой. |
| | | | |
33.1 | Продольные трещины в местах перехода головки в шейку в зоне болтового стыка. | Код дефекта: в стыке 33.1 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Повышенные динамические воздействия в болтовых стыках, высокие местные напряжения, появлению которых способствуют некачественная обработка кромок торцов рельсов, чрезмерные усилия затяжки стыковых болтов, изношенные накладки, использование вышедших из строя прокладок и подкладок, просадки в стыках, нарушение подуклонки рельсов, односторонняя перегрузка головки рельса. При развитии трещина может изменить направление и привести к излому - отделению части головки рельса (дефект 73.1). СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр со снятием стыковых накладок, ультразвуковое дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с продольной трещиной в местах перехода головки в шейку в стыковой зоне является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. |
При наличии концентраторов напряжений из-за некачественной обработки торцов рельсов (заусенцы, вырывы металла, отсутствие фаски в подголовочной части и др.) в соответствии с гарантийными обязательствами предъявить рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов или предприятию, производившему разрезку рельсов. |
38.1 | Трещины в головке в месте приварки рельсового соединителя. | Код дефекта: в стыке 38.1 |
а | б |
Вид горизонтальной трещины от места приварки рельсового соединителя (а) и выкола части головки рельса из-за горизонтальной трещины в месте приварки рельсового соединителя, перешедшей в поперечную трещину (б). ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Из-за нарушения режима приварки рельсовых соединителей могут возникнуть сварочные трещины, непровары, поджоги, которые в результате развития усталостных трещин могут привести к трещинам различной ориентации, к излому и отделению части головки. При повторных приварках рельсовых соединителей необходимо убедиться в отсутствии трещин в местах приварок. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, ультразвуковое дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс, имеющий любые трещины в основном металле головки из-за нарушений технологии приварки рельсовых соединителей, является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. |
| | | |
При обнаружении трещин в наплавленном металле за дефектным местом устанавливают периодические наблюдения и при развитии трещины с переходом в основной металл рельс переводят в категорию остродефектного (ОДР) с заменой без промедления. Предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию производителю работ по приварке рельсовых соединителей. |
40.0 | Волнообразный износ и смятие головки рельса (длинные /25 – 150 см/ и короткие /менее 25 см, рифли/ волны). | Код дефекта: по всей длине рельса 40.0 |
а б Волнообразный износ и смятие в виде длинных волн (25 - 150 см) (а) и коротких (3-25 см) волнообразных неровностей – рифлей (б). |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Начальная волнообразная деформация головки (длиной 25,0 – 150,0 см), как правило, возникает при прокатке и правке рельсов на металлургических комбинатах вследствие вибрации прокатной клети, биения валков и других причин, а в эксплуатации происходит дальнейшее развитие первоначальных дефектов и увеличение амплитуды волнообразных неровностей. Короткие (длиной 3,0-25,0 см) волнообразные неровности – рифли возникают из-за периодического проскальзывания колес, что вызывает сдвиги или повышенное истирание верхних слоев металла в местах проскальзывания. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, измерение жёсткой линейкой длиной 1 м с набором щупов, штангенциркулем с глубиномером, универсальным шаблоном измерон модели 00316 и др., рельсоизмерительными тележками. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕЛЬСА Рельсы с глубиной волны более 1,0 мм при измерении на базе 1 м являются дефектными (ДР). При преждевременном образовании в рельсе дефекта 40.0 в виде волнообразного износа и смятия головки рельсов с длинными (25,0 – 150,0 см) волнами в эксплуатационных условиях, отвечающих гарантийным обязательствам, предъявить рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов. В остальных случаях дефектные рельсы (ДР) подлежат шлифовке с периодичностью по утвержденному графику. При обнаружении волнообразного износа и смятия головки рельсовс длинными (25,0 – 150,0 см) волнами высотой h до удаления неравномерного смятия и износа головок рельсов (полностью или частично) или при невозможности выполнения этих работ до плановой замены дефектных рельсов скорость движения по ним не должна превышать: 140 км/ч при 1,0 < h ≤ 1,5 мм; 100 км/ч при 1,5 < h ≤ 2,0 мм; 70 км/ч при 2,0 < h ≤ 3,0 мм; 40 км/ч при 3,0 < h и ЗПП. При глубине длинных неровностей более 3,0 мм дефектные рельсы (ДР) заменяют в первоочередном порядке (ЗПП). |
При обнаружении волнообразного износа и смятия головки рельсов с короткими (2,5 - 25,0 см) волнами (рифлями) глубиной h до удаления неравномерного смятия и износа головок рельсов (полностью или частично) или при невозможности выполнения этих работ до плановой замены дефектных рельсов скорость движения по ним не должна превышать: 140 км/ч при 1,0 < h ≤ 1,5 мм, 100 км/ч при 1,5 < h ≤ 2,0 мм, 70 км/ч при 2,0 < h ≤ 3,0 мм, 40 км/ч при 3,0 < h и ЗПП. При глубине рифлей более 3,0 мм дефектные рельсы (ДР) подлежат замене в первоочередном порядке (ЗПП). |
41.0,2 | Смятие и вертикальный износ головки рельса из-за недостаточной прочности металла (равномерные и местные). | Код дефекта: по всей длине рельса41.0, Вне стыка 41.2 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ При несоответствии прочности металла головки рельса условиям ее нагружения колесами подвижного состава металл быстро деформируется, сплывает на боковую грань головки или изнашивается. Смятию по всей длине рельсов способствует увеличенное давление колес на внутреннюю нить кривых, вызванное снижением фактически реализуемых скоростей движения грузовых поездов относительно принятых при расчете возвышения. При раздавливании головок в металле возникают значительные растягивающие напряжения, которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению продольных вертикальных трещин (дефект 31.1-2). СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Для выявления равномерного смятия и износа проводят внешний осмотр, проверку штангенциркулем, измерительными приборами. Неравномерное местное смятие и износ выявляют внешним осмотром, измерением по оси головки рельса максимального отклонения от жёсткой линейки длиной 1 м с помощью набора щупов или концевых мер длины, штангенциркулем с глубиномером или универсальным шаблоном измерон модели 00316 и др. |
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельсы типов Р50, Р65 и Р75 с равномерным износом, превышающим предельные допустимые величины, указанные в разделе 7.1 в таблице 3, считают дефектными (ДР) и заменяют в плановом порядке. При наличии неравномерного местного смятия головки, затрудняющего содержание ширины колеи в пределах установленных норм, или равномерного смятия и износа, величина которых превышает допустимую для вертикального износа, рельсы являются дефектными (ДР) и подлежат замене в плановом порядке. Для удаления или уменьшения неравномерного смятия и износа головок рельсов производят их шлифовку, фрезерование или наплавку. До ликвидации или уменьшения неравномерного смятия головки или до замены рельсов скорость движения по ним в зависимости от глубины местных неровностей h не должна превышать: 140 км/ч при 1,5 < h ≤ 2,0 мм, 120 км/ч при 2,0 < h ≤ 3,0 мм, 100 км/ч при 3,0 < h ≤ 4,0 мм, 70 км/ч при 4,0 < h ≤ 6,0 мм, 40 км/ч при 6,0 < h и ЗПП. При глубине неровностей более 6,0 мм рельсы подлежат замене в первоочередном порядке (ЗПП). Рельсы с неравномерным смятием головки, затрудняющим содержание ширины колеи в пределах установленных норм даже после удаления наплывов металла шлифовкой, являются дефектными (ДР) и подлежат плановой замене. Рельсы типов Р65 и Р75 с шириной головки 90,0 мм и более и Р50 с шириной головки 85,0 мм и более также являются дефектными (ДР) и подлежат плановой замене. При ширине головки более 90,0 мм (для рельсов типов Р65 и Р75) и 85,0 мм (для рельсов типа Р50), а также при наплывах на боковой поверхности головки 5,0 мм и более, при наличии темного желобка на поверхности катания глубиной более 1,0 мм, при осыпании окалины и наличии узкой полоски красноты в зоне сопряжения головки с шейкой со стороны рабочей грани необходимо проведение ультразвукового контроля ручными ПЭП. В случае обнаружения эхо-сигнала от трещины (дефект 31.1-2) рельсы считают остродефектными (ОДР) и заменяют без промедления. При затруднении ультразвукового контроля рельс признаётся контроленепригодным (деф.19). Необходимо восстановить соответствие между возвышением наружного рельса и реализуемыми скоростями движения поездов в кривой. |
43.1 | Смятие головки в виде седловины в зоне болтового стыка из-за повышенного динамического воздействия в стыке. | Код дефекта: в стыке 43.1 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Смятие головки в виде седловины связано с особенностями динамического воздействия колеса на рельс при прохождении им зоны стыка и недостаточным сопротивлением рельсов смятию, использованием изношенных накладок, вышедших из строя прокладок и подкладок, просадками в стыках, нарушением подуклонки рельсов. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, проверка жёсткой линейкой длиной 1 м с набором щупов или с концевыми мерами длины, штангенциркулем с глубиномером, универсальным шаблоном измерон модели 00316 и др. измерительными приборами. Дефектоскопирование затруднено из-за изменения формы поверхности катания и ухудшения акустического контакта. При дефектоскопировании следует убедиться в отсутствии под дефектом поперечных трещин деф.31.1. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельсы, имеющие седловины глубиной более 1,5 мм при измерении их по оси головки от линейки длиной 1 м, являются дефектными (ДР). Для полного или частичного устранения дефектов производят шлифовку поверхности катания, наплавку, а для того, чтобы сделать пологими уклоны неровности в зоне седловин – местную шлифовку. |
Изношенные стыковые накладки, подкладки и прокладки следует заменить годными. Следует выполнить подбивку шпал стыка. Провисшие концы рельсов в стыках рекомендуется выправить, если имеется машина для подгиба концов рельсов в пути. До выполнения указанных выше работ или при невозможности их выполнения до плановой замены дефектных рельсов в зависимости от глубины седловины h скорость движения поездов не должна превышать: 140 км/ч при 1,5 < h ≤ 2,0 мм, 120 км/ч при 2,0 < h ≤ 3,0 мм, 100 км/ч при 3,0 < h ≤ 4,0 мм, 70 км/ч при 4,0 < h ≤ 6,0 мм, 40 км/ч при 6,0 < h и ЗПП. При глубине седловины более 6,0 мм дефектные рельсы заменяют в первоочередном порядке (ЗПП). |
44.0 | Боковой износ головки рельса сверх допускаемых норм. | Код дефекта: по всей длине рельса44.0 |
| Вид поперечного темплета рельса |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Недостаточная износостойкость рельсового металла и усиленное проскальзывание, связанное, как правило, с увеличением углов набегания гребней колес на боковую грань рельсов из-за нарушений нормального вписывания тележек подвижного состава в кривые участки пути. Недостаточная лубрикация боковой грани головки рельсов. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, проверка измерительными приборами. Боковой износ измеряется на высоте 13 мм ниже существующей поверхности катания и определяется как разница проектной ширины головки рельса и измеренной ширины головки рельса ниже поверхности катания на 13 мм без учета наплывов с нерабочей грани рельса. |
УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ При движении по рельсам типов Р50, Р65 и Р75 с равномерным боковым износом допустимые скорости движения устанавливают в соответствии с табл.3 (раздел 7.1, с.131). При интенсивном боковом износе следует использовать гребнесмазы-ватели и рельсосмазыватели (передвижные и/или стационарные). В наружные нити кривых радиусами 650 м и менее рекомендуется укладывать рельсы типа Р65К, рельсы, изготовленные из износостойкой стали. Необходимо обеспечивать правильное положение кривых в плане, ликвидировать возможные отступления по возвышению наружного рельса, по подуклонке рельсов и не допускать в эксплуатации отступлений в содержании ходовых частей подвижного состава. Если рельсы с боковым износом в наружных нитях кривых удовлетворяют действующим Техническим указаниям по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути, то производят их перекладку с переменой рабочего канта в прямые или во внутренние нити кривых. По рельсам, имеющим боковой износ более 15,0 мм, должны производиться ежемесячные замеры величины бокового износа дорожным мастером на данных участках с последующим анализом интенсивности нарастания износа начальником дистанции пути и его докладом в службу пути. | |
| | | | |
46.3-4 | Смятие и износ головки в зоне сварного стыка из-за местного снижения механических свойств металла после пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в сварном стыке 46.3 46.4 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Вследствие неоднородности механических свойств металла, получающейся при сварке рельсов, образуется местное одиночное (одна седловина) или двойное (две седловины) смятие головки рельса. Интенсивному развитию седловин в эксплуатации способствуют наличие начальной неровности в сварном стыке, образовавшейся при сварке рельсов с концевой искривленностью, отсутствие или нарушение технологии упрочняющей термической обработки сварных стыков. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, проверка измерительными приборами, универсальным шаблоном измерон модели 00316 и др.Контроль сварных стыков в соответствии с Технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в пути и Правилами контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельсы, имеющие смятие головки при измерении по оси головки от линейки длиной 1 м более 1,0 мм, являются дефектными (ДР). Для уменьшения уклонов неровности на поверхности катания головки в зоне сварного стыка производят местное шлифование рельса. Для полного или частичного устранения неровностей производят шлифовку рельсов по всей длине рельсошлифовальными поездами. Для полного устранения неров- |
ностей проводят восстановление сварного стыка вырезкой дефектного участка и вваркой вставки. До выполнения указанных работ или при невозможности их выполнения до плановой замены рельсов или восстановления сварного стыка в зависимости от глубины смятия сварного стыка h скорость движения поездов не должна превышать: 120 км/ч при 1,0 < h ≤ 2,0 мм, 70 км/ч при 2,0 < h ≤ 3,0 мм, 40 км/ч при 3,0 < h ≤ 4,0 мм, 25 км/ч при 4,0 < h. При глубине смятия более 4,0 мм рельсы заменяют или восстанавливают в первоочередном порядке. При нарастании числа дефектных рельсов с деф.46.3-4 в условиях эксплуатации, соответствующих действующим нормативам, информировать об этом предприятие, выполнившее сварку рельсов. |
47.3-4 | Смятие и износ головки в зоне сварного стыка из-за местного снижения механических свойств металла до пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в сварном стыке 47.3 47.4 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Вследствие неоднородности механических свойств металла, получающейся при сварке рельсов, образуется местное одиночное (одна седловина) или двойное (две седловины) смятие головки рельса. Интенсивному развитию седловин в эксплуатации способствуют наличие начальной неровности в сварном стыке, образовавшейся при сварке рельсов с концевой искривленностью, отсутствие или нарушение упрочняющей термической обработки сварных стыков. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, проверка измерительными приборами, универсальным шаблоном измерон модели 00316 и др.Контроль сварных стыков в соответствии с действующей Технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в пути и Правилами контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельсы, имеющие смятие головки при измерении по оси головки от линейки длиной 1 м более 1,0 мм, являются дефектными (ДР). Для уменьшения уклонов неровности на поверхности катания головки в зоне сварного стыка производят местное шлифование рельса. Для полного или частичного устранения неровностей производят шлифовку рельсов по всей длине рельсошлифовальными поездами. Для полного устранения неров- |
ностей проводят восстановление сварного стыка вырезкой дефектного участка и вваркой вставки. До выполнения указанных работ или при невозможности их выполнения до плановой замены рельсов или восстановления сварного стыка в зависимости от глубины смятия сварного стыка h скорость движения поездов не должна превышать: 120 км/ч при 1,0 < h ≤ 2,0 мм, 70 км/ч при 2,0 < h ≤ 3,0 мм, 40 км/ч при 3,0 < h ≤ 4,0 мм, 25 км/ч при 4,0 < h. При глубине смятия более 4,0 мм рельсы заменяют или восстанавливают в первоочередном порядке. При образовании дефекта в эксплуатационных условиях, отвечающих гарантийным обязательствам, предъявить рекламацию изготовителю сварного стыка. |
50.1-2 | Вертикальные расслоения шейки из-за нарушения технологии изготовления рельсов | Код дефекта: в стыке 50.1 вне стыка 50.2 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Дефекты технологии изготовления рельсов в виде остатков усадочной раковины, центральной пористости, резко выраженной ликвации в шейке рельса или наличия скоплений неметаллических включений могут привести к образованию расслоения шейки в эксплуатации. СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, ультразвуковое дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельсы, имеющие расслоение шейки, являются остродефектными (ОДР) и подлежат замене без промедления. Предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов. |
53.1 | Трещины в шейке от болтовых отверстий в рельсе из-за повышенного динамического воздействия в стыках. | Код дефекта: в стыке 53.1 |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Концентрация напряжений на кромках болтовых отверстий. Неудовлетворительное содержание стыков (ослабление болтов, смятие и провисание концов рельсов, просадки, большие растянутые зазоры) может стать причиной появления и развития дефекта. Отсутствие упрочнения болтовых отверстий, отсутствие или некачественное исполнение фасок, надрывы на кромках отверстий, неровности на поверхности отверстий из-за некачественного сверления и коррозия ускоряют и облегчают процесс трещинообразования. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр со снятием накладок, ультразвуковое дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельсы с трещинами в шейке от болтовых отверстий являются остродефектными (ОДР) и подлежат замене без промедления. При установлении причины возникновения трещины от некачественного изготовления отверстия предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию металлургическому комбинату или другому изготовителю отверстий в рельсах. |
55.1-2 | Трещины в шейке и в местах перехода к головке от ударов по шейке и других механических повреждений, от маркировочных знаков, отверстий и других концентраторов напряжений | Код дефекта: в стыке 55.1 вне стыка 55.2 |
|
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ В результате ударов по шейке и других механических повреждений в шейке или в месте перехода шейки в головку могут образовываться трещины, которые при своем развитии могут привести к излому рельса. Концентраторы напряжений в виде отверстий, острых маркировочных знаков или острых кромок в местах перехода шейки в головку могут способствовать образованию трещин. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, в том числе со снятием стыковых накладок, ультразвуковое дефектоскопирование. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельсы с трещинами в шейке и в месте её перехода в головку являются остродефектными (ОДР) и подлежат замене без промедления. В случае обнаружения трещины от маркировочных знаков и других концентраторов напряжений, возникших при изготовлении рельсов, предъявить в соответствии с гарантийными обязательствами рекламацию металлургическому комбинату-изготовителю рельсов. |
56.3-4 | Трещины в шейке в зоне сварного стыка из-за нарушений технологии сварки и обработки сварных стыков, приведшие к отказу рельса после пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в сварном стыке 56.3 56.4 |
Вид поверхности трещины после вскрытия дефекта. Стрелкой показано расположение дефекта сварки и развившейся от него поперечной трещины усталости (глубиной 7 мм), остальное – зона хрупкого долома. | |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Основными причинами образования дефекта являются нарушения технологии сварки и обработки сварных стыков. Горизонтальные трещины преимущественно возникают из-за неудовлетворительной обработки сварного шва после сварки, а вертикальные - в результате нарушения режима сварки. |
| | | |
СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, контроль сварных стыков в соответствии с действующей Технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в пути и в Правилах контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с трещиной является остродефектным (ОДР) и подлежит замене без промедления. Информировать предприятие, которое производило сварку рельсов, о факте образования дефекта и условиях работы рельса. |
57.3-4 | Трещины в шейке в зоне сварного стыка из-за нарушений технологии сварки и обработки сварных стыков, приведшие к отказу рельса до пропуска гарантийного тоннажа. | Код дефекта: в сварном стыке 57.3 57.4 |
| Вид поверхности трещины после вскрытия дефекта 57.3. Стрелкой показано расположение дефекта сварки и развившейся от него поперечной трещины усталости (глубиной 7,0 мм), остальное – зона хрупкого долома. |
|
| | | |
ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Основными причинами образования дефекта являются нарушения технологии сварки и обработки сварных стыков. Горизонтальные трещины преимущественно возникают из-за неудовлетворительной обработки сварного шва после сварки, а вертикальные - в результате нарушения режима сварки. Трещины по болтовым отверстиям сварных стыков, сваренных алюминотермитным способом, возникают из-за неудовлетворительной обработки поверхностей отверстий (отсутствия фасок, наличия заусенцев, задиров от сверления на цилиндрической поверхности), внутренних дефектов в шейке рельсов вблизи концов рельсов, внутренних дефектов термитного шва. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ Внешний осмотр, контроль сварных стыков в соответствии с действующей Технологической инструкцией по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов в рельсосварочных предприятиях и в пути и с Правилами контроля стыков алюминотермитной сварки рельсов в пути. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ Рельс с трещиной являе Наши рекомендации |