Производящая основа производная основа

Способы словообразования

1. Морфологические:

а) приставочный (учиться → на-учиться),

б) суффиксальный (храбр(ый) → храбр-ец-),

в) приставочно-суффиксальный (лев(ый) → с-лев-а),

г) словосложение

− с соединительной гласной (лес + степь → лесостепь),

− без соединительной гласной (сорвиголова, авиабаза),

− с суффиксацией (иной + город → иногород-н-ий; земля + делать → земледел-ец-)

− аббревиация (МГУ, КубГУ, МИД, ООН, медсестра, вуз, завскладом),

д) бессуффиксный (выходить → выход-; заплывать → заплыв-; синий → синь-; дикий → дичь-)

2. «Расщепление» слова на омонимы (мышь «животное» и «устройство для ввода информации в ЭВМ»).

3. Неморфологический – переход слова в другую часть речи:

а) в существительные (пивная, военный, учительская, дежурный),

б) в прилагательные (изысканный вкус, блестящий ум),

в) в местоимения (определенный день),

г) в наречия (вечером, зимой),

д) в служебные части речи (пожалуй, благодаря, в течение, путём),

е) в междометия (караул!);

4. Усечение (компьютер → комп, специалист → спец, заместитель → зам).

Словообразовательная цепóчка: мечтательность ← мечтательный ← мечтатель ← мечтать ←мечта

! Не следует путать словообразование и формообразование. Так, слова читал, читающий, читая не образованы от глагола читать, это все формы одного и того же глагола.

! Необходимо правильно определить производящую основу − ближайшую по форме. Так, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить.

! В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которая непосредственно участвует в словообразовании.

! Нельзя путать, слова, производные только с исторической точки зрения и слова, производные в современном русском языке:

азбука (← аз + буки) народ (← народити ← родити ← род) домик ← дом
в СРЯ нет таких названий, поэтому слово азбука считается непроизводным в СРЯ утеряна смысловая связь между словами народ и народити, народ – это не то, что народилось, поэтому народ в СРЯ считается непроизводным в СРЯ есть слово дом, поэтому слово домик считается производным

Примеры словообразовательного разбора:

Излишество

излиш-еств-о ← излишний; излишество − ‘что-то излишнее’;

способ словообразования − суффиксация,

процесс, сопровождающий словообразование, − усечение производящей основы.

Комментарий

Приставочный способ образования. Примеры:

под- + писать = подписать
бес- + порядок = беспорядок
не- + веселый = невеселый

Суффиксальный способ образования. Примеры:

стол + -ов = столовый
слабый + -ость = слабость

Необходимо обратить внимание на то, что при данном способе иногда происходит отсечение части основы производящего слова. Чаще всего это явление наблюдается при образовании от глаголов.

заготовить + -к- = заготовка

Анализируя морфемный состав слова заготовка (значение: «нечто, получившееся в результате действия «заготовить»), видим, что при образовании его от глагола заготовить «исчез» суффикс -и-. Может происходить усечение как всего суффикса производящего инфинитива:

пилить + -щик = пильщик

так и его части:

зимовать + -щик = зимовщик

Бессуффиксный способ образования

Таким способом в русском языке образуются только существительные (!). Образуются от а) глаголов и б) прилагательных. К производящей основе суффикс не добавляется, а наоборот, отбрасывается:

насыпать — насыпь
просекать — просека
загорать — загар

Образец рассуждения: загар – это то, что получилось в результате действия «загорать»; насыпь – то, что получилось в результате действия «насыпать».

глубокий — глубь
гладкий — гладь
интеллектуальный — интеллектуал

В основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса:

дикий — дичь
тихий — тишь
сухой — сушь

При бессуффиксном способе часто наблюдается чередование согласных в корне: к//ч, х//ш и др.

Приставочно-суффиксальный способ образования

Этот способ является наиболее сложным для определения. Он заключается в том, что к исходной основе одновременно добавляется приставка и суффикс:

без- + дар + -н(ый) — бездарный
под- + слеп(ой) + -оват(ый) — подслеповатый
по- + нов(ый) + -ому — по-новому
в- + пятер(о) + -ом — впятером
при- + пе(ть) + -ва(ть) — припевать

Часто при этом способе образования слово возникает на базе сочетания существительного с предлогом. При этом бывшие предлоги становятся приставками:

подснежник ← под снегом
настольный ← на столе
заречье ← за рекой

Сложение

Сложение – распространенный способ образования, в результате которого появляются сложные слова. Сложение бывает нескольких видов:

Без соединительной гласной

плащ + палатка — плащ-палатка
сего дня — сегодня
сей час — сейчас

С соединительной гласной

свет + тень — светотень
ярк(ий) + зелёный — ярко-зелёный
грязь + лечебница — грязелечебница

Наши рекомендации