Производящая основа производная основа
Способы словообразования
1. Морфологические:
а) приставочный (учиться → на-учиться),
б) суффиксальный (храбр(ый) → храбр-ец-),
в) приставочно-суффиксальный (лев(ый) → с-лев-а),
г) словосложение
− с соединительной гласной (лес + степь → лесостепь),
− без соединительной гласной (сорвиголова, авиабаза),
− с суффиксацией (иной + город → иногород-н-ий; земля + делать → земледел-ец-)
− аббревиация (МГУ, КубГУ, МИД, ООН, медсестра, вуз, завскладом),
д) бессуффиксный (выходить → выход-; заплывать → заплыв-; синий → синь-; дикий → дичь-)
2. «Расщепление» слова на омонимы (мышь «животное» и «устройство для ввода информации в ЭВМ»).
3. Неморфологический – переход слова в другую часть речи:
а) в существительные (пивная, военный, учительская, дежурный),
б) в прилагательные (изысканный вкус, блестящий ум),
в) в местоимения (определенный день),
г) в наречия (вечером, зимой),
д) в служебные части речи (пожалуй, благодаря, в течение, путём),
е) в междометия (караул!);
4. Усечение (компьютер → комп, специалист → спец, заместитель → зам).
Словообразовательная цепóчка: мечтательность ← мечтательный ← мечтатель ← мечтать ←мечта |
! Не следует путать словообразование и формообразование. Так, слова читал, читающий, читая не образованы от глагола читать, это все формы одного и того же глагола.
! Необходимо правильно определить производящую основу − ближайшую по форме. Так, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить.
! В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которая непосредственно участвует в словообразовании.
! Нельзя путать, слова, производные только с исторической точки зрения и слова, производные в современном русском языке:
азбука (← аз + буки) | народ (← народити ← родити ← род) | домик ← дом |
в СРЯ нет таких названий, поэтому слово азбука считается непроизводным | в СРЯ утеряна смысловая связь между словами народ и народити, народ – это не то, что народилось, поэтому народ в СРЯ считается непроизводным | в СРЯ есть слово дом, поэтому слово домик считается производным |
Примеры словообразовательного разбора:
Излишество
излиш-еств-о ← излишний; излишество − ‘что-то излишнее’;
способ словообразования − суффиксация,
процесс, сопровождающий словообразование, − усечение производящей основы.
Комментарий
Приставочный способ образования. Примеры:
под- + писать = подписать
бес- + порядок = беспорядок
не- + веселый = невеселый
Суффиксальный способ образования. Примеры:
стол + -ов = столовый
слабый + -ость = слабость
Необходимо обратить внимание на то, что при данном способе иногда происходит отсечение части основы производящего слова. Чаще всего это явление наблюдается при образовании от глаголов.
заготовить + -к- = заготовка
Анализируя морфемный состав слова заготовка (значение: «нечто, получившееся в результате действия «заготовить»), видим, что при образовании его от глагола заготовить «исчез» суффикс -и-. Может происходить усечение как всего суффикса производящего инфинитива:
пилить + -щик = пильщик
так и его части:
зимовать + -щик = зимовщик
Бессуффиксный способ образования
Таким способом в русском языке образуются только существительные (!). Образуются от а) глаголов и б) прилагательных. К производящей основе суффикс не добавляется, а наоборот, отбрасывается:
насыпать — насыпь
просекать — просека
загорать — загар
Образец рассуждения: загар – это то, что получилось в результате действия «загорать»; насыпь – то, что получилось в результате действия «насыпать».
глубокий — глубь
гладкий — гладь
интеллектуальный — интеллектуал
В основе прилагательного, от которого образуется существительное, может не быть суффикса:
дикий — дичь
тихий — тишь
сухой — сушь
При бессуффиксном способе часто наблюдается чередование согласных в корне: к//ч, х//ш и др.
Приставочно-суффиксальный способ образования
Этот способ является наиболее сложным для определения. Он заключается в том, что к исходной основе одновременно добавляется приставка и суффикс:
без- + дар + -н(ый) — бездарный
под- + слеп(ой) + -оват(ый) — подслеповатый
по- + нов(ый) + -ому — по-новому
в- + пятер(о) + -ом — впятером
при- + пе(ть) + -ва(ть) — припевать
Часто при этом способе образования слово возникает на базе сочетания существительного с предлогом. При этом бывшие предлоги становятся приставками:
подснежник ← под снегом
настольный ← на столе
заречье ← за рекой
Сложение
Сложение – распространенный способ образования, в результате которого появляются сложные слова. Сложение бывает нескольких видов:
Без соединительной гласной
плащ + палатка — плащ-палатка
сего дня — сегодня
сей час — сейчас
С соединительной гласной
свет + тень — светотень
ярк(ий) + зелёный — ярко-зелёный
грязь + лечебница — грязелечебница