Причины афазии. Симптоматика и механизмы афазии. Классификация афазии. Основные формы афазий. Обследование больных с афазией.
Раздел 2. Формы афазии
Акустико-гностическая сенсорная афазия. Нарушение понимания. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение чтения и письма. Акустико-мнестическая афазия. Нарушение понимания. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение чтения и письма. Амнестико-семантическая афазия. Нарушение понимания. Нарушение устной и письменной речи. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение понимания. Нарушение чтения и письма. Эфферентная моторная афазия. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение чтения и письма. Нарушение понимания. Динамическая афазия. Нарушение экспрессивной речи. Нарушение понимания речи. Афазия у левшей.
Раздел 3. Современный подход к проблеме преодоления афазии
Решение проблемы преодоления афазии на современном этапе. Проблема раннего этапа восстановления речи. Основные принципы стратегии коррекционно-педагогической работы. Тактика восстановительного обучения при афазиях. Преодоление акустико-гностической сенсорной афазии. Преодоление акустико-мнестической афазии. Преодоление амнестико-семантической афазии. Нарушение понимания. Преодоление эфферентной моторной афазии. Преодоление динамической афазии.
Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная:
Бейн, Э. С. Восстановление речи у больных с афазией / Э. С., Бейн, М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель. - М., 1982.
Бурлакова, М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии / М. К. Бурлакова. - М., 1989.
Бурлакова, М. К. (Шохор-Троцкая) Говори и пиши правильно : сборник упражнений для преодоления сложных речевых расстройств / М. К. Бурлакова (Шохор-Троцкая). - М., 1997.
Бурлакова, М. К. Речь и афазия / М. К. Бурлакова. - М., 1997.
б) дополнительная:
Лурия, А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы / А. Р. Лурия. - М., 1948.
Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - М., 1969.
Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвисткки / А. Р. Лурия. - М., 1975.
Лурия, А. Р. Функциональная организация мозга // Естественнонаучные основы психологии / А. Р. Лурия. – М., 1978.
Хрестоматия по логопедии ; под ред. Д. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 1997. - Ч. II. - С. 140-282.
Цветкова, Л. С. Афазия и восстановительное обучение / Л. С. Цветкова. - М., 1988,
Шорох-Троцкая, М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления / М. К. Шорох-Троцкая. - М., 1972.
Лурия, А. Р. Мозг и психические процессы / А. Р. Лурия. - М., 1963. - Т.- 1.
Ушакова, Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы / Т. Н. Ушакова. - М., 1979.
6.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения учебного процесса необходимы:
l группы (классы), оборудованные различными техническими средствами обучения (компьютеры, звукозаписывающая аппаратура, оптические средства коррекции, видео и аудиоаппаратура);
l специальные учебные и методические пособия (программы, учебники и др.);
l дидактический материал.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Аудиторный фонд, телевизор, видеомагнитофон, ДVД- плеер, наглядные пособия, дидактический материал.
8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
8.1. Методические рекомендации для преподавателя
Основные формы организации обучения: проведение лекций (в виде традиционных и проблемных лекций); практических / семинарских занятий (в виде коллективных форм обсуждения, круглых столов, деловых игр, мозговых штурмов, работы по микрогруппам – решение проблемных ситуаций, моделирование, презентации проектов), различные формы самостоятельной работы студентов, промежуточные аттестации студентов (в виде контрольных работ и тестирования), консультации, экзамен.
Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование научной и учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, ведение словаря и методической папки педагога, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
8.2. Методические рекомендации для студентов
Перечень контрольных вопросов и заданий
для самостоятельной работы
Какова функция центрального речевого аппарата и его отделов?
Какие органы артикуляционного аппарата являются подвижными, а какие - неподвижными?