Школы будущего первоклассника
Школы будущего первоклассника
«Дошколёнок»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:
Смирнова И.А.
педагог дополнительного
образования детей
г. Княгинино
2014 г
Оглавление:
1.Пояснительная записка.
2.Учебный план
3.Календарно-учебный график
4.Рабочие программы модулей
5. Оценочные материалы
6.Список литературы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Школа будущего первоклассника «Росток» | |
Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению | |
Основные разработчики программы | Смирнова Инна Анатольевна,учитель начальных классов, первая квалификационная программа | |
Основная цель программы | обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. | |
Задачи программы | 1. Создание развивающей среды. 2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры. 3. Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 4. Формирование опыта самопознания. | |
Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов | |
Основные направления программы | 1. Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп; 2. Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта; 3. Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность. | |
Сроки реализации программы | Сентябрь-май 2014-2015 уч. год | |
Пользователи основных мероприятий программы | Дети 5-6 лет, которые готовятся поступить в 1 класс | |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
(В.А. Сухомлинский)
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 5 - 6 лет, рассчитана на 1 год и составлена на основе комплексной программы дошкольного образования .
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
1..Создание развивающей среды.
2.Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
3.Формирование опыта самопознания.
В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы концепция программы школы будущего первоклассника «Дошколёнок» дошкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.
Принципыпостроения программы школы будущего первоклассника «Дошколёнок»:
1. Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
2. Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
3. Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
4. Принцип образа мира и целостности содержания образования - формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
5. Принцип смыслового отношения к миру - осмысление ребенком того, что он является частью мира.
6. Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
7. Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
8. Принцип опоры на предшествующее развитие.
9. Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
2. Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
3. Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
4. Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Отказ от «школьного» обучения детей дошкольного возраста, разработка комплексной психолого-физиологической диагностики развития ребенка и готовности к школьному обучению, приведение педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребенка на данном этапе развития, создание адаптивной образовательной средыдля детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, будут способствовать решению данной проблемы.
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников. Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 25 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста (п.12.11 СанПин 2.4.1.2669-10 с изменение от 20.12.2010 г.), прерываемого динамической паузой 5 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю по 2 урока.
Порядок организацииработы школы будущих первоклассников «Дошколёнок»:
- группы формируются из детей 5-6 лет;
- продолжительность обучения составляет 144 занятия (сентябрь – май)
- наполняемость группы не более 25 человек;
- режим занятий: 2 раз в неделю (понедельник, четверг) – 2 занятия по 25 минут.
Ведущим методическим приёмом на уроке в «Школе будущего первоклассника» выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Учебный план
№ п/п | Наименование предмета | Наименование модулей | Периодичность занятий | Количество учебных часов в год |
«Буквоежка» | Ø Обучение грамоте Ø Подготовка руки к письму Ø Ознакомление с окружающим миром | 2 раза в неделю (интегрированно) | ||
«Рассчитайка» | Ø Обучение математике Ø Конструирование Ø Лепка | 2 раза в неделю (интегрированно) Всего |
Календарно-учебный график
2014-2015 уч. год | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||||||||||||||
недели | |||||||||||||||||||
1-6 | 8-13 | 15-20 | 22-27 | 29- | -4 | 6-11 | 13-18 | 20-25 | 27-31 | 3-8 | 10-15 | 17-22 | 24-29 | 1-6 | 8-13 | 15-20 | 22-27 | 29-31 | |
часы | |||||||||||||||||||
2014-2015 уч. год | январь | февраль | март | |||||||||||
недели | ||||||||||||||
1-3 | 5-10 | 12-17 | 19-24 | 26-31 | 2-6 | 9-14 | 16-21 | 23-28 | 2-7 | 9-14 | 16-21 | 23-28 | ||
часы | п | п | ||||||||||||
2014-2015 уч. год | апрель | май | ||||||||
недели | ||||||||||
1-4 | 6-11 | 13-18 | 20-25 | 27-30 | 4-9 | 11-16 | 18-23 | |||
часы | ||||||||||
всего |
Курс «Буквоежка»(72 ч.)
Цель курса – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, то есть развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребёнка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка.
Задачи обучения:
1)формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения; приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
2)развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
3)развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
4)развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
5)развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
6)обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка;
7)развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосо-четанием, предложением;
8)расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребёнка.
Модуль «Обучение грамоте»(48 часов)
Содержание курса
1.Звуки:
- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Слоги:
- понятие «слог», слоговой анализ слов;
- подбор слов на заданное количество слогов;
- выделение в словах первого и последнего слогов;
- подбор слов на заданный слог;
- составление прямых и обратных слогов.
3. Слова:
- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
- изменение слов путём замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
4. Буквы:
- знакомство с буквами;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- согласные и гласные буквы;
- соотнесение букв и звуков.
5. Связная устная речь:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- обучение подробному пересказу;
- обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картинке, по серии картинок.
В течение обучения производится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на:
- выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;
- выделение одинаковых предметов из группы предметов;
- выделение лишнего предмета;
- объединение различных предметов в группы;
- выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.
6. Развитие связной устной речи:
- составление рассказа по сюжетной картине;
- составление комбинированного рассказа;
- пересказ текста.
На занятиях могут быть использованы различные виды деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выполнение заданий в тетради. Объём материала регулируется, исходя из индивидуальных возможностей детей.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Ожидаемые результаты:
ü знают термины: звук, слог, гласный, согласный, твёрдый, мягкий;
ü различают на слух и в произношении звуки гласные и согласные;
ü определяют порядок звуков и место звука в слоге;
ü находят слова с определённым звуком;
ü членят слова на слоги (части);
ü составляют предложение из 3-4 слов;
ü составляют рассказы по картинке, серии картинок, из опыта, небольшие сказки;
ü ориентируются в странице тетради, правильно располагают в ней предметные рисунки, узоры;
ü аккуратно заштриховывают предметные рисунки, не выходя за контуры и соблюдая наклон.
Модуль «Подготовка руки к письму» (16 часов)
Цель – развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
Задачи обучения:
1. Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
2. Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
3. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
4. Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
5. Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке:
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка.
Предметное содержание.
1. Знакомство с правилами письма и разлиновкой тетради.
Правильная посадка, положение листа. Разлиновка тетради (узкая рабочая строка, широкая рабочая строка)
2. Обведение по контуру узоров, составление узоров, штриховка.
3. Письмо основных элементов букв
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы
- линии с закруглением внизу и вверху,
Предполагаемые результаты:
1. Правильно сидеть (правильная поза: положение туловища, рук, головы, положение тетради или листа).
2. Правильно держать ручку.
3. Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать элементы букв в строке.
4. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов букв.
5. Писать основные элементы букв:
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы;
- линии с закруглением внизу и вверху,
6. Аккуратно штриховать фигуры.
7. Обводить ровно и аккуратно по контуру.
8. Аккуратно разукрашивать фигуры.
Модуль «Ознакомление с окружающим миром» (8 часов).
Цель - знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.
Задачи обучения:
1. Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.
2. Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.
3. Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах материальной культуры, свойствах и разновидностях материалов, явлениях природы и др.
4. Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.
5. Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.
6. Воспитывать бережное ответственное отношение к природе.
7. Учить следовать экологическим правилам поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.
Предметное содержание.
1. Времена года. Явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Основные признаки сезона. Сутки. Режим дня.
2. Природа живая и неживая. Основные характеристики.
3. Характерные особенности домашних и диких животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране, в других странах. Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе.
4. Наша страна. Столица. Мой родной город. Моя семья.
Планируемые результаты.
Дети узнают:
ü времена года;
ü части суток;
ü отличие живой и неживой природы;
ü название страны и города в котором живет
Научатся:
ü различать диких и домашних животных;
ü различать культурные и дикорастущие растения;
ü называть характерные признаки времен года;
ü различать части суток;
ü рассказать о своей семье.
Тематическое планирование курса «Буквоежка» (интегрированный курс),
Конкретизация
Аналогия
Основной целью программы «Ступеньки» является развитие у детей в ходе дидактической игры мышления, творческих сил и деятельностных способностей, общеучебных умений и качеств личности, обеспечивающих эффективное обучение в школе.
Формы и методы организации занятий:
- Практические
- Словесные
- Игровые
- Учебно-игровые
На занятиях с детьми нужно изучить, что такое величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и во времени, количество и счет.
Обучение математике ( 55 часов)
Предметное содержание
Общие понятия
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающие общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов .Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей ( групп ) предметов с помощью составления пар (равно, не равно, больше на.., меньше на.)
Формирование общих представлений о слоении как объединении групп предметов в одно целое.
Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого.
Взаимосвязь между целым и частью.
Начальные представления о величинах.
Натуральное число как результат счета и измерения.
Числовой отрезок.
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерностей.
Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность, обозначение чисел от1 до 10 цифрами и точками. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.
Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на.., меньше на..) на наглядной основе.
Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 с использованием наглядной опоры. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.
Представление о натуральном числе как результате изменения величин
( количественной характеристике свойств предметов)
Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание чисел на числовом отрезке. (Сложение и вычитание чисел с помощью числового отрезка)
Решение простых ( в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.
Оценочные материалы
Приложение №1
Тест школьной зрелости
Дата проведения: апрель текущего года.
Время проведения: 20 минут.
Цель проведения: оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.
Методика проведения: учитель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.
1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
2. Какое животное больше: лошадь или собака?
3. Что раньше: обед или завтрак?
4. Днем светло, а ночью?
5. Утром мы завтракаем, а днем?
6. Яблоки, груши, персики – что это?
7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
8. Скажи одним словом: Москва, Сыктывкар, Киев – это ___________ .
9. В каком городе ты живешь?
10. Какие ты знаешь транспортные средства?
11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.
12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?
13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака.
14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?
15. Зачем люди занимаются спортом?
16. Чем отличается старый человек от молодого?
17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?
18. От какого животного получают молоко?
19. Назови по порядку дни недели.
20. Назови по порядку времена года.
21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.
22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.
23. Подбери по три слова на буквы А, Н.
24. Какое слово длиннее: веревка или река?
25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?
26. Сосчитай до 10, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 10 до 1.
27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).
28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6?
29. Измерь длину стола линейкой. Теперь – ладошкой. Сколько поместилось линеек? Карандашей? Чего получилось больше? Почему?
30. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
Критерии оценки теста:
Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал верные и полные ответы на 23 - 30 вопросов.
Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса.
Низкий уровень школьной зрелости – дошкольник ответил менее чем на 16 вопросов.
Приложение №2
Проверочная работа
Дата проведения: апрель текущего года.
Время проведения: 25 минут.
Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов.
Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает учитель и дает время на выполнение.
№1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.
Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.
№2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.
№3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».
№4. Планируемый результат: отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько стало? Сколько осталось?
Умения, характеризующие достижение этого результата: внимательно слушать, понимать смысл объединения частей в целое, выделения части из целого.
№5. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.
Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать простейшие геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,
№6. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.
Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.
Ф.И.
___________________________________________________________________________
№1. Продолжи ряд.
/ ∙ // ∙ ∙ /// ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________
№2. Соедини линией.
№3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.
Список литературы.
Курс «Буквоежка»
Для учащихся:
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Пособие для дошкольников 5 – 6 лет. Части 3 и 4. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Наши прописи». Тетрадь для дошкольников 5 – 6 лет в 2-х частях. – М.: Баласс, 2010.
Для учителя:
1. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 3 и 4/Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, Издательский Дом РАО, 2003.
Курс «Рассчитайка»
1.Программа «Ступеньки». Курс математики для дошкольной подготовки детей 3-6 лет по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» М. «АПК и ППРО»2007г
2.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина Практический курс математики для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…» М. «Ювента»,2008 г
3. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина Рабочая тетрадь 1-2 часть по математике для дошкольников «Раз- ступенька, два- ступенька…»
школы будущего первоклассника
«Дошколёнок»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:
Смирнова И.А.
педагог дополнительного
образования детей
г. Княгинино
2014 г
Оглавление:
1.Пояснительная записка.
2.Учебный план
3.Календарно-учебный график
4.Рабочие программы модулей
5. Оценочные материалы
6.Список литературы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Школа будущего первоклассника «Росток» | |
Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению | |
Основные разработчики программы | Смирнова Инна Анатольевна,учитель начальных классов, первая квалификационная программа | |
Основная цель программы | обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования. | |
Задачи программы | 1. Создание развивающей среды. 2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры. 3. Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы. 4. Формирование опыта самопознания. | |
Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов | |
Основные направления программы | 1. Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп; 2. Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта; 3. Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность. | |
Сроки реализации программы | Сентябрь-май 2014-2015 уч. год | |
Пользователи основных мероприятий программы | Дети 5-6 лет, которые готовятся поступить в 1 класс | |
Ожидаемые результаты |
|
Пояснительная записка
Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает
делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
(В.А. Сухомлинский)
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 5 - 6 лет, рассчитана на 1 год и составлена на основе комплексной программы дошкольного образования .
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
1..Создание развивающей среды.
2.Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
3.Формирование опыта самопознания.
В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы концепция программы школы будущего первоклассника «Дошколёнок» дошкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.
Принципыпостроения программы школы будущего первоклассника «Дошколёнок»:
1. Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
2. Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
3. Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
4. Принцип образа мира и целостности содержания образования - формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
5. Принцип смыслового отношения к миру - осмысление ребенком того, что он является частью мира.
6. Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
7. Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
8. Принцип опоры на предшествующее развитие.
9. Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа школы будущего первоклассника «Дошколёнок» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
2. Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовк