Порядок анализа элементов в блочно-модульной схеме
планирования учебного процесса
Уровень сознания | N блока | Модусы времени (одинаковые для всех блоков) | |||||
I | II | III | IV | прошлое | будущее | настоящее | |
рефлексивное | 4а | 2б | 1в | 1г | |||
предметное | 3а | 1б | 2в | 2г | |||
эгоцентрическое | 1а | 4б | 4в | 3г | |||
общественное | 2а | 3б | 3в | 4г |
Общая технологическая карта конструирования
учебной дисциплины
Операция 1. Ввести исходное понятие науки в материальный элемент естественно-научного блока базового модуля (рис. 9).
Операция 2. По словарю – русского языка, логическому, лингвистическому, специальному и т.д. – дать определение науки.
Операция 3. На основе определения провести разделение исходного понятия на два других, одно из которых будет символизировать форму данной науки, другое – содержание.
Операция 4. Зона неопределенности. Совершить мыслительную операцию перехода от содержания науки к аналогичному, данному в иной ситуации. Дать имя совершенному переходу, выделить ключевое понятие.
Операция 5. Ввести ключевое понятие в состав естественно-научного блока.
Операция 6. Провести анализ ключевого понятия с точки зрения его поведения в психике и сознании изучающего науку. С этой целью совершить:
Операция 6.1. Построить матрицу блока I (табл. 13).
Операция 6.2. В верхнюю клетку второго столбца ввести ключевое понятие.
Операция 6.3. Определить значение КП с т.з. интервала времени прошлого, внести его в матрицу.
Операция 6.4. Определить значение КП с т.з. интервала времени будущего, внести его в матрицу.
Таблица 13
Общая схема анализа блока I
Уровни сознания | Ключевое понятие | Психическое время | ||
прошлое | будущее | настоящее | ||
рефлексивное | 4а | |||
предметное | 3а | |||
эгоцентрическое | 1а | |||
общественное | 2а |
Операция 6.5. Определить значение КП с т.з. интервала времени настоящего, внести его в матрицу.
Операция 6.6. В левый столбец ввести наименование уровней сознания.
Операция 6.7. Дать определение ключевого понятия (КП) с точки зрения (т.з.) эгоцентрического сознания, т.е. с позиций структуры этого понятия (1а).
Операция 6.8. Дать определение КП с т.з. общественного сознания (2а).
Операция 6.9. Дать определение КП с т.з. предметного сознания (3а).
Операция 6.10. Дать определение КП с т.з. рефлексивного сознания (4а).
Операция 6.11. Заполнить внутренние ячейки матрицы.
Операция 6.11.1. Методом наведения интервала времени прошлого на эгоцентрический уровень вывести и внести в матрицу элемент эгоцентрического уровня 1а.1.
Операция 6.11.2. Рассмотреть элемент 1а1 в новом контексте – интервала времени настоящего и эгоцентрического сознания. Определить элемент 1а.2.
Операция 6.11.3. Рассмотреть элемент 1а2 в контексте интервала времени прошлого и эгоцентрического сознания. Определить элемент 1а.3.
Операция 6.11.4. Перейти на уровень общественного сознания. Методом наведения интервала времени прошлого на общественное сознание определить в новом контексте элемент 2а.1.
Операция 6.11.5. Определить элемент 2а.2.
Операция 6.11.6. Определить элемент 2а.3.
Операция 6.11.7. Перейти на уровень предметного сознания. Определить элемент 3а.1.
Операция 6.11.8. Определить элемент 3а.2.
Операция 6.11.9. Определить элемент 3а.3.
Операция 6.11.10. Перейти на уровень рефлексивного сознания. Определить элемент 4а.1.
Операция 6.11.11. Определить элемент 4а.2.
Операция 6.11.12. Определить элемент 4а.3.
Операция 7. Ввести понятие из ячейки времени настоящего в базовый модуль, пространственный параметр (рис. 9).
Операция 8. Ввести понятие из ячейки времени будущего в базовый модуль, временной параметр. Дать наименование всему блоку I.
Операция 9. Перенести предыдущее понятие в культурологический блок базового модуля, параметр материальный.
Операция 10. Из соответствующего словаря взять определение понятия, внесенного в материальный параметр культурологического блока.
Операция 11. На основе определения провести разделение данного понятия на два других, одно из которых будет символизировать форму, другое – содержание.
Операция 12. Зона неопределенности. Совершить мыслительную операцию перехода от одной формы к аналогичной, данной в иной ситуации. Вывести второе ключевое понятие.
Операция 13. Ввести выявленное ключевое понятие в информационный элемент культурологического блока (рис. 9.).
Операция 14. Провести анализ ключевого понятия с точки зрения его поведения в психике и сознании изучающего науку. С этой целью:
Операция 14.1. Построить матрицу блока II (табл. 13).
Операция 14.2. В верхнюю клетку второго столбца ввести ключевое понятие.
Операция 14.3. Заполнить первую строку интервалов времени и первый столбец уровней сознания.
Операция 14.4. Определить значение ключевого понятия с точки зрения интервалов времени прошлого, будущего и настоящего, внести их в соответствующие ячейки блока II.
Операция 14.5. Дать определение ключевого понятия с позиций предметного, рефлексивного, общественного, эгоцентрического сознания (1б, 2б, 3б, 4б).
Таблица 13