Раздел 3. Программы воспитания, обучения и развития детей.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

общепрофессиональной дисциплины (ОП 05) Теоретические основы дошкольного образования

Преподаватель Митрофанова Елена Евгеньевна

Раздел 1. Тенденции развития дошкольного образования

Тема 1.1. Отечественный опыт дошкольного образования

Задание 1.Развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране на разных исторических этапах развития– написание реферата по теме 1.1. (по выбору студента)

1.А.С.Симонович - организатор и руководитель детского сада.

2.Проблема сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Е.И. Тихеевой.

3.Вклад Е.И. Тихеевой в развитие отечественной дошкольной педагогики.

4.Вопросы всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Н.К. Крупской.

5. Проблема эстетического развития и воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Е.А. Флериной.

6.Вопросы умственного воспитания, развития в педагогическом наследии А.П. Усовой

7. Идеи М. М. Монтессори в России.

Задание 2. Составление аналитической таблицы «Вклад в развитие отечественного дошкольного образования» по схеме:

Ф.И.О. педагога Годы жизни Педагогические идеи Педагогические труды
К.Д. Ушинский 1824-1870    
А.С. Симонович      
Е.Н. Водовозова      
Л.К. Шлегер      
Е.И. Тихеева      
Н.К. Крупская      
Е.А. Флерина      
А.П. Усова      

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем подготовки и защиты реферата,

- оценка преподавателем анализа литературы.

 

Задание 3. Современные тенденции обновления дошкольного образования в стране.

1.Составление аналитической таблицы «Проблемы современного дошкольного образования» на основе изучения статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Управление дошкольным учреждением», «Дошкольная педагогика», «Современный детский сад», «Обруч» и Интернет-ресурсов.

«Проблемы современного дошкольного образования»
Название журнала Номер и год издания журнала Автор статьи Название статьи Аннотация статьи
         
         
         
         

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем составления аналитической таблицы

Тема 1.2. Использование зарубежного опыта дошкольного образования в работе воспитателя.

Задание 1. Сравнительный анализ особенностей общественного дошкольного образования разных стран:

1. Система дошкольного образования в Европе (Германии, Франции, Великобритании, Испании. Италии, Дании, Болгарии, Венгрии, Нидерландах, Кипре, Чехии).

1. Система дошкольного образования в США.

2. Система дошкольного образования в Канаде.

3. Система дошкольного образования в Японии.

4. Система дошкольного образования в Китае.

Заполните таблицу:

Страна Содержание образования Требования к педагогу Примечание
США      
Канада      
Германия      
Япония      
Скандинавия      
Швеция      
       
       
       
       

Примечание: проанализировать не менее 10 стран, в графе таблицы «Содержание образования» следует отметить, каковы особенности обучения в данной стране, с какого возраста ребенок может посещать детский сад и т.д.

Задание 2. Организация Монтессори детских садов, Вольдорфских детских садов – подбор, изучение, анализ опыта организации работы Монтессори детских садов, Вольдорфских детских садов.

1. Содержание данной темы следует законспектировать по предложенному плану.

2. Заполните таблицу:

Альтернативные педагогические системы

Характеристики Вальдорфская педагогика Педагогика Марии Монтессори
Содержание образования    
Основатель    
Отличительные признаки    

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем составления аналитической таблицы;

-оценка преподавателем составление таблицы

Раздел 2. Особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Тема 2.1. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

1. Поиск и анализ информации, необходимой для профессионального самообразования и саморазвития по проблеме организации педагогического процесса в ДОУ

Форма и методы контроля- оценка преподавателем составления конспекта по организации педагогического процесса

Тема 2.2. Нормативные документы по содержанию и организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

1. Изучить и перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующих содержание и организации дошкольного образования:

- Закон «Об образовании» РФ, Мурманской области

- Концепция развития дошкольного образования Мурманской области.

- ФГОС ДО.

- документы ДОУ (не менее 10)

Форма и методы контроля- оценка преподавателем составления конспекта.

Форма и методы контроля

-оценка преподавателем составления сообщения по содержанию одной из программ

Тема 3.3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

1. Анализ ФГОС ДО по плану:

- Требования к структуре основных образовательных программ и их объему.

- Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

- Требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем составления и представление конспекта;

Раздел 5. Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников.

Тема 5.1. Педагогические технологии в дошкольном образовании

Подготовить конспект по плану:

Современные образовательные технологии

Название педагогической технологии, автор Цель использования Описание педагогической технологии Результат использования
       
       
       
       

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем составления глоссария по теме

Форма и методы контроля

- оценка анализа содержания программы

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем составления и представление глоссария

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Журнал «Дошкольное воспитание».

3. Журнал «Управление дошкольным учреждением».

4. Журнал «Дошкольная педагогика».

5. Журнал «Современный детский сад».

6. Журнал «Обруч».

Рекомендуемая литература:

Основные источники:

Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2002

2.Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. М., 2001

3.Парамонова Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом. – М.: Академия, 2008. – 240 с.

4.Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания М.,2008.

5.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений/под ред. Т.И. Ерофеевой М. 2000

Дополнительные источники:

1. Атарщикова Н. А. Развернутое перспективное планирование по программе. Вторая младшая группа / Н. А. Атарщикова; под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.- Волгоград: Учитель, 2010. – 112 с.

2. Атарщикова Н. А. Развернутое перспективное планирование по программе. Средняя группа / Н. А. Атарщикова; под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

3.Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 112 с.

4.Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М., 2003

5.Детский сад в Японии: Опыт развития детей в группе. М., 1987.

7.Короткова, Н.А. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников. Основания разработки нормативов развития//Ребенок в детском саду. – 2004. - № 6. - с.24-28.

8.Масару И. После трех уже поздно. М., 1991

9.Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592 с.

10..О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования//Дошкольное воспитание. – 2010 г. - №12.- с.4-12.

12.Педагогика и народное образование за рубежом. М., 1990.

13.Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Академия, 2007. – 294 с.

14.Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе/ [Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Е. Клопотова и др.; под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой]. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.

15.Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: Справочно-методические материалы / сост. Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова. – Волгоград: Учитель, 2010 – 143 с.

16.Солодянкина О. В. Система планирования в дошкольном учреждении. Методическое пособие / О. В. Солодянкина. – М.: Издательство: АРКТИ, 2008. – 96 с.

17. Соломенникова О. А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений. Методическое пособие / О. А. Соломенникова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

18..Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 С.

ПРОГРАММЫ

1. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Т.И. Алиева [и др.]; под ред. Л.А. Парамоновой, А.Г. Арушановой, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасовой, Л.Ф. Обуховой, Т.И. Алиевой.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 320 с.

2. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / А.В. Антонова [и др.]; под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 336 с.

3. .Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

4. Программа «Развитие» (Основные положения) / Науч. рук-ль Л. А. Венгер. – М.: Новая школа, 2006. – 96 с.

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека М. Мошкова www.lib.ru

2. Гуманитарный издательский центр «Владос» www.vlados.ru

3. Журнал «Курьер образования» www.courier.ru

4. Информационный образовательный портал «Гуманитарные науки» www.auditorium.ru

5. Министерство образования и науки РФ www.edu.ed.gov.ru

6. Народная библиотека www.biglid.com.au

7. Объединенный каталог печатных изданий www.chtivo.ru

8. Российский портал открытого образования www.openet.ru

10. Электронная библиотека "Просвещение". http://www.nd.ru/catalog/products

11.Педагогическая библиотека - http://www:pеdlib.ru

12.http://www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html - детский сад

13.http://www.doshkolyata.com.ua/books_osn.html - дошкольное образование (авторский сайт)

14.http://dob.1september.ru/ - газета «Дошкольное образование»

15.http://doshvozrast.ru/ - воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье (игры, конспекты занятий)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец оформления титульного листа

    ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА ОП 05 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный образец оформления содержания самостоятельной работы

  СОДЕРЖАНИЕ   1. Реферат по теме« » ……………………………………………… 2. Аналитическая таблица«Вклад в развитие отечественного дошкольного образования»……………………………………… 3. Анализ особенностей общественного дошкольного образования разных стран ………………………………………………………….. 4. Аналитическая таблица «Альтернативные педагогические системы»………………………………………………………………. 5. Список документов, регламентирующих деятельность ДОУ…….. 6. Конспект по теме «Программное обеспечение дошкольных образовательных учреждений»………………………………………. 7. Анализ содержания программы по теме 3.1………………………… 8. Анализ содержания парциальной программы « » ……………… 9. Краткий анализ ФГОС дошкольного образования………………… 10. Аналитическая таблица «Педагогические технологии в дошкольном образовании»…………………………………………… 11. Составление глоссария по теме «Развитие мотивации и способностей дошкольников в процессе обучения»………………... 12. Анализ содержания программы «Развитие»………………………. 13. Составление глоссария по теме «Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания дошкольников»……….    

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

общепрофессиональной дисциплины (ОП 05) Теоретические основы дошкольного образования

Преподаватель Митрофанова Елена Евгеньевна

Раздел 1. Тенденции развития дошкольного образования

Тема 1.1. Отечественный опыт дошкольного образования

Задание 1.Развитие общественного дошкольного воспитания в нашей стране на разных исторических этапах развития– написание реферата по теме 1.1. (по выбору студента)

1.А.С.Симонович - организатор и руководитель детского сада.

2.Проблема сенсорного развития и воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Е.И. Тихеевой.

3.Вклад Е.И. Тихеевой в развитие отечественной дошкольной педагогики.

4.Вопросы всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Н.К. Крупской.

5. Проблема эстетического развития и воспитания детей дошкольного возраста в педагогическом наследии Е.А. Флериной.

6.Вопросы умственного воспитания, развития в педагогическом наследии А.П. Усовой

7. Идеи М. М. Монтессори в России.

Задание 2. Составление аналитической таблицы «Вклад в развитие отечественного дошкольного образования» по схеме:

Ф.И.О. педагога Годы жизни Педагогические идеи Педагогические труды
К.Д. Ушинский 1824-1870    
А.С. Симонович      
Е.Н. Водовозова      
Л.К. Шлегер      
Е.И. Тихеева      
Н.К. Крупская      
Е.А. Флерина      
А.П. Усова      

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем подготовки и защиты реферата,

- оценка преподавателем анализа литературы.

 

Задание 3. Современные тенденции обновления дошкольного образования в стране.

1.Составление аналитической таблицы «Проблемы современного дошкольного образования» на основе изучения статей из журналов «Дошкольное воспитание», «Управление дошкольным учреждением», «Дошкольная педагогика», «Современный детский сад», «Обруч» и Интернет-ресурсов.

«Проблемы современного дошкольного образования»
Название журнала Номер и год издания журнала Автор статьи Название статьи Аннотация статьи
         
         
         
         

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем составления аналитической таблицы

Тема 1.2. Использование зарубежного опыта дошкольного образования в работе воспитателя.

Задание 1. Сравнительный анализ особенностей общественного дошкольного образования разных стран:

1. Система дошкольного образования в Европе (Германии, Франции, Великобритании, Испании. Италии, Дании, Болгарии, Венгрии, Нидерландах, Кипре, Чехии).

1. Система дошкольного образования в США.

2. Система дошкольного образования в Канаде.

3. Система дошкольного образования в Японии.

4. Система дошкольного образования в Китае.

Заполните таблицу:

Страна Содержание образования Требования к педагогу Примечание
США      
Канада      
Германия      
Япония      
Скандинавия      
Швеция      
       
       
       
       

Примечание: проанализировать не менее 10 стран, в графе таблицы «Содержание образования» следует отметить, каковы особенности обучения в данной стране, с какого возраста ребенок может посещать детский сад и т.д.

Задание 2. Организация Монтессори детских садов, Вольдорфских детских садов – подбор, изучение, анализ опыта организации работы Монтессори детских садов, Вольдорфских детских садов.

1. Содержание данной темы следует законспектировать по предложенному плану.

2. Заполните таблицу:

Альтернативные педагогические системы

Характеристики Вальдорфская педагогика Педагогика Марии Монтессори
Содержание образования    
Основатель    
Отличительные признаки    

Форма и методы контроля

- оценка преподавателем составления аналитической таблицы;

-оценка преподавателем составление таблицы

Раздел 2. Особенности содержания и организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях.

Тема 2.1. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

1. Поиск и анализ информации, необходимой для профессионального самообразования и саморазвития по проблеме организации педагогического процесса в ДОУ

Форма и методы контроля- оценка преподавателем составления конспекта по организации педагогического процесса

Тема 2.2. Нормативные документы по содержанию и организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

1. Изучить и перечислить нормативно-правовые документы, регламентирующих содержание и организации дошкольного образования:

- Закон «Об образовании» РФ, Мурманской области

- Концепция развития дошкольного образования Мурманской области.

- ФГОС ДО.

- документы ДОУ (не менее 10)

Форма и методы контроля- оценка преподавателем составления конспекта.

Раздел 3. Программы воспитания, обучения и развития детей.

Тема 3.1. Программное обеспечение дошкольных образовательных учреждений

1. Особенности программы «Детство»: структура, содержание, методы, средства обучения и воспитания.

2. Программа «Истоки»: структура, содержание, методы, средства обучения и воспитания.

3. Особенности программы «От Рождения до школы»: структура, содержание, методы, средства обучения и воспитания.

Форма и методы контроля- оценка преподавателем составления конспекта по одной из программ.

Наши рекомендации