И самое главное, что я понимала еще в 18 лет, что я уже нагулялась-наигралась-навыпивалась-накурилась и т.п. и теперь мне нужна просто спокойная и счастливая семейная жизнь.»
Очень рада за эту девушку.
От себя добавлю, что при наличии в семье настоящих основ здорового образа жизни, вашему ребенку не будет угрожать соблазн вредных привычек, поскольку перед ним всегда существует пример родителей – здоровых, красивых, свободных от зависимостей.
Я сама в свое время, получая 1-ое, музыкальное, образование вращалась в «богемной» среде, где 99% студентов и педагогов курили. Но пример сознательной жизни родителей сформировал меня таким образом, что я без всякого «морализаторства» и противопоставления себя основному социуму осталась свободной от этой привычки.
А уж в теперешнее время, когда «здоровый образ жизни» в моде – не надо бояться влияния улицы, если Вы уже естественным образом позаботились о своем влиянии!..
Ну, а теперь – новая тема.
Учебный год закончен. Многие дети буквально «доползли» его до конца… ( И учителя, кстати, - тоже!..)
Ко мне часто обращаются с вопросом: «Что делать? Ребенок учит только те предметы, которые ему нравятся!..»
Или: « Если ему не нравится учитель, он не хочет учить предмет!..»
Интересно, что лет 8 назад (когда я работала в основном с гораздо менее гуманными родителями, чем Вы, уважаемые читатели) очень заметна была динамика «ожиданий» в отношении «способного, но не послушного» ребенка, столкнувшегося со школьными проблемами:
1. «Должен быть лучшим!..» ( 1-2клас;-моим советам не внимают.)
2. «По крайней мере – не хуже других!..» (3-4кл; опять «не очень слышат»)
3. « Он, хотя бы, не дурак?..»(5-6; кое-что из моих слов просачивается в сознание)
4. «Помогите, что бы он нас услышал!!!»(7-9кл; родители уже многое слышат – ребенок психологически «отсутствует в семье»)
5. « Верните его нам, пожалуйста!.. Нам все равно – как он учится и чем увлекается!!! Только пусть вернется домой!!!»(с16 лет…)
Это история детей «из хороших семей», детей , которых учителя признавали способными, даже одаренными но - «неорганизованными», «не внимательными», «ленивыми», «с гонором».
К счастью, времена меняются. Вот письмо из почты рассылки:
«Добрый день, Светлана.
Я являюсь подписчиком рассылки «Родителям обыкновенных детей индиго». Мой сын, 12 лет, является «очень обыкновенным ребенком индиго». Я всегда прислушиваюсь к Вашим советам. В отношениях с сыном придерживаюсь политики «договариваться». Конечно, я не идеальная мама. В некоторых случаях применяю свой авторитет и давление, но это в 20% из 100. В большинстве случаев мы просто договариваемся с ребенком. Я очень хорошо помню свое детство и стараюсь не допустить ошибок моих родителей в воспитании детей. Я считаю, что мой ребенок растет самостоятельным, обласканным моей любовью, имеет собственное мнение на многие ситуации (даже во взрослом мире). Однако у нас есть проблема с учебой. Он учит только то, что ему интересно и нравится (например, экономику). В то же время, совершенно не хочет учить английский язык (у него конфликт с учительницей), математику («я не понимаю, как объясняет ГВ»), историю, не любит физкультуру. При этом спрашивает меня: я стану плохим человеком, если не буду знать что-то? Пытаюсь объяснить ему, что оценки в аттестате нужны для поступления в ВУЗ, что с 3 не берут в 10 класс, что упустишь сегодня – завтра сложнее учиться. Но, кажется, я зря сотрясаю воздух. Учителя звонят по телефону по-прежнему, часто. Сын не любит ходить в школу. Зато испытывает истинное наслаждение, заходя в магазин тканей (он любит шить). Часто болеет (ЖКТ), в это время готовит вкусные обеды-ужины, рисует эскизы нарядов (конечно, для меня) и совсем не заботиться о том, что пропускает много школьного материала. Возможно, у него плохая адаптивность к школе. Но школа является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Даже не знаю, что мне делать. Может быть, у Вас есть совет и на этот случай?»
Я думаю, что это - замечательная мама!.. Просто, как и многие из нас, пока еще не свободная от стереотипов.
Проблема в том, что мы, родители, чувствуем себя как бы «обязанными » системе народного образования : «школа является неотъемлемой частью жизни каждого ребенка.» (что юридически уже несколько лет как не так!..)
Мы «Должны соответствовать» ее ожиданиям: побуждать ребенка ходить на занятия, которые ему не интересны; заставлять с уважением относиться к преподавателям, далеким от педагогического призвания; требовать выполнения домашних заданий, в своем объеме давно перешедших планку нормальной физиологической гигиены труда ребенка…
Я очень надеюсь, что молодые мамы и папы могут честно задать себе волшебный вопрос «Зачем все это нужно?» задолго до того, когда конфликт ребенка со школой станет катастрофой его жизни вообще!..
Недавно я прочла в одном глянцевом журнале статью, посвященную первоклассникам, где всем известные факты о перегрузках в современной школе, о «невменяемости» многих учебников, и их «пересочинении» каждый год, тем не менее, приводят автора к совершенно неожиданному для меня выводу: «Давайте, товарищи родители, готовить ребенка к этому «аду» как можно раньше, что бы он прошел все эти огонь воду и медные трубы как можно менее болезненно!..»
А зачем?!
Оглянитесь вокруг:
Успешной в этой жизни может стать лишь подлинная индивидуальность!..
В современном информационном обществе самый дорогой капитал –это креативность, гибкость мышления, оптимизм и психологическая независимость!..
«Образование» сейчас совершенно не равно «диплому», поэтому при устройстве на работу в любое более-менее уважающую себя организацию нужно пройти тесты. А они касаются в первую очередь способностей!.. И, в первую очередь, – способностей осваивать «новые подходы»…
Может ли исполнительный ребенок, научившийся в школе «насиловать себя» ради нужного взрослым результата стать успешным?..
К счастью, «новые дети» отказываются «разрушать себя»…
Поэтому – борются со школой или игнорируют ее…
И вот здесь, дорогие родители, у вас есть выбор: найти социально приемлемый путь для самореализации ребенка, помочь ему развить природные наклонности, освоить необходимые навыки, или пойти по пути «ответственности перед системой»:
«…оценки в аттестате нужны для поступления в ВУЗ, … с 3 не берут в 10 класс, …упустишь сегодня – завтра сложнее учиться.»
Если Вы выбираете первое, но пока не готовы к кардинальному переходу на домашнее обучение, Вы можете освоить мирное «сосуществование» со школой.
Этому посвящен мой заочный курс «Взаимодействие», Вы можете подробнее узнать о нем, написав мне письмо.
Скажу только, что Моя старшая дочь – очень «нетипичный» ребенок - закончила школу вполне успешно, и так же успешно поступила в Университет (бесплатно). Университет ее разочаровал – той же примитивной системой передачи информации, что и в школе,- сейчас вот думаем – что делать дальше?.. Так что вопрос «Зачем?» я задаю себе на каждом новом этапе взросления моих детей!..
Честно сказать: страх конфликтас Системой «попортил мне немало крови» в начальных классах школы! Я ведь сама- «отличница по жизни», мне трудно было понять, что мой ребенок не любит изучать и повторять чужие мысли, осваивать чей-то взгляд на историю или литературное произведение; и даже – О ужас- не любит читать!..
Однако, освободившись от страха, я смогла увидеть ее потрясающие, не сравненные с моими, интеллектуальные и духовные возможности (типичные для «новых детей».) Что позволило мне построить на этих возможностях все ее обучение в школе!..
Так что – буду рада помочь, если у Вас возникнет такая необходимость!..
Всего вам доброго!
Веры в себя и своих детей!
С уважением, Светлана Добровольская.
www.e-puzzle.ru