Раннее развитие и что под этим понимать.

Ко мне часто обращаются молодые родители, стремящиеся как можно раньше "развить" своего ребенка. Нередко в таких семьях я вижу детскую комнату, оборудованную всеми возможными "прибамбасами" - от полного ассортимента "Кубиков Никитина", деревянных вкладышей, "сенсорного" материала, до стадионов с горками и бассейнов с шариками.

(Я уж не говорю о всевозможных "развивающих логику" лото, "зоопарках", "азбуках", "математиках" и т.д. с 1 года)

Нередко молодые мамы жертвуют своей собственной жизнью - "по часам" занимаясь "развивающим обучением" с ребенком с утра до вечера. Как Вы догадываетесь, приглашение психолога для индивидуальных занятий обусловлено "недостаточно эффективными" результатами родительских усилий!..

Почему?.. И что, собственно, можно считать результатами?..

Гигантское количество предлагаемого сегодня методического материала в специализированных детских магазинах можно сравнить только с ассортиментом "чудодейственных" БАД, рекламируемых на Радио России: на все случаи жизни есть "волшебные" мази, капсулы, гранулы - скорее заказывайте и исцеляйтесь!.. И ведь что удивительно - "развивающие игры", так же как и "уникальные природные препараты" действительно должны быть эффективными, исходя из своей "рецептуры".

Каждый раз, выбирая наглядные пособия для своей работы, я изумляюсь методическому обоснованию предлагаемых комплектов - комар носа не подточит - и возрастные особенности учтены, и новейшие исследования в области психологии восприятия, и опыт какого-нибудь знатного логопеда обещает великолепный результат!..

Но я-то (в отличие от родителей) знаю по многолетнему опыту - "обмануть" детей в значимости всего этого для них можно будет очень на короткое время, и ...слава Богу!

Потому что неудержимое побуждение к саморазвитию, живущее в каждом ребенке, побуждение, которое гениальная Мария Монтессори назвала "Орме" и призывала взрослых с благоговением относиться к этому потрясающему механизму самораскрытия человеческого существа, требует свободного пространства для своего проявления!

Не удивительно, что ребенок стремиться оставить место для жизни, игнорируя развивающие занятия!..

"Ни философы, ни ученые не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель - использование жизненных потребностей и законов. Только сам ребенок может выявить эти законы и потребности - своими спонтанными реакциями, своими успехами. Мы увидим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли он. Подсказками будут служить интенсивность его деятельности, постоянство свободного выбора. Мы должны будем учиться у него и помогать ему всем, чем только возможно!" ( М. Монтессори, "Помоги мне это сделать самому", М. 2000г.)

Навязывая малышу информацию о мире, вместо живого, чувственного опыта, мы мешаем ребенку развиваться, отвлекаем его от созерцания и проживания ощущений, сводим все многообразие познания к ментальным процессам!..

Милые люди, хочется мне сказать!..

Дорогие родители!..

Уважайте Природу!.. Природу Человека!..

Организм - не просто химическая лаборатория, в которой можно простым балансом микроэлементов созидать и разрушать!.. Сознание ребенка - не компьютер, который нужно загрузить для последующей успешной эксплуатации!..

Все гораздо сложнее и проще!!!

Человек - уникальное Создание вселенной. Предназначение его явно выходит за рамки биологического воспроизводства. Мы живем в эпоху великих перемен: для все более широких слоев населения становиться ясно, что "мысль - материальна": от того, кем мы себя ощущаем зависит то, как мы живем и достигаем своих целей!..

Сегодня стало очевидно: социальными процессами управляют пиар - технологии, люди чувствуют: политические и рекламные компании воюют за сознание электората, а "в жизни" преуспевает тот, кто умеет быть независимым и способен программировать окружающих. Общество разделилось на неравные части: тех, кто создает программы и тех, кто готов обменять свою свободу на безответственность ведомых, к тому же имеющих все основания обвинять "программистов"!

И эта вторая группа так велика, потому что с детства ее "обучали и воспитывали", как получше "встроиться" в Систему.

Мы с вами наблюдали трагедию целого поколения, вызванную разрушением Советской Системы, однако, по инерции, чувствуем себя в безопасности именно в рамках Систем,- образования, здравоохранения, административной например, - не замечая, что они давно перестали быть оплотом стабильности и залогом успеха!..

Понятие "хорошее образование" за последние 10 лет кардинально изменилось - это уже не объем информации, полученный в престижном учебном заведении (она слишком быстро обновляется!), а умения и навыки эффективного использования своих и окружающих жизненных ресурсов.

Что совершенно невозможно без гармоничного эмоционального состояния.

.Интернет полон предложений развивающих курсов на тему "Как стать успешным", в основе которых лежит древний "Путь к себе" - к осознанию и раскрытию своего неповторимого потенциала. Публичные люди не скрывают своих увлечений йогой и другими практиками самосовершенствования. Уникальность творческого видения человека и его значимость для преуспеяния стали очевидными в самых простых видах деятельности - от торговли до создания небольших производств!..

А что же родители? Кого они надеются вырастить?

Увы!.. Они жертвуют естественным, целостным созреванием психики ребенка, основанном на эмоциональном комфорте и богатстве опыта, в пользу освоения навязываемых ребенку умозрительных задач!.. Все раньше и раньше хотят занять ребенка "полезной" деятельностью. Полезной для кого? Для того, кто с младенчества оккупирован чужими планами и желаниями? И тратит все свои силы либо на борьбу с ними, либо на их выполнение?..

Или для взрослого, который не замечает, что "прячется" в активную деятельность по развитию ребенка от своих собственных неудовлетворенностей?..

Я очень высоко ценю создателей различных "программ раннего развития". Большей частью это люди, понимающие детей и восхищающиеся их потенциалом!.. Для создателей не стоит вопрос "как заставить ребенка развиваться!" - они предлагают развивающую среду, увлекая ребенка за собой.

Однако, Чудо жизни в том, что каждый из нас неповторим...

В этом же - и разочарование жизни: прекрасные педагогические методы в руках людей с другими мотивами деятельности наполняются прямо противоположным содержанием, оказывая деформирующее влияние на психику ребенка. В этом - печальная судьба авторских школ: с уходом из жизни харизматичного педагога его метод мельчает, тонет в подробностях и перестает окрылять детей! Поскольку развивают ребенка не методики, а тот уникальный тип общения взрослого и ребенка, который стимулирует расцвет индивидуальности растущего человека. В основе его - богатство личности взрослого, его магнетизм и способность любить!

К сожалению, обычно "озабоченными" родителями движут не любовь и восхищение юной жизнью, а честолюбивые амбиции, страх "недодать" ребенку, страх оказаться недостаточно хорошим и современным, да просто потребность самоутвердиться!..

Всем известно, что в природе не бывает двух одинаковых снежинок, однако в развитии детей родители, воспитатели, учителя ожидают увидеть типичные достижения и в соответствующем возрасте:

-Ах!.. Ему уже 2 года, а он не говорит!..

-О, ужас! Ребенку 4 года, а он не хочет учиться азбуке!..

- Помогите!!! Она путает названия цифр, хотя ей уже пять лет!..

И бедного ребенка лишают самого необходимого - СПОНТАННОСТИ жизни, той питательной среды, в которой проявляются уникальные наклонности ребенка - то, что позволит ему РЕАЛИЗОВАТЬСЯ как неповторимому члену общества!..

Новые дети сопротивляются этому с потрясающим упорством, хотя и не без потерь!.. Они побуждают нас, взрослых, жить, а не изучать информацию о жизни!..

Вместо того, чтобы осваивать с малышом карточки "Времена года" или "Явления природы", идите-ка, дорогие мамы и папы, к ближайшей луже в парке, измерьте ее глубину, расскажите ребенку откуда она взялась, полюбуйтесь на то, как в ней отражаются облака (будущие дождики) и ветви деревьев (для которых дождевая вода - сама жизнь). Вдохните осенний (весенний, зимний) ветерок, пофантазируйте с ребенком - откуда он прилетел, и Ваше трехлетнее чадо получит такую порцию "развивающего обучения", с которым не сравниться годовой учебных курс "Я познаю мир!"

Дети наделены редчайшим талантом - образным восприятием мира! Они "впитывают" впечатления жизни и это позволяет человеку освоить 90% информации о мире до 5ти лет! Понимаете, интеллектом мы познаем за всю свою жизнь только 10%, а 90%- в детстве чувствами!..

И что же делаем мы, заботливые взрослые?

Мы хотим, как можно раньше, вытеснить информацией о мире - понятиями, знаками, абстрактными логическими связями - сам МИР из жизни ребенка!..

Может быть наоборот, постараться увидеть за привычными явлениями неповторимое течение Жизни? И разделить это видение с ребенком?.. Больше всего наши дети нуждаются в живом, внимательном взгляде на них самих и на то, что привлекает их внимание. Разделите изумление ребенка узорчатым листом, блестящим стеклышком, сверкающей сосулькой!.. И в этот момент деликатно добавьте информацию по поводу - вы воспитаете таким образом не просто эрудита, а человека, способного видеть и осознавать!..

Желаю удачи!..

4.Стереотипы в нашей жизни: « Ребенок плохо ест!»

Позитивная психология утверждает, что главная помеха нашему счастью – неверие в его возможность. Так что призываю Вас окинуть внутренним взором свои привычные мысли и осознать – если жизненные обстоятельства хотелось бы видеть лучшими, то мысли пора менять, противном случае все останется как есть…

Попробуйте записать на листочке привычные фразы, которыми вы иронично комментируете не слишком удачные события повседневности – у некоторых это : «Бесплатных пирожных не бывает!..» или: «… Как корова на льду!» или: « Я «старая больная женщина»; « …Не пойму – где меня кидают?..»

Есть разрушающие жизнь программы и попроще: «… Вот так всегда!..» « Ну, конечно, у меня (тебя) все не как у людей!..», « Горе ты мое!.. » и т.д.

Корифеи психологии прошлого века говорили: « Пока сознание занято выбором, подсознание – действует!..»

В немудреных прибаутках-то и обнаруживается та червоточинка, которая мешает нам использовать свой потенциал! (А он есть у каждого)

Большую часть своей активности мы осуществляем на автопилоте – это касается не только ходьбы, дыхания и зашнуровывания ботинок, но и нашего общения с близкими и коллегами, выбора телепрограмм и «чтива», а самое главное – ОЩУЩЕНИЯ собственной жизни: КАКАЯ она?.. Радостная, светлая, интересная, или – утомительная, однообразная, бессмысленная…

Часто многочасовые сессии психотерапевта направлены только на то, чтобы обнаружить деструктивную программу, сводящую «на нет» все усилия клиента « перестать беспокоиться и зажить полноценной жизнью» (как писал старина Карнеги)!..

Вероятно, Природа позаботилась о том, чтобы мы экономично расходовали свой интеллектуальный потенциал, и создала механизм перевода повторяющихся реакций в подсознательную сферу. Печально то, что, судя по внутренней неудовлетворенности большинства людей, «самопрограммирование» оказалось не самым продуктивным, а главное – совершенно не запланированным! Трудно представить, что кто-то хочет идти по жизни «как корова на льду» или готов отвергнуть благоприятное стечение обстоятельств - «бесплатных пирожных не бывает!» Однако именно на это он программирует свою действительность!..

Грустно и то, что негативное восприятие ситуации (на фоне страха или раздражения) - превращается в ожидание привычной проблемы и в отношениях с нашими близкими, в первую очередь - с детьми!

Если мама чувствует себя страдалицей, потому что

- «…ребенок не спит по ночам»

-«…его не засадишь за уроки»

-«…в его комнате всегда бардак»

-«…он очень плохо ест»

ей никогда не удастся изменить ситуацию, потому что она сфокусирована на проблеме-помехе, вместо того, чтобы обратить внимание на ее возможный источник. Для того, что бы понять ситуацию, нужно выйти из игры и попытаться ответить на вопрос: зачем это повторяется в моей жизни?.. Чему меня учит это противостояние с ребенком? Чему учу его я в этом процессе?.. Много интересного увидите!

Например, окажется, что ребенок «кричит» Вам о своих потребностях, а вы его не слышите…

Что своим давлением «в выбранном направлении» вы вынуждаете его врать и испытывать агрессию в Ваш адрес, а потом его же наказываете за это!..

Что затянувшаяся война обрастает ритуалами и непонятно – действительно ли так невыносимо съесть суп, или это привычная роль, которая воплощает свободу выбора в собственной жизни …

Пожалуй, самая «замаскированная» форма насилия – это стремление накормить ребенка!.. Действительно – какой

Маме или бабушке не хочется видеть своего малыша здоровым и цветущим!.. Да и в чем еще можно проявить такую неустанную заботу о любимом чаде, как не в организации регулярного, сбалансированного питания!..

Это наполняет жизнь смыслом, а свою роль родителя – значимостью!..

Неудивительно! Еще совсем недавно большинство людей на планете страдало от недоедания. Да и сейчас огромная часть Мира живет в страхе голодной смерти. Поэтому желание «накормить» несет огромную смысловую нагрузку:

« я тебя люблю, я о тебе забочусь, я сделаю все для тебя…»

Почему же ребенок отвергает такую заботу? Почему растущий организм не хочет получать предлагаемое ему питание? Почему «прозрачные» дети часами водят ложкой по тарелке, а слишком упитанные моментально проглатывают свою порцию?..

Не было бы счастья – да несчастье помогло!

Мода на здоровый образ жизни и «омоложение» периода зрелости человеческого организма в развитых странах стали стимулом для активного исследования «секретов здоровья и долголетия», а так же психологии и физиологии питания, как необходимых составляющих этого процесса. И мы узнали ( кто захотел – на опыте, в том числе – я!) :

-что пища - лишь одна из составляющих нашего питания, причем не самая главная.

-что организм хорошо функционирует не от того, сколько он получил питательных веществ, а от того, сколько усвоил.

- Что ключевым моментом нормальной работы пищеварительной системы (как, впрочем, и других систем организма) являются:

1)Психологический комфорт.

2)Физическая активность

3)Кислород.

Но самое главное – прекрасный, вкусный и питательный обед превращается в отраву, если прием пищи наступает до

переваривания предыдущей порции. Подробности вы можете узнать в любой серьезной книге, посвященной основам энергетического питания. По себе скажу, что постоянное чувство легкости тела и ясности мысли, пришедшие ко мне с введением этого принципа в мою жизнь, убеждают лучше аргументированных научных исследований! Для определения подходящего момента приема пищи человеку дан природой замечательный механизм – чувство голода, ясно указывающее на готовность к работе пищеварительной системы. У большинства взрослых этот механизм разрушен практикой «регулярно» и «традиционного» питания, вне зависимости от потраченной энергии и потребностей организма, а у детей – работает. И вот мы подходим к ключевому моменту:

Что же? Дать ребенку умереть голодной смертью?!.

Да нет же! Разрешите ему испытать чувство голода и запустить механизм естественной работы пищеварительной системы. Но главное - определитесь, чего Вы хотите: «что бы ребенок хорошо ел» или « чтобы ребенок хорошо жил»?!

Будьте готовы к тому, что сегодня он удовлетворится парой фруктов и горстью орехов, а завтра съест порцию жаренной картошки, превосходящую вашу!..

Избавьтесь от страха «недополучения» всего необходимого ребенку!.. Когда я убедилась на собственном опыте, что при здоровом питании объем пищи уменьшается в несколько раз, а вся энергия, ранее тратившаяся на переваривание 1-2-3его идет теперь на жизнь, я смогла спокойно довериться потребностям своего ребенка. До 10 лет она абсолютно не ела мясных продуктов, очень редко – курицу; не пила молока; не ела сладостей кроме меда. Зато очень любила печеную картошку, грибной суп, овощное рагу, сыр, фрукты (очень любила – это 1-2 раза в неделю!) Я позаботилась о том, чтобы ежедневно ей хотелось съесть 50 грамм творога с орехами. Моя мама - врач высшей категории и я получила от нее «по полной программе» информацию о том « чего недополучает ребенок» и что ее ждет в будущем. Однако явное опережение в физическом развитии своих сверстников моей дочери столь очевидно, что иногда я просто знакомлю ее со своими клиентами для снятия «страха истощения», а цветущий вид внучки делает неуместными любые теоретические аргументы бабушки.

Однажды, на Юге, мы сидели в пансионате за столом с семьей, где каждая трапеза превращалась в борьбу мамы с 7-ми летней подвижной худенькой дочерью. Поскольку ничего из предложенного меню, кроме сыра и овощей на столе не нравилось моей дочери, она 10 дней на глазах у всех ничего не ела, получая в избытке солнечные и морские ванны. (Конечно, если бы я разрешала, – она похрустела бы чипсами, поела бы мороженное. Но я следую правилу: «пустая» еда не может быть «вместо» пищи. Раз не хочется – пожалуйста: фрукты, немного орехов, солнце,- что еще надо!..)

Озабоченная мама была шокирована таким соседством, а главное – вполне здоровым видом девочки, и через 3 дня, махнула рукой на задачу «накормить любой ценой»!

Ради того, чтобы не давиться супом или котлетой, ее дочь с радостью отказалась от привычного нытья: « купи то, купи се…» А концу недели пару раз с удовольствием съела за столиком то, что ей пришлось по вкусу, чем просто сразила мать!..

Сейчас у моих бывших клиентов подрастают вторые дети, и пройдя со старшими хорошую школу, родители с легкостью доверяют организму ребенка. Некоторые дети даже ходят в сад, достаточно снять с воспитателя ответственность за «особенное поведение» малыша за столом – нет проблем.

Конечно, в этих семьях на столе не стоят конфеты или кока-кола, зато всегда – фрукты. Многие из детей «в охотку» кушают за общим столом то, что нравиться взрослым, при этом, в другие дни, делают перерывы в приеме пищи по 7-8 часов. И прекрасно выглядят!.. А вот от чего они «вянут» - так это от отсутствия свежего воздуха, движения на улице и, что самое главное – от психологического напряжения в семье между взрослыми людьми (скандалы необязательны, достаточно внутреннего недовольства – это очень чувствительные дети!)

Представьте себе, сколько сил тратит ребенок на эмоциональное сопротивление любимым людям, чтобы сохранить свое здоровье и не кушать, пока не переварилось то, что было съедено раньше!.. Сколько нужно усилий организму, чтобы справиться с нейтрализацией «шлаков», образующихся в этом процессе!.. Не удивительно, что дети, которых «заставляют есть» производят впечатление больных (а со временем, такими и становятся!) Я уж не говорю, что ненавистная «полезная» еда таковой перестает являться!)

Дорогие коллеги-родители! Не скажу, что легко вернуться мыслями к тому, о чем я писала в начале рассылки: «Зачем мне, родителю, такая ситуация? Чему она учит меня и моего ребенка?» Однако, только честно ответив на эти вопросы Вы сможете преодолеть свои страхи и заблуждения, а ребенок обретет спокойную ежедневную среду развития!

Напоследок хочу посоветовать Вам книгу более традиционного специалиста, тем не менее, высказывающего с высоты своего многолетнего врачебного опыта созвучные мне мысли: «Здоровье ребенка и здравомыслие его родственников». Книгу можно найти на сайте:

www.komarovskiy.vostok.net.

Желаю Вам смелости и веры в себя и своих детей!

5.Проблемы детей – стимул нашего развития.

Вышло уже 4 выпуска рассылки «Родителям обыкновенных детей индиго» и, судя по письмам, аудитория разделилась: кто-то хочет получить ответ на частный вопрос, не предполагая изменения всей «картины» взаимоотношений с ребенком, а кто-то уже понял – частных «решений» не бывает. Процесс жизни нельзя разделить на автономные составляющие: «это - мое отношение к себе, а это – к ребенку; это – моя любовь к сыну, а это - то, чего я cам хочу добиться в жизни»…

Вы обращали внимание на то, как мало вокруг действительно счастливых людей?

Как привычно мы поддерживаем имидж под девизом: «все нормально», или «не хуже других» и вдруг – серьезная болезнь ребенка… конфликты со сверстниками… полное взаимонепонимание с недавно таким милым малышом… протест против любых занятий…

Я глубоко убеждена, что «разрастание» проблем, касающихся поведения, обучения и здоровья детей, - стимул современной Эпохи для нас!.. Да-да!..

К сожалению, человечеству свойственна инерция мышления и склонность к стереотипам. Жизнь вокруг нас меняется быстрее, чем наши представления о ней. Дети реагируют на эти изменения первыми и, по неумолимому закону сохранения жизнеспособности, обнаруживают новые паттерны поведения, оптимальные для нового времени!

Согласитесь, что скорость обновления, а точнее разрушения привычной среды человеческого обитания, никогда не была столь стремительной – всего 30 лет назад в России трудно было представить массовое потребление «бутылированной» питьевой воды, почти синтетической пищи, мыльных сериалов и телешоу общего направления «подглядим в замочную скважину». Давно нет планово - распределительной системы, общепринятого мнения «Что такое хорошо и что такое плохо», а родители и педагоги изумляются «непохожести и неуправляемости» новых детей!.. Однако, когда это «изумление» переходит в разряд невыносимой ситуации, люди обращаются к специалисту (если повезет) и… оказывается, что они вообще «разрушительно» живут – не те у них приоритеты, не умеют они любить и ценить себя, своих близких, а так же то, что имеют; мысли их заполнены заботами и разочарованиями, борьбой с негативным поведением домочадцев или коллег… Неудивительно, что в конце концов «гром грянул!»..

Думаете, им никогда не встречалось информация о том, как важно начинать день с улыбки, а заканчивать благодарностью?.. Что вынужденные компромиссы разрушают здоровье?.. Что отказ от своей мечты навсегда лишит крыльев?..

Да что это я – «они», да «они»!.. Было время, когда я сама НИ ЗА ЧТО не нашла бы в себе сил изменить свое сознание, если бы не дисбаланс в жизни ребенка!.. Двадцать лет назад Выход из болота стереотипов означал конфронтацию с общепринятым мнением общества, в том числе близких людей!.. А это было не очень приятно. Поэтому я много изучала теоретически, но успокаивала себя известной притчей про ученика, пришедшего за мудростью к Учителю:

Молодой искатель пришел к Гуру и сказал: « Великий учитель, возьми меня в ученики!..» Тот повел юношу к водоему, завел довольно глубоко в воду и слегка "притопил". На берегу

отдышавшийся ученик на вопрос "Чего ты больше всего хотел под водой?" ответил: "Воздуха!" "Вот когда так же захочешь мудрости - тогда и приходи!.."

Мне казалось, я и без кардинальных перемен живу не плохо, но рождение дочери и усугубляющаяся нестыковка ее потребностей и

ожиданий окружающих привели к «взрыву». Только через 14 лет, когда я встретила первые книги о «новых детях», мне стало понятно, что мой жизненный выбор – это больше, чем стремление решить свои проблемы!.. Информация из разных областей знания – от психофизиологии до философии, большая психолого-педагогическая практика - позволили мне к тому моменту помочь многим семьям обрести уверенность в том, что их ребенок – нормальный, талантливый, здоровый, просто он «пионер» в этой жизни!- Немного опережает действительность.

В наши дни стало очевидным – в чем именно.

Во всем мире идет процесс осознания, что самое мощное оружие на земле – человеческая мысль!.. Один фанатик способен уничтожить тысячи людей и никакие армии и спецназы не смогут его остановить… Что коллективное поле человеческого сознания стимулирует экологические бедствия, что насилие порождает насилие, какими бы благими целями оно не руководствовалось.

И дети - эти чудесные крохи - с первых месяцев жизни внимательно глядящие в наши глаза, своей чувствительностью и неожиданным реагированием побуждают нас осознавать то, что мы делаем каждый раз, когда наши действия вызывают дискомфорт в их состоянии. Мастерству этого осознания и посвящена моя рассылка. Ведь именно способность управлять своим внутренним миром – то, к чему нас «вынуждают» дети - позволит людям в частности и человечеству в целом изменить свою Жизнь!..

Я знаю - многие читатели присоединились к нам недавно, поэтому позволила себе сделать такое обширное теоретическое отступление. А для «практиков» привожу ниже отрывок моей статьи, посвященной инициативности детей.

«… Давайте обратим внимание на то, есть ли место в жизни ребенка для подлинно самостоятельного творчества? Удовлетворяется ли его потребность в самовыражении в семье, в саду, в школе? Возможно ли это вообще?.. Ведь у взрослых есть цели и задачи воспитания и обучения подрастающего поколения, которые они с самого раннего детского возраста стараются воплотить в жизнь. На это воплощение взрослых планов расходуются жизненные силы и время детей. Но есть ли в жизни ребенка достаточное пространство для постановки его собственных исследовательских задач? Время для того, чтобы, например, рассмотреть, как играют лучи в сосульке, или - с какой высоты брошенный пакет с водой превратиться в бомбу?..

Как психолог, занимающийся с проблемными в области обучения и социализации детьми, могу ответственно сказать – нет! Не удовлетворяется базовая потребность ребенка в самоопределении и самореализации! Жизнь растущего человека крайне регламентирована: практически не сравнимы в глазах родителей действия, значимые для взрослых – самообслуживание, учеба, личная гигиена, и - творческие побуждения ребенка. Да и сами действия малыша, направленные на непонятные родителям цели, не воспринимаются таковыми. Хочу уточнить, что слово творчество я использую в его универсальном значении – создание чего-то не существующего раньше, по свободному внутреннему побуждению автора. Так вот, творческое развитие ребенка, это не обучение его танцам, музыке, рисованию!.. Нет сомнения, что эстетическое воспитание развивает личность растущего человека, но это другая деятельность, основанная на исполнении руководящих указаний педагога, хотя бы и с элементами творчества! Этим, кстати объясняется тот факт, что многие художественно одаренные дети уже после первого года обучения отказываются развивать свои таланты в специализированных школах, предпочитая заниматься любимым делом дома, а в случае давления взрослых навсегда охладевают к своему увлечению. «Мы любим учиться, но не обучаться » - сказала мне однажды одаренная девочка-подросток по поводу претензий взрослых к «строптивости» ее поколения.

Для того, чтобы творчески воплощать задуманное кем-то (композитором, режиссером, преподавателем, воспитателем), у ребенка, прежде, должна быть возможность развить свою инициативу и научиться воплощать задуманное им самим в повседневной жизни.

Полуторагодовалый малыш с увлечением манипулирует кухонной утварью, «наряжаясь» в кастрюлю; трехлетняя девочка в отсутствии взрослых раскрасила стол, за которым ее оставили порисовать; восьмилетние дети с энтузиазмом проверяют аэродинамические свойства пакетиков чая, пуская их с балкона… Что это? Лишенное смысла баловство, или проявление уникального творческого подхода к жизни? От ответа на этот вопрос взрослых людей, окружающих ребенка, зависит то, кем он вырастет – безынициативным исполнителем чужой воли, или творцом, обогатившим жизнь. Гораздо проще запретить совершать неудобное для родителей действие, чем понять его и деликатно перевести творческий задор в безопасное русло, сохранив положительную оценку самого желания действовать.

Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. Совсем недавно, 40-50 лет назад во всем цивилизованном мире детей побуждали как можно скорее приобретать взрослые черты личности – прагматизм, ответственность, рассудительность. Однако с развитием постиндустриального общества и появлением такой науки, как бизнес-психология, на первый план вышли совершенно другие составляющие жизненного успеха: спонтанность, творческий подход, оптимизм, игровое отношение к работе (Не случайно эффективные тренинговые программы для менеджеров проводятся в игровой форме!..) Таким образом, качества, усиленно «корректируемые» нашей отечественной системой образования – независимость, фантазийность, импульсивность и самобытность (мешающие воплощению главного принципа нашей системы образования: «делай как я») – являются базовыми слагаемыми жизненного успеха в мире индивидуальных побед и поражений, в котором мы, россияне, с недавних пор живем!..

Кто-то может возразить – хороший педагог всегда стимулирует творческую инициативу детей!.. Однако сравните удельный вес того, чему ребенок должен следовать в процессе воспитания и обучения, и того, что он может (одобряемо) пробовать в своей ежедневной жизни. Неудивительно, что дети взрывают учебный процесс непредсказуемыми выходками, доводят родителей до исступления своей хаотичной физической активностью, проявляют агрессивность и непослушание!.. Все это потому, что в повседневности детей совсем мало места для их жизни.

В наши дни взрослые начинают оценивать деятельность ребенка ее «полезностью», начиная со все более раннего возраста. Но кто может знать, какие навыки и способности будут необходимы вашему Чаду в непредсказуемом будущем?.. Может быть, бесконечно кувыркаясь, он тренирует вестибулярный аппарат для космических полетов, или, решая математику в наушниках, громыхающих музыкальным авангардом, учится одновременно работать двумя полушариями мозга?..»

Нередко мы, взрослые, вынуждены обращать внимание на физические последствия инициативности детей: прыгал с гаража – сломал ногу; сделал из своей одежды костюм Бэтмана – не в чем идти в школу; нарисовал ворота сказочной страны – оказалось, что это произошло на уроке математики, в рабочей тетради. Может быть, прежде чем сокрушаться, стоит вникнуть - почему для ребенка было важно сделать то или иное действие? Что он хотел испытать или проверить? Чему это его научило? ( Кстати, совместный анализ случившегося с точки зрения «приобретений» «откроет уши» ребенка к вашим наставлениям на будущее, не в пример обличающим тирадам!)

Не надо бояться «анархии» – дети очень благодарны за уважение к их потребностям и способны оценить Ваше искреннее желание понять мотивы их действий.

Ради сохранения такого доверия они готовы выполнить многое из того, что им не нравиться – от принятия теплого молока перед сном, до посещения детского сада или школы, или подготовки к контрольной. А главное – у них появляется эмоциональный ресурс терпеть то, что не созвучно их душе, но неизбежно в современном мире.

Есть еще один аспект этой проблемы: недооценка взрослыми значимости творческой самореализации детей. Они не считают возможным превращение своих беспокойных экспериментаторов в выдающихся деятелей, полезных человечеству в дальнейшей, взрослой жизни; не верят в исключительность и неповторимость талантов малышей и школьников, поэтому безжалостно готовы прервать ребенка в самом разгаре его «творческой деятельности».

Неудивительно, что непоседы- малыши вырастают индифферентными, безразличными ко всему подростками – их инициатива была постоянной помехой обучению и воспитанию, с ней настойчиво боролись, и …преуспели!

Практически всем известны истории о талантливых изобретателях или музыкантах, погружающихся в свою фантазию в самом «неподходящем» месте. Например, истории о том, как композитор записывает зазвучавшую в его сознании мелодию прямо на манжете рукава, а изобретатель бросает серьезное занятие, чтобы проверить пришедшую в его голову идею! Всем это понятно – вдохновение капризная птица! Тем не менее, мало кому придет в голову оценить тщательно выполненный рисунок своего ребенка, изображающий машину времени …в школьной тетради, или дождаться завершения творческого процесса созидания «вавилонской башни» из подручных материалов в тот момент, когда семья садиться ужинать.

Мы даже не предполагаем, как «подсекаем» развитие наших детей, действуя таким образом!

Вспоминается исторический анекдот из ранних лет жизни великого немецкого поэта и мыслителя Иоганна Вольфганга Гетте. Родители-аристократы отбыли на званный ужин, оставив 4х-летнего мальчика с гувернанткой, которая посчитала возможным запереть малыша в комнате на некоторое время в одиночестве. Ребенку стало скучно, и он начал развлекаться тем, что по одной бросал из окна второго этажа драгоценную посуду фамильной коллекции саксонского фарфора. Вернувшиеся родители были возмущены тем, что ребенка оставили одного, но восхитились поведением малыша: «Какой гениальный ребенок - нашел, чем себя занять!..» Может быть, поэтому Гетте действительно вырос гением?..

Я работаю с детьми, доставляющими неудобство взрослым, более десяти лет, и хочу сказать, что те, кого считают гипперактивными, действительно часто мешают находящимся рядом с ними, но почему? Потому что это дети, нуждающиеся в условиях для применения их энергетического потенциала, и в первую очередь – в достаточном пространстве для этого.

Детям необходима среда, в которой они имеют возможность придумать и воплотить в жизнь свой замысел, получая от взрослых подкрепление в виде искреннего интереса и эмоциональной поддержки! Для этого нужно понимание старших, свободное время и подходящая среда обитания. Ни первого, ни второго, ни третьего у наших детей нет.»

Здесь предлагаю прерваться и прочесть письмо из моей почты:

«…в нашумевшей статье про детей индиго говорится, что "Его активность сводит с ума бабушку, учителя по дошкольному образованию. Она считает, что внука Даниила надо тормозить, лечить и даже бить, если он не хочет сидеть спокойно, не понимая, какое сокровище Бог дал их семье. Такому развитию событий мешает только сопротивление мамы мальчика, но и она уже падает от бессилия." - Такое впечатление, что мама просто пытается объяснить свое бессилие перед ребенком тем, что он необычный. Конечно, хорошо, что она его смогла вырастить таким, но теперь-то что переживать. Мы с мужем давно поняли, что приглашать в гости посторонних людей опасно для их психики. И если встречаемся с друзьями, то стараемся это делать вне дома, а лучше за городом. Шквал из трех мальчишек которые хотят всего, непременно и сразу, показать. рассказать, спросить, обычно вводят людей в легкий ступор.

Сейчас столько говорят о недостатке творчества у людей. Откуда ему взяться, если с малых лет нас учат ровно сидеть за партой и высказываться, только если нас спросили. Так дайте же детям расти и жить!..»

А теперь продолжим:

«… Поэтому, реализуя свою жизненную потребность, они прогуливают занятия, бродят по заброшенным стройкам, создают подпольные рок - груп

Наши рекомендации