Поддерживайте ученика во время изменений
Некоторые ученики с аутизмом испытывают трудности во время изменений. У некоторых любые перемены в привычной обстановке вызывают сильный дискомфорт, а другим тяжело дается смена видов деятельности. Люди с аутизмом рассказывают о том, что изменения могут вызывать у них проблемы – если привычный распорядок нарушается, то они испытывают сильный стресс и чувствуют себя дезориентированными. Учителя могут минимизировать дискомфорт учеников во время изменений с помощью:
Напоминаний классу за пять минут и за одну минуту о смене вида деятельности.
«Переходной» деятельности для всего класса – например, записи в дневник для старших учеников или веселой песенки про «порядок на столе» для младших детей.
Помощи других детей в переходный период. В младших классах учитель может попросить всех учеников переходить из одного помещения в другое парами. В средних и старших классах ученик с аутизмом может сам выбрать ровесника, чтобы ходить вместе с ним.
Помогающий предмет на время изменений. Некоторым ученикам нужно носить с собой игрушку или другой предмет, например, картинку, чтобы легче переходить из одного места в другое.
Позвольте ученику теребить что-нибудь в руках
Очень часто учащимся с аутизмом трудно подолгу сидеть на одном месте или даже просто находиться в классе продолжительный период времени. Один из возможных подходов в такой ситуации – позволять ученикам больше двигаться и вставать с места. Однако некоторым ученикам достаточно просто манипулировать каким-нибудь предметом во время уроков. Я знаю одного ученика, которому нравится распускать нитки в лоскутках джинсовой ткани. Другому нравится сгибать и разгибать соломинку для питья, пока учитель дает объяснения.
Ученикам с подобной потребностью можно предложить мягкие мячики, пластиковые соломинки, размешивалки, нити с бусинами, резинки, тянущиеся игрушки и даже связки ключей с брелками.
Другой стратегией «удержания на месте» может стать разрешение рисовать во время урока. Многим ученикам, даже тем, у кого нет особых потребностей, проще сосредоточиться на лекции или занятии, если они рисуют какие-нибудь каракули в тетради.
Помощь с организацией
Хотя некоторые ученики с аутизмом сверхорганизованы, другим нужна помощь в поиске нужных материалов, поддержании порядка в шкафчике и на парте, напоминаниях о том, что нужно принести в школу или забрать из школы. Подумайте о внедрении общей поддержки, которая поможет всем ученикам. Например, ученики могут прикрепить на свои парты небольшие списки дел, или хранить небольшие наборы материалов в классе, чтобы не носить их все время в портфеле. Кроме того, учителя могут:
Попросить учеников переписывать домашние задания, складывать портфели и наводить порядок вместе. Это может помочь в обучении навыкам (например, создание списков дел, определение приоритетов);
В конце урока попросите всех учеников заниматься порядком и организацией в течение двух минут; или
Подготовьте для класса списки дел, расположите их в ключевых местах класса. Например, можно раздать список дел для выполнения классной работы (например, «Вы завершили все задания? Вы написали свое имя?») или около доски (например, «Вы достали карандаш? Тетрадь? Домашнюю работу?»).
Пола Клут (Paula Kluth) — специалист по инклюзивному образованию, в частности, образованию детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных школах. Автор книги «Вы полюбите этого ребенка. Обучение учеников с аутизмом в инклюзивном классе». Считает, что все ученики с инвалидностью – главные эксперты по собственному обучению. По ее глубокому убеждению, все ученики с инвалидностью имеют право на уважительное отношение и общение учителей и ровесников, равно как и все дети без инвалидности имеют право учиться у ровесников с особыми потребностями.