Урок 39. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН
Основные задачи:1) вспомнить понятие «шипящие согласные звуки»; 2) объяснить, почему написание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ носит традиционный характер и является орфограммой; 3) развивать речь учащихся при составлении словосочетаний и предложений из заданных слов; 4) воспитывать уважительное отношение к языку и его традициям.
1) Создание проблемной ситуации: После каких согласных, твердых или мягких, надо писать букву А? букву У? букву И? Мы сегодня будем говорить о таких случаях, когда нормы употребления этих букв нарушаются.
2) Повторение сведений о шипящих согласных: Подумайте, почему шипящие согласные так назвали. Вспомните, какие звуки попали в группу шипящих согласных. Произнесите эти звуки, послушайте себя. С чем их можно сравнить? Все шипящие согласные звуки — непарные по твердости-мягкости. Какие из них твердые? Какие мягкие? В чем особенность сочетания букв шипящих согласных звуков с гласными буквами?
3) Работа с моделями слов ножи, шишки, щука, часы (упр. 97). Надо найти твердые и мягкие согласные звуки в звуковых схемах модели: Звуки [ж], [ш] — твердые. Какую гласную букву надо было бы писать после них? А какое правило вы знаете еще с первого класса? (ЖИ — ШИ пиши с буквой И!)Звуки [ч’], [щ’] — мягкие. Какие гласные буквы надо было бы писать после них? А какое правило знают уже даже ученики первого класса? (ЧУ — ЩУ пиши с буквой У, ЧА — ЩА пиши с буквой А!) Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Кто нам поможет? Конечно, Самоваров!
Чтение сообщения Самоварова (с. 72). Вывод: давайте сохранять то, что было придумано нашими далекими предками!
4) Нахождение изучаемых на данном уроке орфограмм в пословицах (упр. 98). Объяснение смысла пословиц. Запись одной из них по памяти.
5) Составление из слогов с изучаемыми орфограммами слов (упр. 52 из РТ).
6) Составление словосочетаний из слов с орфограммой ЖИ — ШИ (упр. 55 из РТ).
7) Составление предложений из слов с выбором разных по степени сложности вариантов (упр. 56 из РТ). Задание осложнено тем, что из слов каждого варианта надо составить не одно, а несколько предложений (в первом варианте — 2, во втором — 4).
8) Итог урока: Какие известные с 1 класса орфограммы сегодня повторили? Что нового о них узнали? (Написание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ является традиционным, мы пишем их так, как писали наши далекие предки.)
Чтение «Узелков на память» (с. 73).
9) Домашнее задание.Упр. 53 из РТ; сделать карточки с буквосочетаниями ЖИ — ШИ.
Уроки 40—41. Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)
Основные задачи:1) закрепить навык правописания буквосочетаний ЖИ — ШИ; 2) повторить сведения о видах предложений по цели высказывания; о группах слов — названий предметов и слов — названий действий; 3) развивать речь учащихся при изменении слов — названий предметов по числам; при составлении словосочетаний и предложений.
Это важно!Правило «ЖИ — ШИ пиши с буквой И» безоговорочно может быть применено только для написания букв ударных гласных звуков (жизнь, шить и т. п.). Буквы безударных гласных звуков могут нуждаться в применении и других правил (ср.: он будет здесь проживать, ему надо прожевать пищу). В учебнике и рабочей тетради в основном подобраны примеры слов с ударными гласными.
Первый урок.1) Игра «Помощник учителя»: Ребята, помогите мне определить тему сегодняшнего урока. Над правописанием какого буквосочетания мы сегодня будем работать? Прочитайте текст из упр. 108 и назовите тему.
На доске записывается тема урока, в тетрадях по памяти — стихотворные строки И. Сурикова (упр. 99). Изучаемая орфограмма подчеркивается.
2) Вопрос учителя: «Почему после твердых согласных Ж и Ш пишут не букву Ы, а букву И?» — позволяет еще раз напомнить о традиционном характере написания изучаемого буквосочетания.
3) Разграничение ударного и безударного написания буквосочетаний ЖИ и ШИ: А могут ли после букв Ж и Ш стоять другие гласные буквы, не только И? Ктототам говорит, что не могут. А вы как думаете? (На доске записаны словосочетания с пропуском гласных букв в словах: Ж_леть котенка, ж_вет в лесу; острые ш_пы у розы; ш_ровая молния.) Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить? (Жалко, жалость; жить, жизнь; шип; шар, шарик.)
4) Игра «Самый внимательный». Учитель читает слова, а учащиеся поднимают карточки с буквосочетаниями ЖИ или ШИ, если они есть в слове. Выигрывают те ребята, которые не допустили ошибок: пожалеть, пружина, шептать, пушистый, служить, стрижи, жевать, жалеть, пассажир, шиповник, тушить.
5) Орфографическая минутка. Записать на доске и в тетрадях слова дружить, жалеть, вершина, пушистый, шестой, жижа, сторожить, карандаши, шить, камыши.
Второй урок. 6)Отработка навыка правописания буквосочетаний ЖИ — ШИ на материале упр. 100, 101, 102; упр. 62 из РТ.
В упр. 100 надо проверить ударением слова шипеть, шиповник; вспомнить, что слова животное, жираф — слова с непроверяемым написанием.
7) Игра «Кто быстрее?» (упр. 54 из РТ).
8) Домашнее задание.Упр. 57 из РТ.
Уроки 42—43. Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)
Основные задачи:1) закрепить навык правописания буквосочетаний ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ; 2) разграничить случаи ударного и безударного употребления орфограммы ЧА — ЩА; 3) развивать навыки общения при инсценировке; 4) обогащать речь детей словами речевого этикета.
Это важно!Написание буквосочетаний ЧА — ЩА, как и ЖИ — ШИ, должно проверяться ударением, иначе возможны ошибки. Сравните: чистота дома — чисто, частотарадиоволн — частый.
Первый урок. 1) Игра «Помощник учителя»: Кто поможет мне определить тему урока? Прочитайте веселые стихи из упр. 60 в РТ и назовите тему урока.
Тема записывается на доске после ответа детей.
2) Разграничение ударного и безударного написания буквосочетаний ЧА — ЩА: Могут ли после букв Ч и Щ стоять другие гласные буквы, не только А? (На доске записаны предложения с пропуском гласных букв в словах: Дежурный следит за ч_стотóй в классе. Ученики ч_стéнько не моют руки. Мой дом стоит на большой плóщ_ди. Овцы стали щ_пáть травку.) Какие буквы надо вставить в слова? Как их проверить? (Чисто, чистый; часто, частый; площадка; щиплет.)
3) Работа с упр. 103, 104, 105.
Второй урок. 4) Отработка навыка правописания слов с буквосочетаниями ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЖИ — ШИ на материале упр. 106, 107, 108. Дополнительное задание к тексту и рисунку (упр. 106): Вы часто приглашаете гостей? Как вы их встречаете? Какие вежливые слова им говорите? (Проходите, пожалуйста; позвольте предложить вам...; не хотите ли попробовать...; будьте добры, передайте мне, пожалуйста, и т. п.)
Можно разыграть сценку «Встречаем гостей» с обязательным использованием слов речевого этикета.
5) Домашнее задание. Упр. 58 из РТ.
Уроки 44—45. Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)
Основные задачи:1) закрепить навык написания буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ; 2) способствовать активному употреблению учащимися слов с изученными орфограммами в письменной речи (в связных текстах); 3) развивать речь детей при работе с прозаическими текстами, при составлении собственного текста.
Первый урок. 1) Создание проблемной ситуации. (На доске в два столбика записаны слова: 1. Вода, глаза, родной, любить, бродить. 2. Чашка, щука, чужой, дружить, спешить.): Как вы думаете, по какому принципу слова объединены в столбики? (Во втором столбике слова, в которых есть сочетания шипящих согласных с гласными.) Назовите эти буквосочетания.
2) Работа с рассказом М. Пришвина (упр. 61 из РТ) ведется учащимися самостоятельно по заданиям РТ. Обязательно нужно проверить ударением гласную букву в слове жилец. Дополнительный вопрос: Как вы думаете, ежу понравилось в доме у героя рассказа? Докажите.
Второй урок. 3) Помощь Ане и Ване в составлении текста по опорным словам (упр. 109). Затем устно ученики составляют рассказы (с элементами описания и повествования) о своих животных.
4) Выборочный диктант.
В конце мая я случайно оказался в лесу. Чудный запах ландышей разносился вокруг. В лесу была удивительная тишина. Но чуткие уши услышали стук, который раздавался где-то далеко в лесу. Видно, там живет дятел. Он часто долбит своим крепким клювом мягкое дерево.
Учитель читает текст, дети самостоятельно записывают слова с изучаемыми буквосочетаниями. Затем учащиеся читают выписанные слова, называют в них все известные орфограммы. 5) Домашнее задание.Упр. 59 из РТ.
Уроки 46—47. Шипящие согласные звуки.
Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН (продолжение)
Основные задачи:1) пояснить учащимся, почему написание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН является орфограммой; 2) формировать умение орфографически верно записывать эти буквосочетания; 3) развивать речь детей при подготовке к изложению текста и написании изложения.
Первый урок. 1) Введение в тему: Профессор Самоваров познакомил Аню и Ваню еще с одним правилом, связанным с буквами шипящих звуков. Аня и Ваня все поняли и теперь будут писать грамотно. А вы хотите узнать новое правило?
Чтение диалога Самоварова, Ани и Вани (с. 78). На доске записывается (под диктовку учащихся) тема урока.
2) Нахождение слов с изучаемыми орфограммами в предложениях (упр. 111). Поясняется значение слова хищный, подбираются синонимы к словумощный.
3) Отработка навыка правописания изучаемых на уроке орфограмм ведется на материале упр. 110; упр. 63 и 64 из РТ; упр. 113.
Второй урок. 4) Работа с текстом о синичке (упр. 112).
5) Изложение по тексту упр. 112. Совместно с учителем второклассники составляют план в форме вопросов, устно отвечают на эти вопросы, а затем пишут изложение по плану. Примерный план: 1. Как выглядит синичка? 2. Где она живет? 3. Чем питается синичка?
6) Итог уроков: О чем напоминают нам «Узелки на память» (с. 79)? Прочитайте. Что мы узнали на уроке?
7) Домашнее задание. Упр. 65 из РТ.
Уроки 48—49. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ — ШИ, ЧА — ЩА, ЧУ — ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН»
Основные задачи:1) проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными; 2) провести работу над ошибками, допущенными в диктанте.
Первый урок. Текст диктанта.
Щука
Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)
Задание (проговаривается учителем устно или записано на доске): подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЖИ, ЧА, ЩУ, ЧН, ЩН.
На доске может быть вывешен рисунок с изображением щуки. Надо выписать слово мелководье, спросить, как дети понимают его значение.
До записи диктанта надо указать, что слово килограмм можно написать сокращенно без точки, если оно стоит не в конце предложения.
Второй урок посвящается работе над ошибками, допущенными в диктанте.
Урок 50. Слог. Перенос слов
Основные задачи:1) повторить правила деления слов на слоги; 2) углубить полученные детьми в 1 классе знания о правилах переноса слов.
1) Необходимость переноса слова выясняется в процессе беседы: Ктототам записывал название сказки «Тараканище». Помните, кто ее написал? Название у Ктототама не уместилось на строчке, и он решил сделать страницу шире, подклеить к ней лист бумаги. Правильно ли он решил? Что вы ему подскажете? А как правильно надо разделить слово на части для переноса?
2) Повторение правил деления слов на слоги начинается с повторения определения слога: Что такое слог? После попытки детей ответить самостоятельно читается сообщение Самоварова (с. 80).
Учитель может дать совет, как легче разделить слово на слоги: Представьте себе, что вам надо очень громко и медленно прокричать слово, чтобы его было слышно далеко. Например, вам надо назвать имя победителя в соревновании. Как вы тогда произнесете имена: Марина, Саша, Наташа?(Дети произносят имена, скандируя.) Вспомните, когда люди могут произносить слова по слогам.
Выслушиваются ответы детей, затем рассматриваются рисунки в учебнике (с. 83): Что могут кричать болельщики? Произнесите по слогам их возможные возгласы. Самоваров расскажет нам еще об одном случае, когда слова могут произноситься по слогам.
Чтение сообщения Самоварова и стихотворного отрывка о черепахах (с. 83).
3) Создание проблемной ситуации: Можно ли, прочитав слово, сразу определить, сколько в нем слогов? От чего это зависит? (Определенную помощь может оказать веселый стишок: Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников.)
Чтение сообщения Самоварова (с. 81).
4) Поиск ответа на вопрос Мудрика (с. 82). Дополнительные вопросы учителя: Сколько звуков в каждом из слов: кот, мяу, уха? А сколько слогов? Почему?
5) Отработка навыка деления слова на слоги (упр. 67, 68, 69 из РТ).
6) Определение связи между делением слов на слоги и правилами переноса слов: Если я умею делить слова на слоги, сумею я правильно перенести слово или нет? Надо ли знать еще какие-то правила? Давайте сравним слова каша, эхои знаю. Сколько в них слогов? Как их можно перенести? Ка-ша,а слова эхои знаюпереносить нельзя, потому что нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву. Для переноса слов надо не только уметь делить слово на слоги, но и знать особые правила.
7) Нахождение ошибок при переносе слов, которые допустил Ктототам (упр. 70 из РТ).
8) Итог урока: Что такое слог? Как определить количество слогов в слове? Какие правила переноса слов мы сегодня повторили?
9) Домашнее задание. Упр. 66 из РТ.
Урок 51. Слог. Перенос слов (продолжение)
Основные задачи:1) отработать навык деления слов на части для переноса; 2) развивать внимание детей при нахождении неверных вариантов переноса слов, при нахождении еще не изученных правил.
1) Проверка домашнего заданияможет проходить в форме игры «Кто больше?»: выясняется, кто больше придумал слов из данных в задании слогов и верно определил количество слогов в них.
2) Составление слов из слогов: На прошлом уроке мы учились делить слово на слоги. А сейчас сделаем наоборот: будем из слогов собирать слова, как вы это делали дома. Если вы сумеете выполнить задание, то узнаете, кто был на дне рождения у слона (упр. 117).
Резервное задание — упр. 116.
3) Работа с названиями фантастических растений из стихотворения Н. Кончаловской и рисунком к нему (упр. 118) позволяет развивать воображение ребенка; раскрыть перед ним механизм образования подобных слов. Устно школьники могут назвать, из каких знакомых слов образованы эти необычные названия: помидыня — помидор и дыня, огурбуз — огурец и арбуз. Эти слова записываются, определяется, какие из них являются словами из словаря.
Как дополнительное может быть дано задание составить необычные названия предметов мебели, цветов и т. п.: гладиастра, ромашгип, дивасло и др. Можно предложить описать устно или нарисовать эти предметы.
4) Игра «Следопыт»: детям предлагается прочитать сообщение Самоварова (с. 85) и определить, какие правила переноса слов не изучались на прошлом уроке (это перенос слов с буквами Й, Ь, Ъ).
5) Закрепление навыка переноса слов ведется на материале упр. 120. Резервное задание — упр. 114.
6) Итог урока: Как можно переносить слова?
7) Домашнее задание. Упр. 71 из РТ.
Урок 52. Слог. Перенос слов (продолжение)
Основные задачи:1) закрепить навык деления слов для переноса; 2) повторить изученные орфограммы.
1) Повторение правил деления слов для переноса ведется в форме оказания помощи Ане и Ване (упр. 72 из РТ), на материале упр. 73 из РТ.
2) Повторение изученных ранее орфограмм (упр. 74 из РТ).
3) Итог урока: Какие правила деления слов на части для переноса мы узнали?
4) Домашнее задание. Упр. 121.
Урок 53. Ударение. Ударный слог
Основные задачи:1) показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов; 2) показать, как важно орфоэпически верно произносить слова при общении с людьми; 3) развивать устную речь детей при составлении предложений.
1) Проверку домашнего заданияможно начать с загадки про календарь: Под Новый год пришел он в дом таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес и наконец совсем исчез. В календаре указаны все дни каждого месяца. Вы вспомнили дома последовательность месяцев?
Названия месяцев читаются в нужном порядке, затем учитель предлагает назвать все месяцы, а не только указанные в учебнике.
2) Анализ роли ударения в словах начинается с чтения стихотворения-загадки (упр. 122). В случае затруднения учащиеся подбирают слова из упр. 123.
3) Самостоятельная работа школьников по вопросу: Чем же ударный гласный звук отличается от безударного? (Произносится сильнее, четче.)
При этом надо подчеркнуть способность ударения различать слова. Затем читается сообщение Самоварова (с. 87).
4) Поиск слов-омографов продолжается при работе в паре: дети читают веселые стихотворные строки (упр. 124), произносят слова вслух и лишь затем списывают, расставив ударения. Сравнение этих слов по значению проводится при работе всего класса.
5) Сопоставление произношения слова с верным и неверным ударением (такую игру предлагает ребятам Совенок, с. 88). Чтение слов с постановкой ударения поочередно на каждый из слогов, например: кóрмушки, кормýшки, кормушки́ ит. д. С каким ударением слово легче узнать? Помогает ли нам ударение в общении? Послушайте предложение, все слова которого произнесены с неверным ударением. Кóгда школьни́ки пóйдут на каникýлы.Легко ли понять его смысл?
6) Выполнение упр. 76 из РТ.
7) Игра «Помоги друзьям» (упр. 75 из РТ).
8) Итог урока: На какие звуки в слове падает ударение — на гласные или согласные? Как произносится ударный гласный?
9) Домашнее задание.Упр. 133.
Урок 54. Ударение. Ударный слог (продолжение)
Основные задачи:1) закрепить навык нахождения ударного слога в словах; 2) показать особенность буквы Ё (обозначает всегда ударный гласный звук); 3) развивать речь детей при досказывании сказки.
Это важно!С существующими в современной речи вариантами ударения (типа дóговор— договóр, квáртал — квартáл) дети сталкиваются постоянно. Лишь в немногих случаях обе сосуществующие формы являются допустимыми (в соответствии с указаниями орфоэпических словарей). Чаще всего лишь один из вариантов может быть рекомендован. Учитель должен обратить внимание на речевое окружение каждого учащегося: нельзя научить ребенка говорить правильно (в том числе и с правильным ударением), если он слышит вокруг себя неграмотную речь.
1) Сказка-загадка «Угадай букву-хвастунишку»: Как-то гласные буквы стали спорить, кто из них важнее. «А это я! — кричала буква А. — Я первая стою в азбуке!» «Я! Я! Я! — надрывалась буква Я. — Я — так говорит о себе каждый человек!» А еще одна гласная буква улыбнулась и промолвила: «О чем вы говорите? Какие же вы главные? Если на вас не будет падать ударение, вас будет еле слышно! Во всем алфавите главная я, потому что всегда ударная!» Можете назвать букву-хвастунишку?
Чтение сообщения Самоварова (с. 90). Выясняется, что гласные в односложных словах всегда ударные. Анализируются примеры Самоварова, в них ставится ударение.
2) Наблюдение за ролью ударения при различении одинаково написанных слов (упр. 132). После работы со стихотворными текстами дети составляют предложения со словами и́рис и ири́с. Аналогично выполняется упр. 129.
3) Игра «Волшебные превращения слов». Ученики представляют, что у них в руках волшебный молоточек — ударение, и с его помощью превращают одно слово в другое, объясняя значение получившегося слова (упр. 127, 128). Устно с парами слов составляются предложения.
4) Игра «Угадай-ка» (упр. 131). Каждая из предложенных в задании слоговых ритмических схем (лá-ла-ла, ла-лá-ла, ла-ла-лá) должна быть произнесена несколько раз, можно даже «простучать» ее, чтобы легче было подобрать слова, произносящиеся с ударением на тех же слогах.
5) Тренировка в постановке ударения (упр. 77 из РТ). После определения места ударения в словах учащиеся досказывают сказку.
6) Итог урока: Для чего надо уметь верно ставить ударение в словах?
7) Домашнее задание.Выписать из словаря три слова с ударением на первом, втором, третьем слоге.
Урок 55. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме
Основные задачи: 1) формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; 2) развивать умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова; 3) создать представление о единообразном написании слова; 4) показать значение верного написания слов для различения их по смыслу.
Это важно!Ученики должны представлять себе написанное слово как языковую единицу, которая имеет постоянный буквенный состав, не зависящий от различий в произношении звуков в сильной и слабой позиции.
1) Понять необходимость верного написания букв безударных гласных звуков поможет такое задание: Как вы понимаете такое предложение(произносится устно): Спишите, только не спешите. Аня и Ваня не поняли: то ли списывать слова, то ли не списывать. Сумеем ли мы им помочь? Какие слова сказала учительница? Давайте запишем ее слова на доске, пропустим буквы безударных гласных звуков: сп_шите. Второе слово — не сп_шите. Пропущенные буквы в данных словах обозначают одинаковые безударные гласные звуки. А вы знаете, как надо проверять буквы безударных гласных звуков? (Подобрать слова-родственники, чтобы безударный звук стал ударным.) Давайте подберем. Что у нас получилось? (Предложение целиком записывается на доске.) Спишите, только не спешите. Какой вывод надо сделать? (Буквы безударных гласных звуков надо проверять.)
2) Анализ моделей слов (упр. 134) приводит к выводу: и под ударением, и в безударном положении гласный звук в слове передается одной и той же буквой!
3) Подбор проверочных слов к словам, данным без пропуска букв (упр. 135). Это сделано специально, для того чтобы у детей возникло представление о единообразном написании слова, чтобы они смогли увидеть одинаковый буквенный состав части (корня) слова (шкафы — шкаф).
4) Чтение сообщения Самоварова (с. 93).
5) Определение пропущенных букв безударных гласных звуков (упр. 136; упр. 78 из РТ). Обязательно надо ставить ударения в парах записанных слов, подчеркивать одинаковые буквы для обозначения и безударных, и ударных гласных звуков.
6) Итог урока: Почему написание букв безударных гласных звуков в словах надо проверять? Как надо проверять безударные гласные?
Чтение «Узелков на память» (с. 94).
7) Домашнее задание.Упр. 137.
Уроки 56—57. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)
Основные задачи:1) познакомить школьников с разными способами проверки изучаемой орфограммы; 2) активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов; 3) развивать речь детей при составлении предложений из данных слов; 4) совершенствовать навыки построения текста-доказательства при объяснении выбора проверочных слов.
Первый урок. 1) Вы уже поняли, как важно научиться верно писать буквы безударных гласных звуков. А Ктототам не очень хорошо понял, что для этого надо сделать. Давайте поможем ему. (Сначала нужно поставить ударение в слове, найти букву безударного гласного звука. Потом подобрать проверочное слово, чтобы безударный гласный оказался под ударением.) Что в этих действиях вы считаете самым трудным? Я думаю, что самое трудное — верно подобрать проверочное слово. Давайте потренируемся это делать.
2) Подбор проверочных слов путем изменения формы числа слов — названий предметов (упр. 79 и 80 из РТ; упр. 138).
3) Проверка слов с буквой Е: Есть ли безударная гласная в слове весна?Как ее проверить? Одна — весна, а много...? Обратите внимание: букву Е можно проверять буквой Ё.
Выполнение упр. 140, 141.
Второй урок. 4) Проверка букв безударных гласных звуков в словах из скороговорки (упр. 136).
5) Составление групп родственных слов (упр. 82 из РТ) и поиск проверочных слов в данных группах.
6) Вписывание букв безударных гласных звуков в слова текста (упр. 81 из РТ).
7) Итог уроков: Как можно найти проверочные слова? (Изменить слово, чтобы оно называло один предмет или много предметов, подобрать слова-родственники.)
8) Домашнее задание.Упр. 145.
Уроки 58—59. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)
Основные задачи:1) продолжить формирование навыка правописания букв безударных гласных звуков, представления о единообразном написании слова; 2) обратить внимание детей на смысловую связь родственных слов; 3) развивать речь учащихся при составлении текста на заданную тему.
Первый урок. 1) Определение смысловой связи между родственными словами: Мы разбирались, как написать слова в предложении Спишите, только не спешите(фраза записана на доске). Как вы думаете, слова спишитеи спешите — родственники? Почему нет? (Они не связаны по смыслу: списать — это написать что-то, а спешить — значит торопиться.) Запомните: слова-родственники обязательно должны быть связаны по смыслу.
2) Выбор проверочного родственного слова из двух предложенных (упр. 149).
3) Подбор к проверочным словам проверяемых слов (упр. 143).
4) Распределение слов по группам в зависимости от места ударения (упр. 144). Проверочные слова подбираются устно. Со словами можно составить предложения или небольшой текст о весне.
5) Закрепление навыка правописания слов с изучаемой орфограммой (упр. 146).
Второй урок. 6) Работа над правописанием безударных гласных сочетается с наблюдением за словами разных частей речи (упр. 152).
7) Работа с текстом (упр. 142). Возможна беседа по тексту: Какой день описан в рассказе? Что делали все ребята после уроков? А что начали делать Аня и Коля? Какой снеговик у них получился? Как он выглядел? А чем вы любите заниматься зимой? (Два лучших ответа записываются на доске и в тетрадях.)
8) Домашнее задание.Упр. 151.
Урок 60. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)
Основные задачи:1) развивать умение подбирать проверочные слова; 2) развивать речь детей при ответах на вопросы по сказке; 3) вызвать интерес учащихся к анализу поэтических произведений, к определению причин их благозвучности.
1) Игра «Кто быстрее и грамотнее?» (упр. 147) проводится с тремя командами (рядами). Каждая команда вставляет буквы и подбирает проверочные слова к одному из столбиков данных слов. Выигрывает та команда, которая быстро и верно справится с заданием. Другой способ проведения игры — эстафета. Слова с пропущенными буквами заранее выписаны учителем на доске в три столбика, оставлено место для записи проверочных слов. Члены каждой команды по одному выходят к доске, вписывают буквы и записывают проверочное слово к одному из слов на доске, садятся на место, только после этого к доске выходит следующий участник.
2) Устная проверка написания букв безударных гласных звуков (упр. 150). Сложность задания в том, что должны быть подобраны проверочные слова, относящиеся к разным частям речи.
3) Наблюдение за напевностью стихотворной речи: рифмой и ритмом (упр. 148).
Объясняется написание пропущенных букв, текст записывается по памяти.
4) Домашнее задание. Упр. 150 (письменно).
Уроки 61—62. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)
Основные задачи:1) показать отличие алгоритма объяснения написания букв безударных гласных звуков, проверяемых ударением и непроверяемых ударением; 2) формировать потребность детей в обращении к орфографическому словарю при написании слов с непроверяемым написанием; 3) закрепить навык списывания текста.
Первый урок. 1) Создание проблемной ситуации: Мы поспорили с Ктототамом. Ему надо было написать два слова (пишет на доске с пропуском букв): м_шина, м_льчишка. Он проверил слова так: машина — Маша, потому что это игрушка девочки Маши, мальчишка — мальчик. Все ли он верно сделал? Можно ли проверить слово машина? Давайте прочитаем, что об этом говорят в учебнике Аня, Ваня и Самоваров (с. 102).
2) Демонстрация учителем орфографических словарей, напоминание о словаре в учебнике: Как в словаре расположены слова?
3) Вписывание пропущенных букв в слова с непроверяемым написанием (упр. 84 из РТ).
4) Распределение слов с непроверяемым написанием по тематическим группам (упр. 153). Устное составление предложений с этими словами.
5) Работа в паре (упр. 154): учащиеся диктуют друг другу по одной строке слов, третью строку списывают самостоятельно, затем проводят взаимопроверку.
Второй урок. 6) Рисуночный диктант. Морковь, огурец, береза, ворона, картофель, пенал.
7) Работа с орфографическим словарем в конце учебника проводится в форме игры-соревнования: найти в словаре как можно больше слов из тематических групп (названия групп можно записать на доске): растения, люди, машины.
8) Составление слов из записанных на доске слогов: кар-ти-на-во-ро-род-со-ка-кор-зи-.
9) Итог уроков: Все ли безударные гласные в слове можно проверить? Как уточнить написание непроверяемых безударных гласных?
10) Домашнее задание.Упр. 85 из РТ.
Уроки 63—64. Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (продолжение)
Основные задачи:1) формировать умение проверять слова с двумя безударными гласными; 2) активизировать навыки работы с орфографическим словарем; 3) развивать мышление детей при прогнозировании содержания текста по его заглавию.
Первый урок. 1) Сколько безударных гласных звуков может быть в одном слове? Приведите примеры. (Тараканище — 4,сторожить— 2,веселить— 2,каникулы— 3,огородить —3.) Как поступать, когда записываешь такие слова? (Надо написание каждой буквы объяснять отдельно! Веселить — весело, весёлый.)
2) Диктант. Слова записываются на доске, каждая буква безударного гласного звука проверяется, ее написание объясняется. Образец записи: колосóк — кóлос, колóсья. Голова, волосок, дорогой, молодой, деревянный, зеленеет, вечерок, борода, сторона.
3) Работа со словами с двумя безударными гласными, один из которых проверяется ударением (упр. 83 из РТ).
4) Дописывание предложений, содержащих слова с непроверяемым написанием (упр. 155). Обратить внимание на произношение слова mpaMвaй!
5) Резервное задание — упр. 86 из РТ.
6) Прогнозирование содержания текста «Искусственный дождь» по его заглавию (упр. 156). Вопрос после чтения текста: Для чего люди придумали искусственный дождь? Выделенные слова выписать в тетрадь в алфавитном порядке.
Второй урок. 7) Работа с текстом «Лев» по заданиям учебника (упр. 157).
8) Кроссворд из слов с непроверяемым написанием заранее чертится на доске и заполняется при чтении вопросов-загадок. Его можно провести и как игру «Угадай-ка!».
(По горизонтали) 1. Овощ в форме кочана. (По вертикали) 1. Начальник на корабле. 2. Место на вокзале, где пассажиры ожидают поезда. 3. Птица-трещотка. 4. Машина — главный помощник в сельском хозяйстве.
9) Игра «Кто быстрее?» проводится по орфографическому словарю из учебника. Класс делится на команды. Каждая команда получает задание выписать из словаря пять слов, относящихся к одной из тематических групп: животные, овощи, месяцы.
10) Задание «Пишу и объясняю» (упр. 87 из РТ).
11) Итог уроков: Все ли безударные гласные в слове можно проверить ударением? Какой словарь поможет уточнить их написание?
12) Домашнее задание.Составить предложения с выписанными во время игры «Кто быстрее?» словами.
Уроки 65—66. Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»
Основные задачи:1) проверить уровень усвоения темы «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме»; 2) развивать мышление детей при отгадывании загадок; 3) развивать внимание учащихся при записи слов по рисункам; 4) провести работу над ошибками.
Проверочная работа может состоять из двух частей.
Первый урок. 1) Словарный диктант. Учитель может провести либо диктант по рисункам, либо игру «Угадай-ка».
Слова для диктанта по рисункам: трактор, трамвай, овес, пшеница, морковь, помидор, топор, земляника.
Материал для игры «Угадай-ка»: 1. Стоят Ермачки, красные колпачки. Кто ни пройдет, всяк поклон им отдает. (Земляника.)2. Кланяется, кланяется, придет домой — растянется. (Топор.)3. Землю пашет и рычит, очень мощный он на вид. (Трактор.)4. Второй месяц года. (Февраль.)5. Он по городу идет, много он людей везет. (Трамвай.)6. В камзоле алом тот синьор, он зовется... (помидор). 7. Брось в грязь — будет князь. (Овес.)8. Стоят столбы точеные, головки золоченые. (Пшеница.)
2) Диктант с грамматическим заданием.
Ленивый кот
У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова)
Задание: выписать пять слов с проверяемыми безударными гласными; подобрать и записать проверочные слова к выписанным словам.
Второй урокпосвящается работе над допущенными учащимися ошибками.
Уроки 67—68. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме
Основные задачи:1) вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; 2) пояснить, почему парные по звонкости-глухости согласные в конце слова — это орфограмма; 3) продолжить формирование представления детей о единообразном написании слова; 4) показать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи; 5) развивать речь детей при работе с текстом.
Первый урок. 1) Аня и Ваня предлагают вам догадаться, по какому принципу они разделили звуки на две группы. (На доске записаны два столбика звуков: 1) [б], [в], [г], [д], [ж], [з]; 2) [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].) Чем звуки различаются? А все ли звонкие и глухие согласные записаны на доске?
Чтение сообщения Самоварова (с. 106) и совета Совенка (с. 107).
2) Нахождение звонких и глухих согласных звуков в сильной позиции (перед гласными) и в слабой позиции (в конце слова) (упр. 158, 159):Помогают ли звонкие и глухие согласные звуки различать слова? Докажите. Объясните значение слов прутом — прудоми т. д. Как вы думаете