VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
-Что такое орфограмма? Над какой орфограммой мы работали на уроке?
— Как проверить безударную гласную в корне слова?
IX. Домашнее задание
Упражнение 10, с. 7.
ТЕМА: Подбор проверочных слов для проверки орфограммы «Безударная гласная в корне»
Цель: учить подбирать слова, принадлежащие различным частям речи, для проверки орфограммы;
обнаруживать орфограмму «Безударная гласная в корне»;
развивать орфографическую зоркость;
обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
II. Чистописание
Па доске записаны слова: Репа, кора, кит.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов и обозначает парный глухой мягкий согласный звук.
— Какая это буква? В корне какого слова она находится? (Буква «к» в слове «кит»,)
- Определите порядок следования букв в данном ряду. (Строчная буква «к» чередуется со строчными гласными буквами в алфавитном порядке.)
ак ек ек ик ок
- Напишите данный ряд букв в предложенной последовательност до конца строки.
III. Словарная работа
. |
-Я предлагаю вам прочитать новое слово из словарика. С этим словом мы познакомимся на сегодняшнем уроке, если найдем прямоугольник с его первой буквой и установим последовательность соединения остальных букв искомого слова. А
Т
Ф Е
К Н О
— Какое слово вы прочитали? (Конфета.)
— Что такое конфета? (Сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плиточки и т. д.)
- Запишите это слово. Поставьте ударение. На что следует обратить внимание при его написании? (В слове «конфета» безударная гласная «о».)
- Подчеркните орфограмму. Запомните непроверяемую безударную гласную «о» в этом слове.
Подберите однокоренные слова к слову «конфета». Запишите их. (Конфета — конфетка, конфеточка, конфетный).
IV. Актуализация знаний
Вызвал внезапно учитель к доске
— Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все как назло позабыл до утра!
Только учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».
— Надо писать через «о», через «о»!
Мел я в смущеньи крошу на куски...
Ох, опозорился я у доски.
-Почему мальчик считает, что он опозорился? (Предложения учеников.)
— Почему слово «окно» надо писать с буквой «о», ведь слышно-то [а]? - Обоснуйте свои ответы. (Нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной, по принципу: один — много: окно — окна.)
Запишите пример.
— И какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова.)
- Вспомните, над какой орфограммой мы работаем. (Безударная гласная в корне слова.) Как же проверить безударную гласную в корне слова? (Правило.)
Придумайте и запишите еще такие пары слов, в которых безударная гласная проверяется изменением формы слова. (Море — моря, поле — поля, земли — земля и т. д.)
А как еще можно проверить безударную гласную? (Подобрать однокоренное слово.)
Второй вариант актуализации знаний
На доске записано:
В солонке соль. Надо солить суп. На тарелке соленый огурец.
— Что вы заметили в данных предложениях? (В них есть однокоренные слова.)
- Выпишите эти слова. (Солонка, соль, солить, соленый.) Проведите графическую работу: выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
— Какое слово «лишнее»? Почему? (Лишнее слово «соль», потому что гласная в корне стоит в сильной позиции, а в остальных словах — в слабой.)
— Какой вывод можно сделать? (Слово «соль» является проверочным для остальных слов.)
— Как же можно проверить безударную гласную в корне слова? (Подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы гласная оказалась в сильной позиции, под ударением.)
V. Сообщение темы и цели урока
-Сегодня мы будем продолжать работать над данной орфограммой, учиться подбирать слова для проверки орфограммы и обнаруживать ее.
— Как вы думаете, для чего нам это надо? (Ответы.)