II. Орфографическая разминка
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
- Кто напомнит, что такое орфограмма? (Написание по правилу)
— А если нет правила? (Значит, это словарное слово.)
- Прочитайте записанные слова на доске и определите «опасное» место в слове, обозначив его красным кружком.
Павел, река, дача, лисичка, озеро, жемчужина, ножки, Илья.
- Назовите первые буквы слов. Прочтите их. Вы что-нибудь заметили? Что у нас получилось? (Пр..длож..ни...)
— Чего не хватает? Какую букву нужно вставить? (Букву «е».)
III. Чистописание
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-С какой целью мы проводим минутку чистописания?
- Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа».
- Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.
Написание букв Ее
-Вспомните, как пишется буква «Е».
Сколько элементов входит в ее состав? (Заглавная буква «Е» состоит из 2-х элементов, а строчная «е»— из одного. Начинать писать «Е» нужно чуть ниже верхней линии строки. Написать маленький полуовал, затем большой полуовал, среднее соединение и начать писать строчную букву: выполнить верхнюю петельку, вести вниз наклонную линию с закруглением вправо.)
Посмотрите внимательно на записанную цепочку и определите последовательность ее написания.
Ее ЕеЕеЕЕ ЕЕЕЕ еееее
- Запишите эту цепочку самостоятельно (можно продолжить на следующей строке, если она не помещается на одной).
— Написание какой буквы мы повторяли на минутке чистописания?
Еще раз вспомним все, что мы знаем об этой букве. (Гласная буква «е» может обозначать один звук [э], когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука — [и] и [э], когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков, например: ели, сидели, свиристели, красивые.)
Второй вариант чистописания
-С какой целью мы проводим минутку чистописания?
Выделите известные орфограммы в записи даты и слов «Классная работа». Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся орфограммы.
— Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке
чистописания? (Букву «е».)
Определите порядок написания букв в строчке:
еаебевеге
(Строчная буква «е» в начале, а затем строчные буквы в алфавитном порядке.)
Продолжите запись, ориентируясь на алфавит.
Расшифруйте головоломку: НИДЛОПРЕЕЖЕ. (Предложение.) Запишите слово, которое у вас получилось.
IV. Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы встретили слово «предложение»? - Определите цели и тему нашего урока. (Ответы.)
- Итак, тема нашего урока — «предложение».
- А цели? (Дети самостоятельно прогнозируют цели.)
Все, что я вам сообщила, а также вы сообщаете друг другу, — это речь. Вы отвечали на мои вопросы — это тоже речь.
— А из чего она состоит? (Из предложений, из слов, из звуков.)
Предложение передает мысль. Она воплощается в слова, так как в мире можно все назвать. Без звуков не было бы ничего: ни предложений, ни слов. Мы произносим звуки, из которых получаем слова, а из слов составляем предложения. Предложение, таким образом, и будет в центре нашего внимания на сегодняшнем уроке.
Второй вариант сообщения темы и цели урока
-Повторите, какое слово у нас получилось, оно подскажет нам тему урока. (Предложение.)
— Как вы думаете, чему мы должны научиться? Что узнать нового?
V. Изучение нового материала
Составление предложений из слов, записанных в чистописании.
Пример: «На ветке ели сидели красивые свиристели».
-Из чего состоит предложение?
— Какой знак препинания стоит в конце предложения?
— С какой буквы начинается предложение?
— Как связаны слова в предложении? (Ответы.)
Прочитайте запись на доске. Где слова, а где предложения?
- Почему вы так думаете? Объясните.
1. Я родился и живу в Беларуси!
2. Ядом и...
3. У тебя много друзей?
(Предложение должно выражать законченную мысль. В предложении есть предмет речи и его действие, поэтому 1-я и 3-я строки — это предложения, а 2-я — набор слов.)
— Какой вывод можно сделать?
1. Предложение выражает законченную мысль.
2. Состоит из слов.
3. Начинается с прописной буквы.
4. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки (.! ?).
Работа с учебником (упражнение 40, с. 30).
Актуализация знаний учащихся о предложении как единице речи.
Физкультминутка
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть. Глубокий вдох и выдох.
Покрутили головой —
И усталость вся долой!
Раз, два, три, четыре, пять, Вращение головой в одну и другую
Шею надо разминать! стороны.
Стали ровно, наклонились, Наклоны вперед и назад.
Раз — вперед, а два — назад. Встать на носочки, потянуть
Потянулись, растянулись, ся вверх.
Повторяем все подряд.
А теперь мы приседаем —
Это важно, сами знаем:
Мы колени разминаем.
Наши ноги упражняем. Приседания.
Выполнение грамматического задания (упражнение 41,с 30)