Гласные ударные и безударные

Согласные звонкие и глухие

Цель: создать условия для развития у детей знания о звуках и бук­вах;

развивать умения правильного написания и осуществления проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова;

воспитывать уважение к языку

Ход урока

I. Организационный момент.

* * *

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбкою вздохнем,

Наш урок теперь начнем.

II. Чистописание.

Лето, осень, весна.

— Определите букву которую мы будем писать на ми­нутке чистописания: она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она нахо­дится? (В корне слова «осень».)

— Сегодня мы будем писать букву «н». В слове «осень» она обо­значает непарный звонкий мягкий согласный звук [н'].

— Посмотрите на запись. Определите порядок следования букв в данном ряду.

нб, не, нг, нд, нж

Строчная н чередуется с буквами, обозначающими звонк парные согласные звуки.

Напишите этот ряд букв в указанной последовательное до конца строки.

III.Орфографическая разминка.

Одуванчик з..л..той

Был кр.хивый, м..л..дой,

Не б..ялся никого,

Даже ветра самого!

— Что общего в выделенных словах? Определите пропущенные орфограммы. Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Не боялся). На доске записано: «В..сна кр.сна цв..тами, ос.нь — пл..дами, а з..ма — сн..гами».

— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выполните звукобуквенный разбор слова «осень».

IV.Актуализация знаний.

На доске написаны слова: з..ма, тра..ка, моро.., с..сна, ду..ки, г..ра.

- Прочитайте вслух данные слова. Определите, какие буквы в них надо написать вместо точек. Слова для ответа сгруппируйте.

— Какие слова можно отнести к первой группе? (Зима, сосна, гора).

— По какому признаку их объединили в группу? (Это слова на правописание безударной гласной в корне слова.)

— Какие слова можно отнести ко второй группе? (Травка, мороз, дубки.)

— По какому признаку их сгруппировали? (Это слова на правописание парных согласных в корне слова.)

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова? (Ответы.)

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной в корне слова? (Ответы.)

- Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Подберите к ним проверочные слова. Образец: зимы — зима.

V. Сообщение темы и цели урока.

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

— Для чего нам это нужно? (Ответы.)

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Работа с учебником (упражнение 6, с, 7).

- Прочитайте упражнение. В выделенных словах назовите буквы и произнесите звуки, которые этими буквами обозначены.

Вспомните правило (с. 7).

Работа по вариантам.

1 вариант —упражнение 7, с. 8 (воспитательный момент).

2 вариант — спишите, вставляя пропущенные буквы; на­пишите проверочные слова.

Дроз(д, т), лоша(д, т)ь, голу(п, б)ь, но(ж, ш)ка, ры(б, п)ка.

(От каждого варианта у доски работают по одному человеку.)

Взаимопроверка. Проверка. Вывод.

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании пар­ных согласных в корне слова? (Ответы.) Приведите примеры.

Физкультминутка.

Упражнения выполняются согласно тексту.
Мы топаем ногами, Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками, Мы хлопаем руками,

Киваем головой. Киваем головой.

Мы руки поднимаем Мы руки разведем

И кружиться начинаем. И побежим кругом.

- Ребята, давайте вспомним, какие гласные буквы вы знаете.

— С чего нужно начинать, чтобы правильно написать букву без ударения? (Поставитьударение.) Учитель открывает опорную схему:

Один.

Много.

Маленький.

Большой.

Назови ласково.

Поставив ударение, мы сразу увидим, какой гласный безудар­ный. А что следует сделать потом? (Подобрать проверочное слово.)
Вспомним некоторые способы подбора проверочных слов.
На доске вывешивается соответствующая схема:
Один — много. Волна — волны.

Много — один. Паруса — парус.

Большой — маленький. Ковёр — коврик.

Маленький — большой. Площадка — площадь.

Назови ласково. Зима — зимушка.

Работа с учебником.

Прочитайте правило на с. 9.

Приведите собственные примеры проверки безударных гласных в корне слова.

Работа в парах.

Найдите ошибки в словах, исправьте их, объясните друг другу написание.

Здесь жывет леса. Ее нара в лису.

— Какие ошибки исправили? Почему? (Ответы.)

Запишите исправленные предложения в тетрадях. Подчеркните безударные гласные.

Самостоятельная дифференцированная работа.

1) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы.

В с..ду гр..чи все б..резы застроили гнездами. На иных ветках прямо гн..здо к гн..зду. Гр..чи чуть-чуть друг друга хв..стами не задевают. Они сидят спокойно и не ссорятся.

2) Из слов каждого ряда составьте и запишите предложение.
Снежная, пришла, зима.

Лежит, пушистый, кругом, снег.

Голоса, во, слышны, дворах, детей.

Зиме, рады, ребята.

Найдите в полученном тексте 3—4 слова, в которых нужно проверить безударную гласную. Поставьте в этих словах ударе­ние. Подчеркните гласную.

3) Напишите ответы на вопросы, используя слова в скобках.
Где отдыхают ребята летом? (Д..ревня.)

Где они купаются? (Р..ка.)

Что собирают дети в л..су? (Гр..бы, цв..ты, яг..ды.)

Подчеркните в предложениях слова, в которых нужно про­верить безударную гласную.

Наши рекомендации