Тема 6. Подростковый возраст в свете разных концепций
Историческое происхождение подросткового возраста. Классические исследования подросткового возраста в первой половине ХХ в. Классические исследования подросткового возраста во второй половине ХХ в. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович)
Тема 7. Особенности физиологического и психологического развития в подростков
Биологические, социальные и психологические изменения подростков. Критерии зрелости. Биологические особенности развития в подростковом возрасте. Половое созревание. Внешний облик. Дисморфофобия. Новообразования подросткового возраста.
Развитие психических познавательных процессов: мышление, восприятие, память, воображение, речи.
Особенности аффективной сферы подростков. “Подростковый комплекс” эмоциональности. Развитие социальных эмоций. “Настроение” юношеского возраста. Эмоциональные особенности юношеской дружбы и любви. Эмоциональные нарушения в подростковом возрасте.
Особенности мотивационной сферы подростка. Эгоцентрическая направленность подростка. Стремление к риску, общение, потребность в автономии, потребность в признании, уважении, самоуважении. Ценностные и смысложизненные ориентации подростков.
Тема 8. Особенности социального развития подростков.
Социальное развитие подростка как междисциплинарная научная проблема. Феномен социального развития подростка. Социальное развитие в подростковом возрасте как на база развития личности. Деформации социального развития в подростковом возрасте. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия подростка. Гендерные различия в социальном интеллекте. Социальная компетентность подростков. Социально-психологическая и эго-комптентность (психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость).
Тема 9. Особенности Я-концепции подростка
Особенности Я-концепции подростка. Образ тела и Я-концепция, самооценка, личностное самоопределение, самосознание. Кризис подросткового возраста. Особенности Я-концепции проблемных подростков. Психологическая защита у подростков. Пограничная личностная структура.
Тема 10. Особенности взаимодействия с подростками
Общение как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте. Особенности общения подростков с родителями. Общение подростка в школе. Специфика общения с подростками. Особенности взаимодействия с подростками. Организация психологического сопровождения подростков. Психологический тренинг с подростками.
Тема 11. Социально–психологический портрет современного подростка как отражение социальных проблем
Подростковый возраст, как наиболее сложный этап в развитии ребенка. Социальные особенности подросткового возраста. Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте. Развитие межличностных отношений. Формирование личности подростка. Социализация подростка. Проблемы подросткового возраста (семья, как причина подросткового неблагополучия. Сексуальность в отрочестве. Алкоголизм и наркомания подростков. Проблема курения. Проблема проституции. Проблема суицидального поведения подростков. Проблема преступности несовершеннолетних). Проблема современного подростка, как отражение социальных проблем
Тема 12. Формы работы с трудными подростками
Дискуссионный клуб. Беседа- игра «Незавершённое предложение». Игры- беседы и др.
Тема 13. Подросток и семья
Положение подростка в семье и отношения с родителями. Типы конфликтов и способы их преодоления. Оптимальный тип семьи: партнерство
5.2 Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Темы | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. работа | |||
лекции | семин. занятия | практ. занятия | лабор. работы | ||||
3 семестр | |||||||
Модуль 1. Психология и педагогика развития детей дошкольного возраста | |||||||
1. | Формирование личности в дошкольном возрасте | ||||||
2. | Развитие способностей у дошкольника | ||||||
3. | Становление самосознания дошкольника | ||||||
4. | Психологическая готовность ребенка к школе. | ||||||
5. | Психологическая диагностика личностных нарушений у дошкольника | ||||||
Теоретические основы образовательных программ для детей дошкольного возраста | |||||||
6. | Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике | ||||||
7. | Дошкольные образовательные программы | ||||||
8. | Нормативные основы организации деятельности дошкольной образовательной организации | ||||||
Характеристика образовательных программ для детей дошкольного возраста | |||||||
9. | Программа «Радуга» | ||||||
10. | Программа «Развитие» | ||||||
11. | Программа «Детство» | ||||||
12. | Программа «Истоки» | ||||||
13. | Программа «Содружество» | ||||||
14. | Основная общеобразовательная программа детского сада – начальной школы (Маханева М.Д.) | ||||||
15. | Программа «От рождения до школы» | ||||||
16. | Программа «Счастливый ребенок» | ||||||
17. | Программа «Успех» | ||||||
18. | Программа «Начальная школа – детский сад» | ||||||
19. | Программа «Детский сад — дом радости» | ||||||
20. | Программа М. Монтессори в системе современного дошкольного воспитания | ||||||
21. | Парциальные программы дошкольного воспитания | ||||||
22. | Структура, принципы и особенности содержания программы «Росточек» | ||||||
Итого | 30/6 инт. | 30/7 инт. | |||||
Форма итогового контроля | Экзамен 36 ч. | ||||||
4 семестр | |||||||
Модуль 2. Психология и педагогика развития детей младшего школьного возраста | |||||||
1. | Общая характеристика младшего школьного возраста | ||||||
2. | Учебная деятельность младших школьников | ||||||
3. | Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника | ||||||
4. | Развитие сенсорно-перцептиной сферы младшего школьника | ||||||
5. | Развитие высших интеллектуальных функций младшего школьника | ||||||
Теоретические основы образовательных программ начальной школы | |||||||
6. | Современные тенденции обновления начального общего образования | ||||||
7. | Основные подходы и современные тенденции развития образовательных программ начальной школы | ||||||
8. | ФГОС 2-го поколения как средство развития личности и духовно-нравственного воспитания младшего школьника | ||||||
9. | Примерная основная образовательная программа начального общего образования | ||||||
Характеристика образовательных программ для детей младшего школьного возраста | |||||||
10. | Развивающая система Л.В. Занкова | ||||||
11. | Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова | ||||||
12. | «Школа 2100» | ||||||
13. | «Гармония» | ||||||
14. | «Перспективная начальная школа». «Перспектива» | ||||||
15. | «Классическая начальная школа» | ||||||
16. | «Планета знаний» | ||||||
17. | Образовательная программа «Школа России» | ||||||
«Начальная школа ХХI века» | |||||||
Итого | 18/5 инт. | 36/7 инт. | |||||
Форма итогового контроля | Экзамен 36 ч. | ||||||
5 семестр | |||||||
Модуль 3. Психология и педагогика развития детей подросткового возраста | |||||||
1. | Общая характеристика подросткового возраста | ||||||
2. | Возрастные особенности подростков младшего и старшего возраста | ||||||
3. | Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. | ||||||
4. | Особенности эмоционально-волевой сферы психики подростка. | ||||||
5. | Учебная деятельность и познавательная сфера психики подростка | ||||||
6. | Подростковый возраст в свете разных концепций | ||||||
7. | Особенности физиологического и психологического развития в подростков | ||||||
8. | Особенности социального развития подростков | ||||||
9. | Особенности Я-концепции подростка | ||||||
10. | Особенности взаимодействия с подростками | ||||||
11. | Социально–психологический портрет современного подростка как отражение социальных проблем | ||||||
12. | Формы работы с трудными подростками | ||||||
13. | Подросток и семья | ||||||
Итого | 18/5 инт. | 27/8 инт. | |||||
6семестр | |||||||
Итого | |||||||
Форма итогового контроля Курсовые работы | |||||||
ВСЕГО | |||||||
Форма итогового контроля | Экзамен 108 ч. |