Тема 5. развитие высших интеллектуальных функций младшего школьника
1. Память и её формирование в младшем школьном возрасте.
Память младшего школьника - важнейший психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемическая деятельность, направленная специально на запоминание.
Мнемическая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания и является овладение учеником приёмами, способами запоминания.
Важнейший прием запоминания - деление текста на смысловые части, составление плана. При запоминании ученики 1 и 2 классов затрудняются разбивать текст на смысловые части, они не могут вычленить существенное, главное в каждом отрывке, а если и прибегают к делению, то только механически расчленяют запоминаемый материал с целью более легкого заучивания меньших по величине кусков текста. Особенно затрудняются дети делить текст на смысловые части по памяти и делают это лучше, лишь когда непосредственно воспринимают текст.
В начальных классах применяются и другие способы, облегчающие запоминание: сопоставление и соотнесение. Соотносится обычно то, что запоминается, с чем-либо уже хорошо известным, а сопоставляются отдельные части, вопросы внутри запоминаемого. Сначала эти способы используются учащимися в процессе непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы, картины), а затем на внутренние (нахождение сходства между новым и старым материалом, составление плана и т.д.). Без специального обучения младший школьник не может использовать рациональные приемы заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми ребёнок овладевает постепенно в процессе обучения.
2. Формирование мышления в младшем школьном возрасте
Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом, то же самое имеет место и на уроках родного языка при усвоении учащимися слова, которое сначала не отделяется им от обозначаемого предмета, но постепенно само становится предметом специального изучения. В процессе овладения понятиями развиваются все мыслительные операции: анализ - от практически действенного, чувственного к умственному, от элементарного к углубленному; синтез - от практически-действенного к чувственному, от элементарного к широкому и сложному.
Сравнение имеет также свои особенности. Вначале в сравнении учащиеся легко выделяют различия и труднее сходства. Далее постепенно выделяется и сравнивается сходство, причем вначале яркие, броские признаки, в том числе и существенные.
В 1 классе у учащихся сравнение иногда подменяется рядоположением. Сначала ученики перечисляют все особенности одного предмета, потом другого, план для последовательного сравнения общих и различных свойств им составлять еще трудно. Процесс сравнения требует систематического и длительного обучения учащихся.
Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Дети легко абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения. Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием только некоторых признаков, так как учащийся еще не может проникнуть в сущность предмета. На основе развития мыслительных операций развиваются и формы мышления, а также качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность.
3. Особенности воображения младшего школьника
В процессе учебной деятельности учащийся получает много описательных сведений, и это требует от него постоянного воссоздания образов, без которых невозможно понять учебный материал и усвоить его, т.е. воссоздающее воображение младшего школьника с самого начала обучения включено в целенаправленную деятельность, способствующую его психическому развитию.
"Пища" для воображения школьника - его представления. Поэтому развитие воображения зависит от работы учителя на уроках по накапливанию системы тематических представлений. В результате постоянных усилий педагога в этом направлении в развитии воображения младшего школьника происходят изменения: сначала образы воображения у учеников расплывчаты, неясны, но затем они становятся более точными и определенными; вначале в образе отображаются только несколько признаков, причем среди них преобладают несущественные, а ко 2-3-му классу число отображаемых признаков значительно возрастает, причем среди них преобладают существенные: переработка образов накопленных представлений вначале незначительна, а к 3-му классу, когда учащийся приобретает гораздо больше знаний, образы становятся обобщеннее и ярче, дети уже могут изменить сюжетную линию рассказа, вполне осмысленно вводят условность; в начале обучения для возникновения образа требуется опора на конкретный предмет (при чтении и рассказе, например,- опора на картинку), а далее развивается опора на слово, ибо именно оно позволяет школьнику создать мысленно новый образ (написание сочинения по рассказу и т.п.).
Тема 6. Современные тенденции обновления начального общего образования
Основные направления развития современного образования. Позиции обновления содержания начального общего образования. Основные задачи реализации содержания предметных областей. Образование в условиях глобализации.
Тема 7. Основные подходы и современные тенденции развития образовательных программ начальной школы
Изменение целей образования в современном мире. Основные тенденции начального образования в современном мире. Проблемы использование новых технологий в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе