Тема 3. эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника
1. Чувства в учебной деятельности младшего школьника.
Изменение эмоциональной сферы вызвано тем, что с приходом в школу горести и радости ребенка определяет не игра и общение с детьми в процессе игры, не сказочный персонаж или сюжет прочитанной сказки, а процесс и результат его учебной деятельности, та потребность которую он в ней удовлетворяет, и в первую очередь - оценка учителем успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих.
Однако не следует недооценивать возможности младших школьников. Осознание своих чувств и соответственно понимание чувств других детей у них еще далеко не совершенны. Младший школьник еще не в состоянии правильно воспринять мимику лица, выражающие то или иное чувство, неверно истолковывает то или другое чувство, неверно истолковывает выражение тех или иных чувств окружающих, что вызывает неадекватную ответную реакцию ребенка.
Участие в учебной деятельности на уроках и общение с учителем и коллективом класса в процессе обучения требуют большой сдержанности в чувствах, что первое время дается ребенку с трудом. Однако повседневные школьные обязанности, требования, предъявляемые к детям учителем, а позже и коллективом класса, заставляют их вести себя все более сдержанно. При этом младшие школьники начинают контролировать свое поведение.
Моторные реакции, выражающие чувства, характерные для дошкольника и для первоклассника, начинают заменятся речевыми. К 3-му классу заметно развивается речевая выразительность, обогащается интонация. Младший школьник, начиная с 1-го класса, старается справится с сильным волнением, например сдерживать слезы, уже может сдерживать свои желания, подчиняется требованиям учителя.
В целом общий эмоциональный тонус, настроение младшего школьника характеризует жизнерадостность, бодрость, веселое оживление. Тем не менее не подтверждение уровня притязаний в учебной деятельности могут привести к аффектам в поведении и при отсутствии внимания учителя закрепляется как отрицательные черты характера.
2. Общая характеристика воли младшего школьника
Важным моментом формирования младшего школьника как личности является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку добиваться её.
Сознательный контроль ребёнком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчётливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что-либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом. В этик актах и фактах также отчётливо просматривается тенденция с соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребёнка отвлекаться на посторонние дела.
В дошкольном возрасте выполнение ведущей деятельности ребенка - игры совершается без обязательных волевых усилий. Ребенок берет то одну, то другую игрушку и под влиянием возникшего желания начинает играть, ибо деятельность ребенка-дошкольника чаще всего связано с непосредственным удовлетворением потребностей. В процессе обучения ребенку необходимо постоянно действовать в соответствии с требованиями учителя или по образцу. Часто учебные действия, совершаемые ребенком, непосредственно его потребностям не удовлетворяют и требуют применения волевых усилий. Так, ученик, желая заслужить похвалу учителя, получить хорошую оценку, выполняет задачу, направленное на научение правильному написанию букв, или учит таблицу умножения, которая сама по себе не привлекает его.
Произвольность действий, формируясь в процессе обучения, становится новообразованием младшего школьного возраста. Но формирование произвольности, и особенно волевых действий, требующих преодоления внешних или внутренних препятствий - процесс длительный и сложный. Совершенствование волевого акта в учебной деятельности происходит постоянно потому, что перед учащимися возникают все новые и более сложные задачи, к достижению которых он стремится.
В начале обучения цель, как первый этап волевого акта, возникает в соответствии со словесными указаниями, которые идут от учителя, учебника, литературы. В ходе психического развития с появлением определенных отношений ученика к себе и к другим и взаимоотношений его с коллективом класса младший школьник совершает тот или иной волевой акт уже в соответствии с собственными потребностями, интересами, мотивами.
С точки зрения волевой регуляции поведения и деятельности младшего школьника важно, чтобы задания, которые ставятся перед ним взрослыми (родителями, учителем), были оптимальной сложности. Это обеспечивает переживание успеха вначале и тем самым делает более доступной цель, что в свою очередь активизирует усилия по её достижению. Слишком трудные задания могут вызвать отрицательные переживания школьника, отказ от усилий. Слишком лёгкие задания также не способствуют развитию воли, так как учащийся привыкает работать без особых усилий.