Типы и виды психических нарушений у ребёнка-дошкольника
Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений, можно классифицировать их по двум основаниям. Критериями для такого разделения могут выступать:
1. Характер причин нарушений. Причины могут быть "внешними" и "внутреними". Соответственно, нарушения - первичными и вторичными. "Внешними" причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребёнка с окружающими людьми (нарушения отношений в семье или в детском саду и т.п.)
Действие "внутренних" причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую. Так, фрустрированность как эмоциональное нарушение деформирует познавательную сферу личности, снижает способности к обучению.
2. Характер появления нарушения. Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и т.п.), либо как недоразвитие их (слабоволие). В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида нарушений:
1. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного воздействия на ребёнка (напр., боязнь собак, появившаяся после того, как собака случайно напугала ребёнка).
2. Первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного отношения окружающих к ребёнку, что привело к отсутствию в психике ребёнка важных структур: позитивных мотивов, способности к сопереживанию, социальной адаптивности.
3. Вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических процессов вследствие появления какой-либо деформации психики. Напр., повышение тревожности личности ребёнка в результате развода родителей может дезорганизованно повлиять на развитие произвольности мышления.
4. Отставания всех сфер личности и психических процессов в своём развитии.
ТЕМА 6. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
Программы для детей дошкольного возраста в условиях вариативного образования. Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных организаций. Обновление дошкольного образования.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Как в целом, можно охарактеризовать изменения, произошедшие в российской системе образования в период со второй половины 1990-х гг. по настоящее время?
2. Что понимается под вариативностью образования?
3. Как осуществлялся переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных образовательных организаций?
4. Назовите ведущие тенденции обновления дошкольного образования?
5. Какие новые формы организации дошкольного образования получили в последние годы широкое распространение?
6. Какие объективные социокультурные и экономические причины обусловили широкое распространение новых форм организации дошкольного образования?
ТЕМА 7. Дошкольные образовательные программы
Понятие образовательная программа. Виды образовательных программ дошкольного образования. Требования к образовательным программам дошкольного образования. Экспертиза программ дошкольного образования.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как можно охарактеризовать понятие «вариативность дошкольного образования» с позиций современной гуманитарной науки? Какова цель вариативного образования?
2. Что такое «программа» с точки зрения теории деятельности и программирования?
3. В каком государственном документе впервые было предоставлено понятие «образовательная программа»? Каким образом оно трактовалось?
4. Какие педагогические феномены определяет образовательная программа? Как это соотносится с выводами теории деятельности?
5. Каким целям подчинены образовательные программы?
6. Какие виды образовательных программ традиционно выделяют с Российской системе дошкольного образования?
7. В чем отличие комплексных программ от парциальных?
8. В чем заключается основополагающее значение направленности образовательной программы?
5. Какими объективными условиями объясняется в настоящее время актуальность проблемы анализа, экспертизы образовательных программ?
6. Какое значение в условиях вариативного образования имеет разработка требований к содержанию дошкольного образования, воспитания и развития?
ТЕМА 9. Программа «Радуга»
Концептуальные положения. Принципы построения программы. Педагогические установки.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите концепцию, которая стала теоретической основой программы «Радуга».
2. Назовите основные цели программы «Радуга».
3. Укажите важнейшие виды деятельности дошкольника, обозначенные в программе.
4. Перечислите принципы, которые положены в основу программы «Радуга».
5. Охарактеризуйте педагогические установки в реализации программы «Радуга».
6. На какие ценности ориентирована программы «Радуга».