Логика открытости случаю — гуманистическая психология

Гума­нистическая психология возникла в середине XX века, когда в психоло­гии пользовались большим влиянием психоанализ и бихевиоризм. Точнее, каждое из этих направлений было отдельной самостоятельной психологией: имело собственную систему моделей и пользовалось своим языком. Гуманистическая психология стала «третьей силой». Она тоже предложила особый подход, резко отличающийся от обоих существовав­ших: она стремилась изучать личность как целостную открытую систе-

{167}

му, объект, постоянно находящийся в процессе становления. «Для бихевиориста человек представляет собой сложную, но тем не менее доступную изучению машину... Для фрейдиста человек является ир­рациональным существом, поведение которого определяется его про­шлым и продуктом этого прошлого — бессознательным ... Человек в течение долгого времени ощущал себя в жизни марионеткой, сделан­ной по шаблону экономическими силами, силами бессознательного или окружающей средой. Но он последовательно выдвигает новую декларацию независимости. Он отказывается от удобств несвободы. Он выбирает себя, пытается в самом сложном и часто трагическом мире стать самим собой — не куклой, не рабом, не машиной, но уни­кальным, индивидуальным Я» (Карл Роджерс).

Гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франка и др.) выдвинула ряд постулатов, которые в своей совокупности выражают основные черты выдвигаемой этим направлением логики движения человека по пути образования своей личности: жизнь человека — единый процесс становления и бытия; человек постоянно находится в становлении, движении, но в любой момент своей жизни он представляет собой неповторимую целостность со своим особым мировоззрением и уникальным направлением жизненного пути; че­ловек открыт миру, его личность представляет собой открытую сис­тему, находящуюся в постоянном взаимодействии с окружением; переживание человеком мира в себе и себя в мире является главной психологической реальностью, и именно это составляет предмет пси­хологии; непрерывное развитие и самореализация — основа челове­ческого существования; человек сам выбирает свою судьбу в соответ­ствии со своими смыслами и ценностями, что и дает ему свободу; человек — активное, устремленное в будущее творческое существо.

Таким образом, гуманистическая психология интересуется именно всем тем, что бихевиоризм объявляет фикциями: любовью, творчест­вом, свободой и т.п. Эти специфические проявления и превращают человека в уникальный объект исследования. «Мы, являясь предста­вителями человечества, неизбежно должны видеть вселенную из центра, лежащего внутри нас, и говорить о ней в терминах языка, созданного в результате человеческого общения. Любая попытка очистить наше представление о мире от всего субъективного, сугубо человеческого должна привести к абсурду» (М. Поляни).

Психоанализ уделяет особое внимание прошлому человека, а гуманистическая психология более всего интересуется его будущим.

{168}

В процессе развития подвергается преобразованию субъективный мир человека, причем дело самого человека — выбрать направление изме­нения. Будущее всегда неопределенно, и предсказывать можно только вероятность осуществления тех или иных событий.

Первоначальное образование происходит в тех условиях, которые предоставляются человеку случайностью его появления на свет имен­но в данной семье, в сообществе, обладающем тем или иным своеоб­разным стилем жизни. В этой культурной нише способности и склон­ности ребенка, заданные случайностью наследственности, отбирают значимые для него ситуации взаимодействия с миром — те, в которых каким-то образом проявились близкие ему особенности.

Мир для ребенка всегда нов, каждый день множество впечатле­ний порождает трудные проблемы для его растущей личности. Детст­во не безмятежно и не безоблачно, даже если оно проходит в атмо­сфере добра и любви. Мир постоянно открывает перед ребенком новые предметы, области познания, виды деятельности, которые предстоит либо освоить, либо отбросить. Случайные обстоятельства внешнего окружения обнаруживают пробелы в существующей у него в настоя­щий момент системе моделей мира, способствуют осознанию (или только ощущению) своей нынешней недостаточной компетентности и тем самым продвигают развитие.

Ни внешний наблюдатель, ни сам формирующийся человек не может знать заранее, какая именно встреча окажется значимой, какое воздей­ствие приведет к резонансному отклику. Процесс образования всегда ограничен теми возможностями, которые предоставляет данная культур­ная ниша, а личность всегда бессознательно стремится находить в много­образии внешнего окружения пищу для роста души. Никто никогда не узнает, какие возможности развития личности оказались упущенными из-за отсутствия в окружении соответствующего материала. Африкан­ская пословица гласит: «Ребенку для его образования нужна вся дерев­ня». Учитывая, что известный философ и социолог Маршалл Маклюэн назвал нашу плотно охваченную сетями коммуникаций планету всемир­ной деревней, и имея в виду то развитие, которое на наших глазах получают компьютерные коммуникации, эту пословицу, кажется, при­дется перефразировать так: «Ребенку для его развития нужен весь мир».



Наши рекомендации