Внешняя среда организма и личности

Если под рассматриваемой системой подразумевать человечество, средой окажется природа, т.е. весь остальной мир, космос, а если иметь в виду отдельную личность, то в среду войдет и все остальное человечество, и тогда ее можно будет называть природно-культурной. Однако такое первоначальное выде­ление системы из среды еще очень приблизительно, неточно. Орга­низм живет не во всей природе разом: суслики живут в пустыне, а белые медведи — в Арктике. Одна и та же сосновая роща является средой обитания самых разных существ, для жизни которых важны различные элементы, этажи, разделы этой рощи: для червей, напри­мер, это почва, а для белок — деревья.

Якоб фон Икскюль, немецкий биолог, в своей работе «Внешний и внутренний мир животных» говорил, что из бесконечного много­образия мира каждое животное выкраивает для себя то, что соответ­ствует его внутренней организации. Внешний мир (среда), по Икскюлю, специфичен для каждого вида животных и даже для каждой особи. Средой для особи будет все то, что имеет для нее значение, т.е. те объекты и явления окружающего мира, которые оказывают существенное влияние на ее внутренний мир. Так, ящерица мгновен­но и остро реагирует на еле слышный шорох, но совершенно никак не реагирует на стук камня о камень — последний для нее ничего не означает, а первый может быть произведен ее естественным врагом змеей, поэтому реакция ящерицы крайне важна для ее выживания.

Организм, таким образом, живет в своей, как говорят биологи, экологической нише, и именно она составляет для него среду обита­ния, к которой он приспособлен предшествующей эволюцией и в какой-то мере способен продолжать приспосабливаться. Эти эколо­гические ниши различны для разных видов, но не разделены, фигу­рально выражаясь, глухой стеной — они перекрываются: например, для жизни всем нужны вода и воздух, так что эти уровни входят во все экологические ниши.

Что касается человека, личности, то здесь нужно говорить уже не об экологической, а о культурной нише. Слова «окружающая среда», «обстановка» означают нечто большее, чем просто то, что физически, пространственно окружает индивида. Джон Дьюи писал: «Некоторые объекты, удаленные от человека во времени и пространстве, могут образовывать окружающую его среду даже в большей мере, чем некоторые близкие к нему объекты. Объекты, в связи с которыми человек изменяется, составляют его истинную окружающую среду.

{21}

Так, действия астронома зависят от звезд, которые он наблюдает или для которых делает расчеты. Из всего того, что его непосредст­венно окружает, важнейшим элементом окружающей среды является телескоп. Окружающую среду для знатока древности образует та да­лекая эпоха жизни человечества, которую он изучает, следы, остав­ленные ею в истории, письменные и прочие источники, с помощью которых он устанавливает связь с этим временем.

Окружающая среда, следовательно, состоит из тех внешних условий, которые поддерживают или сдерживают, стимулируют или пресекают характерные действия живого существа. Для рыбы окружающей средой является вода, потому что она необходима для ее жизни. Северный полюс является значимым элементом окружающей среды для арктичес­кого исследователя (неважно, сумел он добраться туда или нет), посколь­ку определяет всю его деятельность, делает этого человека тем, кем он по своей главной сути и является. Именно потому, что жизнь — не просто пассивное существование (если считать, что таковое вообще воз­можно), а способ действования, окружающая среда или обстановка оз­начает все то, что вмешивается в эту деятельность в качестве поддержи­вающего или разрушающего условия.

Игра системы со средой

Если бы внешняя среда оставалась не­изменной, поддерживать постоянными характеристики внутренней среды было бы сравнительно легким делом. Однако совокупность слу­чайностей внешнего мира обычно создает изменчивый фон жизни, а иногда даже порождает катастрофы. В таких условиях могут выжить только те системы, которые постоянно учитывают изменения состо­яния окружающей среды и в соответствии с ними изменяют свои внутренние модели внешнего мира. Постоянное ориентирование, непрестанная проверка устойчивости условий существования являют­ся нормальными характеристиками живых и социальных систем: Когда какие-либо черты внешней среды опознаются как новые, «странные», не укладывающиеся в привычные классификационные схемы, активность системы проявляется прежде всего в ее готовности замечать эти странные случаи, придавать им значение и в соответст­вии с новыми условиями изменять свой способ восприятия мира.

Но не только вторжение случая, властно меняющее внешние обстоятельства существования, принуждает систему начать новый цикл ориентирования в изменившей свои параметры среде. Даже в условиях относительной стабильности внутренняя активность может

{22}

подвигнуть систему на свободный, внешне ничем не спровоцирован­ный выход за пределы надежно освоенной к данному моменту зоны внешнего мира. Можно предположить, что склонность к выходу из своей экологической или культурной ниши навстречу случаю осно­вывается на специфической потребности в самом совершенствовании внутренней системы моделей внешней среды.

Эта потребность проявляется в форме своеобразного информаци­онного голода, заставляющего систему искать возможности взглянуть на мир под каким-то новым углом зрения (в обыденном языке такое состояние обозначается понятием «скука»). При этом ищется не что-то определенное, а некий случай, способный подтолкнуть систему к пересмотру, а затем и к перестройке устоявшегося мировосприятия. Деятельность, направленную на удовлетворение информационного голода, поиск случая, способного вызвать усовершенствование внут­ренней системы моделей мира, можно трактовать как игровое пове­дение. Игра — явление весьма сложное, многоаспектное и пока еще мало изученное, хотя литературы на этот счет существует довольно много. Как сказал один физик, понимание атома — детская игра по сравнению с пониманием детской игры. А один спортивный журна­лист сказал, что хоккей — большая игра, состоящая из множества мелких ошибок. Хотя командная игра проходит в соответствии с оп­ределенными правилами, предсказать ее течение невозможно из-за непредсказуемости случайных обстоятельств. Так и в самом общем случае можно сказать, что игра системы со средой провоцирует вме­шательство случая, превращающего привычный стабильный мир в вероятностный и не вполне определенный, она пробуждает творчес­кие силы и ведет систему по пути развития.

Экологический подход

Взаимосвязи животных и растений с окру­жающей их природной средой изучает экология — ставшая ныне особой наукой область биологии. В ней под экосистемой понимается совокупность живых организмов и конкретных условий их обитания (почва, климат и т. п.). Само слово «экология» происходит от гречес­кого экое (или ойкос, или эйкус), что означает дом, жилище, родина, место обитания. В этом общем доме уживаются разные виды живот­ных и растений, осуществляя в нем различные функции. Один или несколько видов в данной экосистеме являются преобладающими («доминантными»), они имеют возможность полнее использовать общие ресурсы — пищу, пространство, убежище. Подчиненные («суб-

{23}

ординантные») виды часто стремятся расширить свои ресурсы, вклю­чая постепенно какие-то другие, ранее не использовавшиеся. Они могут также уходить в смежные ниши или вытеснять другие виды.

Экология стремилась системно понимать поначалу только приспо­собление различных живых организмов друг к другу и к природной среде, она не рассматривала социальную жизнь, однако ее подход оказался настолько глубоким, что эта молодая наука быстро расши­рила сферу своего влияния. Сейчас уже существуют экологическая философия, социальная экология и экологическая этика. Вероятно, такое стремительное развитие целого семейства дисциплин связано с тем, что человеческая производственная деятельность совершенно не считалась с вызванными ею изменениями в окружающей среде, пока вдруг не выяснилось, что среда для человечества уже перестала быть окружающей, а стала как бы, наоборот, окруженной им. Развитие техники привело к тому, что само физическое и психическое здоровье человека, его генофонд и культурный фонд оказались в опасности. Человеческая деятельность продолжает нарушать природное равнове­сие, и этот процесс грозит стать глобальным и необратимым. Суще­ствует печальная шутка: мы не можем ждать милости от природы после того, что мы с ней сделали. В настоящее время природа и об­щество должны рассматриваться как единая система, равновесное состояние которой есть необходимое условие выживания человечест­ва как ее подсистемы.

Дальнейшее распространение экологического подхода привело к появлению экологии культуры и экологии науки, в растревоженном сознании общества ценности сохранения живого совмещаются с цен­ностями сохранения памятников культуры, укрепляется осознание не­обходимости бережного отношения к собственному биологическому, социальному и культурному достоянию перед лицом вполне реальной всепланетной катастрофы. Благоговение перед жизнью, отказ от тради­ционных ценностей успеха и карьеры и привычных эгоистических, индивидуалистических моделей поведения — все это весьма характерно для экологической философии и экологической этики. Жизнь теперь понимается как нечто более широкое, чем мысль, дух и культура, наблюдается даже своеобразный бунт против разума, стремление про­никнуться более живым, органическим чувством общности в противо­положность мертвому, механическому, рассудочному, холодному.

Некоторые люди, стремящиеся, как Альберт Швейцер, сделать свою жизнь аргументом своей философии, уходят из городов и

{24}

создают сообщества людей, желающих жить в гармонии с природой и с самими собой. Они стараются заботиться о других людях, о «братьях наших меньших», о природе. Они выступают за новые, более глубокие и всеобъемлющие формы демократии, за такое государст­венное устройство, при котором рядовые граждане имели бы реаль­ные возможности влиять на политические решения. Экологическая этика расширяет сферу моральной ответственности людей, в нее начинает входить ответственность за животный и растительный мир, за еще не родившиеся поколения.

Образовательная среда

В рамках экологического подхода к обра­зованию можно развернуть следующую метафору: внутренняя среда данной образовательной системы (семьи, школы, иного образователь­ного учреждения) составляет внешнюю среду для любой развиваю­щейся в ней личности. Именно она и называется образовательной средой. Рассматривая школу как экосистему, можно сказать, что в образовательной среде обитают два вида живых организмов: учителя и ученики, причем в традиционной школе первые являются, несо­мненно, доминантным видом, а вторые — субординантным. В отли­чие от традиционной, альтернативные образовательные системы стремятся поддерживать в образовательной среде характеристики, обеспечивающие сотрудничество «видов» в совместной жизнедеятель­ности. Характеристики образовательной среды, бесспорно, имеют очень большое значение для освоения личностью ученика или учителя своей культурной ниши и продвижения в смежные.

Модель

Общая характеристика

Слово «модель» пришло в русский язык (через французский) от лат. modulus — мера, образец, норма. Так называют любой мысленный, знаковый или материальный образ ори­гинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Модель — представитель, заместитель оригинала в познании или на практике. Камень, который вращают на привязанной к нему веревке, может служить моделью Земли в ее вращении вокруг Солнца, но и уравнение этого движения, выраженное в математических формулах, можно назвать тем же самым именем.

Модели, таким образом, есть такие материальные, образные и логические представления, которые в чем-то подобны изучаемым

{25}

объектам и явлениям, и благодаря этому их использование позволяет достичь некоторого приблизительного понимания (приблизительно­го, т.е. приближающего наше нынешнее понимание к более точному, более соответствующему реальности). Полное право называться мо­делью имеет как тщательно построенное, очень похожее по внешним признакам на оригинал подобие самолета, так и склеенная из дощечек и бумаги действующая модель самолета с резиновым двигателем, имеющая довольно мало общего с каким-либо конкретным типом самолета, но зато летающая. Последняя моделирует не столько внеш­ний вид, сколько функции объекта. Функциональной моделью врача-диагноста является программа компьютера, способная расспрашивать больного о признаках его заболевания и ставящая на основании результатов такого собеседования диагноз.

Мозг человека моделирует не только все объекты и явления внешнего мира, но и самого себя, собственную деятельность — все наши знания о психических закономерностях суть совокупность моделей, которые в той или иной мере подтвердили свое соответствие реальным явлениям. Однако единственного «истинного» семейства моделей как реального мира в целом, так и способов организации психической жизни не существует, в любой области человеческого знания содержатся различные способы представления мира, каждый из которых, видимо, улавливает что-то важное в структуре реальности, раз уж он удержался в культуре.

Модель — одно из центральных понятий теории познания, оно связано с понятиями истины и мнения, сходства, различия, подобия. При моделировании происходит мысленное расчленение (греческое слово «анализ» буквально и означает расчленение) реальной систе­мы — оригинала — на элементы, тем или иным образом связанные между собой. Как сами элементы, так и законы связи между ними являются человеческими изобретениями. Совершенствуя и согласо­вывая свой общий модельный фонд в науке, технике и искусстве, человечество тем самым продвигает вперед свою большую систему моделей мира, называемую культурой.

Наши рекомендации