Возможности фотографической памяти

Откройте эту книгу на любой странице и смотрите на нее

в течение одной секунды. Сможете ли вы потом вспомнить хоть какое-нибудь слово, рисунок или предложение? Узнаете ли вы эту страницу снова? Как известно, информация действительно поглощается нами. Если вы сомневаетесь в этом, подумайте о том, как много удается мгновенно усвоить глазам, когда внезапно выезжаешь на своей машине из-за поворота горной дороги: множество легковых машин и грузовиков, едущих навстречу, множество — в том же направлении, что и вы; и кроме этого — миллионы деревьев, тысячи домов, а еще птицы и животные. И все это происходит за долю секунды! Подумайте, какой мелочью кажутся в сравнении с этим какие-то несколько слов на странице, — вы способны сделать это!

МЕТАУКАЗЫВАНИЕ И ЕГО МЕТОДЫ

Методы метауказывания, которые приводятся ниже, используют периферическое зрение, циклопов глаз и способность вашей системы "глаз/мозг" к поразительно быстрому фотографированию.

возможности фотографической памяти - student2.ru
Особенно полезно поупражнять глаза первоначально на очень высоких скоростях, фактически не ставя перед собой цель понимания, и сразу же после этого попрактиковаться в этих же

методах на ваших новых, нормальных скоростях.

Рис.10 Методы метауказывания

Тем самым ваш мозг лучше привыкнет к более высокому темпу. Часто бывает лучше начать с использования методов метауказывания на материале, который уже знаком, — тем самым вы убьете двух зайцев сразу: припомните то, что прочли ранее, и одновременно "разомнете" свою систему "глаз/мозг" перед решением предстоящих задач. После окончания данной главы попрактикуйтесь в использовании методов метауказывания на всем, что вы до сих пор читали. Проделывая это, старайтесь работать на предельных для себя скоростях.

Охват пары строк

Охват пары строк (см. рис. 10а) идентичен той первоначальной технике указывания, которую вы использовали для управления глазами; единственное отличие состоит в том, что сейчас вы будете систематически охватывать и улавливать две строки сразу.

Для правильного выполнения данного упражнения двигайте свою указку под парой строк плавно, приподнимая ее на несколько миллиметров, когда вам нужно вернуться в обратном направлении, после чего снова плавно двигайте указку под следующей парой строк. Охват двух строк представляет собой прекрасный метод заставить ваш мозг привыкнуть к использованию наряду с горизонтальным видением и вертикальное. Это оказывается гораздо легче, чем вы можете ожидать, а многие культуры вообще используют вертикальное видение в качестве основного. К примеру, японцы и китайцы уже на протяжении тысяч лет отдавали вертикали предпочтение перед горизонталью.

Аналогично музыканты по необходимости сочетают при чтении нот вертикальное видение с горизонтальным. Если вы умеете читать нотную запись, то должны быть в состоянии перенести этот уже освоенный вами навык на текстуальное чтение с охватом двух строк.

Переменный охват

Переменный охват (рис. 106) идентичен охвату пары строк. Кроме того, этот метод позволяет вам охватывать и усваивать за раз столько строк, сколько, по вашему мнению, вы в состоянии усвоить. Продвинутые читатели-скоростники обычно охватывают в каждом проходе от двух до восьми строк.

"Обратное" чтение — проход в обратном направлении

Преимуществом "обратного" чтения (см. рис. 10в) является то, что оно позволяет мгновенно удвоить скорость чтения благодаря использованию обратного прохода глаз для усвоения информации, а не просто для того, чтобы вернуться к началу следующей строки.

"Что? — спросите вы. — Не смешите меня: чтение задом наперед просто оставит у меня в голове мешанину бессмысленных, ничего не значащих слов".

Обратное чтение легче, чем вы думаете. В конечном счете, представители многих культур, в частности израильской и арабской, предпочитают читать справа налево.

Однако это еще не все. Секрет чтения в обратном направлении лежит в том, что на самом деле вы вовсе не читаете в обратном направлении! Если вы усваиваете за одну приостановку пять или шесть слов, что должны сейчас делать без всяких затруднений, то текст, который вы видите при каждой приостановке, располагается в нормальном порядке. Единственной дополнительной работой для мозга является сейчас необходимость разместить зафиксированные им большие осмысленные куски в правильном порядке — так, как это делается, например, при складывании разрезной головоломки. При чтении мозг и так делает нечто подобное. Рассмотрим, например, следующее предложение: "Люди, которые полагают, что нормальные скорости чтения, превосходящие 1000 слов в минуту, возможны, вполне правы". В данном случае мозгу приходится держать весь текст "в подвешенном состоянии", пока он не получит последнюю порцию информации, которая придаст смысл всему предложению. При обратном чтении процесс носит идентичный характер. Вы убедитесь, насколько это легко и эффективно.

При проходе в обратном направлении используются точно такие же движения рук, как и в случае охвата пары строк либо переменного охвата; нужно всего лишь изменить направление движения на противоположное.

Наши рекомендации