Дом: убежище в условиях осады?
Уверен, найдутся родители, включая некоторых учителей, которые будут утверждать, что дома реализовать лидерский подход гораздо сложнее, чем в школе. Говорю это потому, что общался с высшими руководителями, мастерски управляющими организациями, цена которых исчисляется многими миллиардами долларов, и слышал от них признания, что труднее всего им дается управление собственными семьями. Я говорил с высокопоставленными военными чинами, у которых в подчинении находятся тысячи солдат, но которые признаются, что в их «домашних войсках» разброд и шатание. Я общался с учителями, которые говорят: «Я могу справиться с любым классом и заслужить уважение учеников, но стоит мне прийти домой к собственным детям, как триумф и почтение исчезают. Нет уважения. Нет контроля. Нет порядка».
Да, быть родителем — трудно. Это — очень трудная работа с часто непредсказуемым результатом. Когда во второй главе книги я говорил о некоторых проблемах, с которыми сталкиваются родители разных стран мира в новой реальности, я затронул тему лишь поверхностно. С тех пор, как мы с Сандрой растили наших детей, времена изменились. Конечно, одно из основных новшеств — усиление влияния технологий и средств массовой информации. Мы с Сандрой еще могли контролировать, какие выражения употребляют наши дети, какие фильмы они смотрят и какую музыку слушают. В те времена детям приходилось идти на серьезные ухищрения, чтобы принести домой что-то запретное и долго это прятать. Но сегодня, когда беспроводной сигнал приходит в каждый дом, каждый кубический дюйм вашего жилища пронизан потенциально разрушительными посланиями и образами, которые могут похитить у молодых людей их индивидуальность, особенно — моральную. Для этого ребенку достаточно всего лишь нажать на кнопку. Великий похититель индивидуальности — это культуральная, или социальная, ДНК, а вовсе не человек, который крадет вашу кредитную карту и пользуется ею.
Ни один институт современного общества не находится в более серьезной осаде, чем семья. Снаружи на нее влияют призывы к молодежи принимать наркотики, вступать в преждевременные сексуальные отношения, демонстрировать грубое поведение. Также снаружи на нее действует давление, толкающее к сверхдостижениям, к жизни не по средствам, к чрезмерности во всем. Но еще больше угрожает семье давление изнутри. Часто мы слышим о дисгармонии, разбитых сердцах, неверности, безнадежном финансовом положении, оскорблениях, одиночестве, конкуренции между детьми, зависти, насилии в семьях — источники всего этого находятся внутри вашего дома. Эти внутренние и внешние проблемы могут разрушить единство и остановить развитие семьи.
Но прежде, чем вы решите, что мои слова звучат слишком уныло, позвольте мне сказать следующее. Хотя я знаю, как трудно быть родителем, какие проблемы подстерегают человека на этом пути, я также знаю, какая это радость. Мои дети принесли мне больше радости, мира в душе и придали больше смысла моей жизни, чем все остальное, что я сделал за эти долгие годы, — гораздо больше, чем какое-либо вторичное величие, которого я мог бы достичь. Я люблю своих детей такими, какие они есть, и благодарен им за многие моменты счастья и озарения, которые они принесли в мою жизнь. А теперь я наслаждаюсь такими же теплыми отношениями с их детьми и даже с детьми их детей.
Я не знаю более великой, более важной лидерской роли, чем роль родителя. И я надеюсь, что, если у вас есть дети, вы тоже получаете удовольствие от выполнения этой роли. Надеюсь, что вы тоже способны видеть огромный потенциал и дарования в каждом вашем ребенке. Надеюсь, что вы видите свой собственный потенциал в том, чтобы стать для них «чудотворцем», развивая в каждом своем ребенке первичное величие — характер и желания приносить пользу.
Дом — это главный перекресток, на который чаще всего приходит и с которого уходит ребенок в ранние годы. Слышат ли ваши дети воодушевление в вашем голосе, когда вы говорите об их будущем? Находят ли они дома убежище в условиях внешней осады?
Один из важнейших результатов работы лейтмотива лидерства заключается в том, что происходит, когда дети приносят эти принципы домой. Прочтите письмо, которое пришло, когда эта книга уже готовилась к печати.
Дорогая миссис Саммерс, хочу поделиться с Вами тем, что произошло сегодня у нас дома и что, по моему мнению, показывает, как важна программа, которую Вы проводите в Комбс. Сегодня моя дочь второй день ходила в Вашу школу. Она учится в третьем классе. Когда после школы мы приехали домой, у них с сестрой начался спор, но не более чем через десять секунд она сказала: «Я не буду с тобой спорить. Я буду проактивной, а не реактивной. Мы можем найти решение в духе „Выиграл-Выиграл“». И это после всего лишь двух дней посещения Комбс! Я просто не могла поверить своим ушам. Мы так счастливы, что она учится в Комбс, что мы все стали частью этой удивительной программы, организованной Вами!
Спасибо Вам!
Хардин Энгельгардт
Лидер в вашем ребенке
Не все родители хотят, чтобы их ребенок, когда вырастет, стал директором компании или президентом страны, но я не могу представить себе родителей, которые не хотели бы, чтобы их ребенок был способен управлять своей собственной жизнью, был примером для других людей, жил в соответствии с принципами, оказывал положительное влияние. И эта книга именно о таком виде лидерства: о том, что надо быть лидером для самого себя в новой реальности и делать правильные вещи, даже когда никто на вас не смотрит. В каждом ребенке живет такое лидерство. Задача заключается в том, чтобы вывести его наружу и развить.
Размышляя о том, как вы можете лучше помогать развитию принципов лидерства в вашем ребенке, предлагаю вспомнить три цитаты, приведенные раньше. Во-первых, освежите в памяти основу философии А.Б.Комбс: «Если ко всем детям относиться как к одаренным, если всегда смотреть на них через призму их одаренности — хотя бы в чем-то, — то они достигнут уровня, соответствующего этим ожиданиям». Во-вторых, прочтите еще раз слова Гёте: «Воспринимайте человека таким, каков он есть, и он станет хуже, чем он есть на самом деле. Разглядите в человеке большое будущее, и он станет лучше». В-третьих, осмыслите определение лидерства, которое я вам предложил: «Лидерство — это донесение до людей информации об их достоинстве и потенциале в такой ясной форме, что они начинают сами видеть это в себе». Что эти три цитаты говорят о той роли, которую вы как родитель должны играть, о том влиянии, которое вы можете оказать на ощущение вашим ребенком собственной значимости и потенциала?
Отвлекитесь на минутку от чтения и подумайте об одном из ваших детей. Если у вас нет своих детей, то подумайте о ребенке, которого вы достаточно хорошо знаете. Запишите на листке бумаги ответы на следующие вопросы:
• Каковы природные дарования этого ребенка?
• Какие способности или черты характера этого ребенка можно, проявив больше заботы, развить в талант?
• Какими дарованиями этот ребенок обладал в ранние годы, но потом они были «заглушены» его культуральной ДНК?
Записав ответы, ответьте себе на такие вопросы: «Что в последние три дня я говорил этому ребенку в признание его способностей и таланта? Что я скажу ему в следующие 24 часа, чтобы показать, что я признаю его дарования и восхищаюсь ими?»
Моя мама, которую я считаю своим лучшим учителем, постоянно поддерживала меня до своих последних дней. Даже когда я вырос и обзавелся семьей, когда моя карьера пошла вверх, она продолжала говорить мне о моих достоинствах, как когда-то, когда я был маленьким мальчиком. Когда она состарилась, я почти каждый день звонил ей по телефону, чтобы проверить, как она себя чувствует, и каждый раз я слышал от нее много хороших слов в свой адрес.
Поэтому в качестве первого шага по использованию принципов лидерства дома я предлагаю вам посмотреть на то, что вы написали о способностях и талантах своего ребенка, и решить, как и когда вы будете больше говорить ему, как сильно вы верите в него.
Не стоит недооценивать силу искренних, добрых слов о том, что вы верите в человека — в его ценность, потенциал и талант, — особенно когда речь идет о ребенке.
Сила принципов
Сколько бы родители ни воздвигали защитных барьеров вокруг своего отпрыска, как бы ни пытались сократить время, отведенное на просмотр телевизора, или количество доступных программ, сколько бы ни запрещали ему пользоваться Интернетом, мобильным телефоном или другими цифровыми устройствами, им не удастся оградить его от бессердечного, негативного влияния улицы, которое неизбежно, как только он выйдет из дома. Родители не могут сопровождать своих детей повсюду или принимать за них все решения. Некоторые пытаются, но все терпят неудачу.
Единственный известный мне подход, позволяющий родителям надеяться, что их дети обеспечены круглосуточной защитой, заключается в том, чтобы привить детям внутреннее желание делать правильные выборы даже тогда, когда никто на них не смотрит. И сделать это можно, только обучая детей правильным принципам — чем раньше, тем лучше.
Хорошая новость заключается в том, что в то время, как мир драматически изменяется и будет меняться впредь, принципы, которые позволят детям делать правильный выбор как сегодня, так и через многие годы, всегда останутся неизменными. Другими словами, те же принципы, которым мы с Сандрой пытались учить наших детей, я порекомендую любому сегодняшнему родителю, в любой стране мира. Хорошо и то, что эти принципы не просто защищают детей от негативного социального влияния, но и помогают им добиться успеха в новой реальности — в школе и в бизнесе, дома и за его пределами. Эти принципы существовали задолго до того, как я родился. Они присутствуют в любой культуре и применимы для людей любого возраста, пола, расы или экономического статуса.
И поэтому я спрашиваю, будь это 100 лет назад, сегодня или 100 лет спустя, — какие родители не хотели бы, чтобы их ребенок был проактивным: брал на себя ответственность за свои действия, признавал свои ошибки, а не винил в них других людей, проявлял инициативу и контролировал свои эмоции?
Какие родители не хотели бы, чтобы их ребенок начинал, представляя конечную цель: чтобы у него были мечты, чтобы у него был план собственной жизни и любого проекта, над которым он работает, чтобы он фокусировал свои усилия на том, чтобы вносить значимый вклад и приносить пользу?
Какие родители не хотели бы, чтобы их ребенок сначала делал то, что необходимо делать сначала: посвящал свое время и усилия тому, что наиболее важно, избегал потерь времени, находил время для планирования и отдыха и говорил «нет» тому, что мешает ему быть эффективным?
Какие родители не хотели бы, чтобы их ребенок думал в духе «Выиграл-Выиграл»: обладал мужеством постоять за свои интересы, уважая при этом других людей, всегда искал взаимовыгодные решения, был способен сказать «нет» тому, что приносит кому-то проигрыш?
Какие родители не хотели бы, чтобы их ребенок сначала стремился понять, а потом быть понятым: искренне и с вниманием прислушивался к чувствам людей, не относился к ним с предубеждением, был открыт для новой информации, знал, как уверенно и убедительно выражать свои мысли?
Какие родители не хотели бы, чтобы их ребенок знал, как достигать синергии : умел работать с другими людьми, оптимизировал их таланты, искал третью альтернативу, умел мудро разрешать конфликты, проявлял творческий подход и ценил сильные стороны других людей?
Какие родители не хотели бы, чтобы их ребенок «затачивал пилу»: заботился о своем организме, был приверженцем здорового питания, занимался физическими упражнениями, заботился о своем финансовом благополучии, был сильным в социальном и эмоциональном планах, развивался интелектуально, читая хорошие книги и развивая новые навыки, рос духовно, например, участвуя в благотворительности, искал смысл жизни в служении другим людям и жил в соответствии со своими ценностями?
Эти навыки — больше, чем развитие характера. Характер — это часть их, но они сами — реальные жизненно важные навыки слушания, самовыражения, разрешения конфликтов, работы в команде, отношения к различиям как к ценности, постановки целей. Это навыки, которыми они смогут пользоваться всю свою жизнь.
Холли Браун, член родительского комитета и совета директоров, Академия Саммит, Дрейпер, штат Юта
Я не могу представить себе родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети освоили эти навыки, основанные на принципах. Также я не могу представить себе ребенка, который полностью развил бы свой потенциал, не опираясь на эти принципы. Но разве это единственные принципы эффективности? Нет. Могут ли 7 Навыков решить любые проблемы любых родителей? Нет. Но они являются прекрасным началом и основой для этого.
Никто не может гарантировать успех родителям. Но единственное, что, по моему мнению, может приблизить их к этой гарантии — обучение принципам, укрепление их в сердцах и сознании детей.
Нельзя недооценивать силу обучения принципам.
Сила примера
Итак, как же родителям взяться за обучение своих детей принципам?
Несколько лет назад я написал книгу, посвященную именно этому вопросу. Вы найдете в ней более подробные рекомендации, чем я могу предложить в этой главе. Эта книга называется «7 Навыков высокоэффективных семей». На сайте www.TheLeaderInMeBook.org вы найдете и другие дополнительные материалы. Но я также настоятельно рекомендую вам вновь пролистать эту книгу, обратить особое внимание на то, как описанные в ней школы обучают принципам, и посмотреть, не возникнут ли у вас какие-либо идеи о том, как вы можете применить эти принципы и методы дома.
Например, попробуем освежить в памяти наши четыре этапа.
Этап 1: Вселяйте доверие.Помните, что ключ к созданию доверия — ваш личный пример. Лучшим способом обучения ваших детей 7 Навыкам будет демонстрация их на вашем личном примере. Нет лучшего способа, чем пример. Также важны отношения — давайте им знать, что вы заботитесь о них, проводите с ними время, давайте им чувствовать вашу любовь к ним. Увидев на вашем примере применение Навыков и почувствовав ваше отношение, дети будут более открыты, когда вы станете обучать их этим принципам.
Этап 2: Проясняйте цель.С самого начала ответьте на вопросы: «Почему эти принципы лидерства так важны для вашего ребенка? Чего бы вы хотели, чтобы он достиг? Чего хочет достичь он сам? Когда в последний раз вы его об этом спрашивали? Какие семейные и индивидуальные ориентиры могут быть установлены, чтобы помочь вам в достижении ваших целей? Какова ваша стратегия по достижению целей-ориентиров?» Возможно, вы даже решите всей семьей разработать семейную миссию. (Ниже в этой главе я расскажу, как это сделать.)
Этап 3: Настраивайте системы.Слово «системы» может применительно к дому и семье звучать неестественно. Однако они существуют. Как вы привлечете детей, как сделаете, чтобы они захотели научиться принципам лидерства? Как вы станете учить их этим принципам? Вы организуете специальные «уроки» или используете всепроникающий подход и будете находить принципы в фильмах, в книгах, во время семейного отдыха или занятий спортом? Будут ли эти принципы напоминать о себе с помощью наглядных материалов, развешенных на стенах, или с помощью специального языка, на котором вы будете говорить с детьми? Какие лидерские роли, ведущие к достижению семейных целей, вы поручите вашим детям? Как вы будете поощрять их за то, что они претворяют эти принципы в жизнь? Как будет наступать ответственность за действия, противоречащие принципам? Видите, в фундаментальном смысле дом мало отличается от школы или бизнеса. Для того чтобы лидерский подход укрепился в семье и продержался дольше нескольких недель, он должен каким-то образом укорениться в системах этой семьи.
Этап 4: Высвобождайте талант.Какие способности или таланты вы хотите развить в своих детях? Как вы будете поддерживать эти дарования, как высвободите их? Вы сами будете ставить цели и планировать дела для всей семьи, или дети будут вовлечены в планирование семейных целей или своих собственных целей? Будете ли вы доверять им и поощрять их самостоятельность или будете заниматься микроменеджментом? Как вы покажете, что доверяете им?
Все четыре этапа содержат идеи о том, как вы можете принести принципы домой. Самое важное, однако, — начать с первого этапа, а именно с того, чтобы стать примером использования принципов. Если вы хотите доказать себе, что можете выполнить очень непростую задачу, попытайтесь быть примером использования принципов в трудный момент, когда вы с ребенком видите ситуацию по-разному, когда эмоции накаляются. Помните, как учителя и директора говорили о том, что принципы помогают ученикам разрешать конфликты? Используя эти навыки, вы тоже можете стать миротворцем в своем доме, показать детям пример взрослого подхода к решению проблем. Продумайте следующие основополагающие парадигмы навыков и те действия, которые вы можете предпринять в соответствии с ними.
Это лишь несколько из основополагающих парадигм, принципов и действий, которые помогут вам стать примером применения навыков в потенциально трудной ситуации с вашим ребенком. Показывая пример, вы не просто разрешаете конфликты, но и учите ребенка тому, что эти принципы обладают большой ценностью.