Чего хочет бизнес-сообщество

Следующей заинтересованной стороной, к которой обратились учителя из А.Б.Комбс в поисках нового «магнита», были представители местного бизнеса. Многие работники сферы образования скажут, что это был дерзкий шаг. Предприниматели, выпускники МВА, инженеры, программисты, специалисты по продажам, юристы, генеральные директора и другие могут вместе составить довольно ехидную, вспыльчивую, самоуверенную толпу. Потому-то многие педагоги предпочитают держаться от них подальше, если, конечно, не ищут спонсора для финансирования своей деятельности. Такое отношение, как вы можете себе представить, вряд ли понравится бизнесменам, которым надоело слышать: «Мы ценим ваш интерес, но не нуждаемся в вашем мнении — ваших денег будет достаточно».

Понятно, что отношения между школами и бизнесом далеко не всегда сердечны. Многие преподаватели не распространяются об этом прилюдно, но с глазу на глаз они скажут вам, что им не нравится, когда бизнесмены вмешиваются в их работу. Им кажется, что слишком часто предприниматели говорят об учениках как об устройствах, которые можно поставить на поточное, бездефектное производство. Они замечают, что бизнесмены вольны брать на работу того, кого хотят и когда хотят, школы же вынуждены принимать всех без исключения и именно в тот момент, когда туда приходят. Неважно, что новый ученик не говорит по-английски, только что вернулся из колонии для несовершеннолетних, что у него проблемы с учебой, с эмоциональным развитием или он просто не хочет учиться. Школы обязаны предоставить им все шансы получить образование. Это значит, что они не могут позволить себе роскошь отчислить 30 процентов неуспевающих учеников, чтобы повысить показатели в конце года. Поэтому представители образования не всегда бывают довольны, когда бизнесмены пытаются давать им советы: «В чем дело? Раз вы не можете решить проблемы сами, позвольте нам рассказать вам, как нужно учить детей».

Со своей стороны многие представители бизнеса действительно разочарованы школами. Очень многие из них смотрят на них будто через бифокальные очки, одним глазом воспринимая школу как родитель, дедушка или бабушка, другим — как работодатель. Часто то, что они видят, и то, что хотят увидеть, не совпадает.

Многие годы бизнесмены не возражали против того, чтобы держаться от школы подальше и давать указания с дальнего расстояния, но это отношение в новой экономике меняется. По приглашению или без, все больше компаний встают с кресел наблюдателей и начинают тесно участвовать в работе школы.

Например, возьмем Торговую палату США, которая начала печатать ежегодный отчет о школах всех штатов под названием «Лидеры и отстающие». Прислушайтесь к тону последнего отчета.

В XXI веке США стоит перед беспрецедентными экономическими и социальными проблемами, вызываемыми как глобальной конкуренцией, так и надвигающимся выходом на пенсию 77 миллионов бэби-бумеров. Для достижения успеха в эту новую эру необходимо, чтобы наши дети были готовы к интеллектуальным требованиям современного рабочего места и более сложного общества. Однако существуют свидетельства того, что наша страна к этому не готова. Несмотря на десятилетия попыток проведения реформ и многие триллионы долларов государственных инвестиций, школы в США не прививают нашим детям те навыки и знания, которые так нужны им и всей стране.

Почти четверть века прошло с тех пор, как в 1983 году был выпущен судьбоносный отчет «Нация в опасности». С тех пор возникла экономика знаний, Интернет изменил коммерцию и коммуникацию, примеры творческой коммерции, такие как Microsoft, eBay и Southwest Airlines, произвели революцию в нашей жизни, необратимые изменения пережила и глобальная экономика. В этот период расходы на образование стабильно росли, и множество реформ, осуществляемых с лучшими намерениями, возникали и забывались. Но достижения учеников оставались на прежнем уровне, и наши общеобразовательные школы[5]словно окаменели на уровне процедур, культуры и организации деятельности, подобно устаревшей фабрике 30-х годов. Лишь около двух третей девятиклассников оканчивают среднюю школу за четыре года. И те ученики, которые получают аттестат, часто не готовы к колледжу или работе.

Несмотря на мрачную картину, представители бизнеса всегда стремились переложить образование на плечи политиков и педагогов — сами они оставались в стороне и, казалось, довольствовались финансовыми вливаниями и демонстрацией готовности оказать поддержку и помощь. Но каждый ушедший год показывает, что от них требуется больше, гораздо больше. Динамичному и невероятно эффективному частному сектору США завидует весь мир. Может ли опыт, накопленный бизнесом, его динамизм, надежность и умение решать проблемы помочь школам стать лучше?.. Палата и ее партнеры твердо верят, что те черты, которые сделали американский частный сектор двигателем глобального процветания — его динамизм, творчество и постоянное стремление к эффективности и высоким результатам, — необходимы для того, чтобы раскрыть потенциал наших педагогов и школ.

Отчет Палаты отражает многое из того, что беспокоит мир бизнеса в экономике и в образовании. И чем сильнее глобальные проблемы давят на бизнес, тем требовательнее звучит его голос в разговоре об образовании его будущих работников. Итак, у нас есть мир бизнеса, разочарованный в школах и педагогах, которых, в свою очередь, раздражают самоуверенные и наивные бизнесмены. Все в этой ситуации кивают друг на друга.

Однако ни А.Б.Комбс, ни местное бизнес-сообщество не показывают друг на друга пальцами. Напротив, они объединяют умы и сердца для общей цели — помочь детям. Мюриэл считает бизнесменов не своенравными потребителями, а друзьями и партнерами. Они же не только аплодируют тому, что происходит в А.Б.Комбс, но и спрашивают: «Как вам помочь?»

Итак, что же привлекает бизнесменов в А.Б.Комбс? Отчасти ответ восходит к тем временам, когда Мюриэл и ее команда обратились к бизнесменам с вопросом, чего они хотят от школы. Подумав, те составили список десяти качеств и навыков, которые нужны работодателям, тем самым заявив: «Эти черты нужны нам в наших работниках, поэтому будет неплохо, если школы смогут научить этому своих учеников». Вот этот список:

1) навыки коммуникации (устной и письменной);

2) честность/цельность личности;

3) умение работать в команде;

4) межличностные навыки;

5) самомотивация/инициативность;

6) деловая этика;

7) аналитические навыки;

8) технологические навыки;

9) организаторские навыки;

10) творчество, творческое мышление.

Таких списков станет все больше, они будут все больше похожи друг на друга. Так, большинство педагогов знакомы с исследованием Дэниела Гоулмана, показывающим, что эмоциональный интеллект (EQ) больше способствует успеху в науках и жизни, чем IQ — коэффициент интеллекта. Сегодня Гоулман приводит свидетельства того, что, помимо технических навыков и интеллекта, корпоративным лидерам, которые хотят добиться успеха в современном деловом климате, необходим определенный набор черт и компетенций.

Чего хочет бизнес-сообщество - student2.ru

Чего хочет бизнес-сообщество - student2.ru

Посмотрев на предложенный бизнесменами список из десяти качеств, список Гоулмана или любой другой подобный перечень, можно определить, что, по мнению бизнес-сообщества, школа должна развивать в детях, гораздо больше, чем умение читать, писать и пользоваться калькулятором. То, что хочет бизнес, можно выразить в двух словах: «характер» и «компетентность». И именно характер и компетентность являются основными компонентами первичного величия. Большинство бизнесменов знают, что неполноценность характера и базовых жизненных навыков сотрудников каждый день обходятся их компаниям слишком дорого, и они очень надеются, что школы смогут помочь им в развитии того и другого. В большинстве случаев они чувствуют, что могут научить компетентности, но со становлением характера не справляются. Именно об этом мой друг Джим Коллинз пишет в своей книге «От хорошего к великому», говоря о приеме на работу или продвижении по службе:

…Определяя, кто является нужным, в великих компаниях уделяли больше внимания характеру человека, а не его образованию, опыту работы или специализации. Нельзя сказать, что знания или опыт не важны, но в этих компаниях справедливо считали, что этому можно научить (или научиться). Черты характера, рабочая этика, интеллект, стремление добиться результатов, система ценностей намного важнее.

Первое, на что я смотрю при приеме на работу, — это навыки. Навыки приводят людей на интервью. Но принимают их на работу и сохраняют их на работе благодаря их характеру.

Донни Лэйн, генеральный директор, Enersolv

Я узнал об А.Б.Комбс из книги «Восьмой навык», поэтому, приехав в Роли, договорился о визите в эту школу. То, что я увидел, превзошло все мои ожидания.

Перед отъездом меня попросили выступить перед учениками, и я сказал им несколько слов о том, что поразило меня в них самих и в их школе. Это был длинный список. В какой-то момент один из учеников — думаю, он был в третьем классе, — поднял руку и вежливо спросил: «Мистер Чернг, вы сказали нам о том хорошем, что мы делаем в нашей школе, но как насчет „отклонений“ — того, что мы должны делать лучше?»

Мальчик был очень серьезен. Он искренне хотел понять, как им сделать свою школу лучше. Он говорил так, будто был одним из лидеров школы, одним из тех, кто имел право инициировать изменения. Важно, что именно так и было, такими были все ученики А.Б.Комбс. Они все лидеры и все чувствуют себя хозяевами школы.

Эндрю Чернг

Принимая на работу лидеров, мы хотим, чтобы это были люди, способные вдохновлять своим энтузиазмом, уверенные в себе, умеющие работать в условиях неопределенности — того, с чем мы все сталкиваемся ежедневно в личной и профессиональной жизни. Все эти черты я видела в детях в А.Б.Комбс.

Пегги Чернг

Чего хочет бизнес-сообщество - student2.ru

Но не заблуждайтесь. Хотя спрос на характер сегодня высок как никогда, бизнесмены ищут не только его — они также хотят, чтобы педагоги привили своим ученикам базовые жизненные навыки. Посмотрите вновь на списки, о которых мы говорили выше. Как насчет навыков планирования и постановки целей, принятия решений, разрешения конфликтов, работы в команде, управления своим временем, оценки своих знаний и умений, слушания, презентации навыков творчества? Где ученикам взять все эти необходимые в жизни навыки? Слишком многие школы отвечают: «Не здесь». А в тех других школах, о которых вы скоро узнаете больше, такие навыки и черты лежат в основе всего, что они делают.

Чего хотят учителя

Мы так много слышим о том, чего от школ хотят родители и бизнесмены, что с легкостью забываем задать вопрос: «А чего хотят учителя?» Но в А.Б.Комбс учителя с самого начала были вовлечены в принятие решения о том, каков будет новый «магнит» школы.

Понятно, что они не стремились к тому, чтобы на них повесили еще один предмет для преподавания. Однако, приехав в А.Б.Комбс, Лесли Рейли из школьного округа графства Семиноул во Флориде уже через несколько минут провозгласила: «Именно этого я всегда хотела как учитель!» Интересно, что она не считала то, что увидела, еще одним предметом, добавленным к и без того длинному списку преподаваемых в школе дисциплин. Напротив, она восприняла то, что увидела, как среду, в которой дети могут развернуться в полную силу, где творчеству учителей дали волю, хотя они делают то же, что обычно, выполняют тот же объем работы, что и любой другой, самый обычный учитель.

Это не еще один предмет, который мы должны взять на вооружение. Это — лучший способ выполнения той же работы, которую мы уже делаем.

Берти Нортон, директор начальной школы Нэш, Тексакарна, штат Техас

Еще при выборе профессии учитель хорошо понимает, что его ждет. И несмотря на суровую реальность, в том числе неизбежные непростые ситуации с учениками и родителями, он все же вступает в ряды педагогов. Чаще всего им движет интерес к двум вещам: преподаванию и работе с детьми. В основе этого интереса лежит искреннее желание педагога быть полезным. Многие из них вспоминают свои годы в школе и учителя, который серьезно повлиял на них, порой даже полностью изменил их жизнь. Их основное желание — оказывать такое же доброе влияние на детей, пусть и с небольшим размахом.

Однако учителя не хотят учить лишь ради того, чтобы учить. Они хотят, чтобы то, что они дают детям, было важным — чтобы их уроки помогали ученикам с успехом участвовать в жизни в школе и дома. Они в курсе того, чего родители и бизнес хотят от школы, и, если уж на то пошло, хотят того же. В конце концов, дети многих учителей точно так же учатся в школах. Это и есть первая причина, по которой учителя объединяют усилия с родителями и бизнесом для решения общих для них проблем. Например, организация «Партнерство за навыки XXI века», о которой я говорил выше, — это совместное объединение бизнесменов и педагогов. Работая в тандеме, они тоже определили многие из тех навыков, которые мы обсудили ранее, как жизненно важные для будущего сегодняшних учеников.

В центре данной иллюстрации стоят «базовые предметы», которым традиционно учат в школе, такие как математика, естественные науки, чтение, письмо, история, география, физкультура, изобразительное искусство, музыка и языки. Никто, конечно, не предлагает убрать эти предметы из учебного плана. Но Партнерство призывает к более тесной интеграции базовых предметов с другими темами, имеющими значение в XXI веке, такими как финансовый менеджмент, глобальная компетентность, экономика, предпринимательство и гражданская компетентность. Кроме того, они считают, что больше внимания следует уделять дополнительным предметам, всегда считавшимся «предметами по выбору», которым «было бы хорошо поучить, если на это чудом найдется время». В партнерстве утверждают, что эти предметы больше не должны быть необязательными. Посмотрите особенно внимательно на темы, собранные в категориях «Навыки, необходимые для жизни и работы» и «Навыки учебы и инноваций». Разве это не то, о чем просят бизнесмены и родители?

Чего хочет бизнес-сообщество - student2.ru

Я проработала в школе 31 год и могу, не колеблясь, сказать, что это лучшее, чем я когда-либо занималась как профессионал. Это принципы, которые дети будут нести с собой всю свою жизнь. Благодаря им они открывают для себя, кто они такие, на что они способны. Обучение этим принципам детей помогло мне лучше организовать свою собственную жизнь.

Вики Мэллори, учитель, начальная школа Дюуи, Куинси, штат Иллинойс

Но давайте будем реалистами и вспомним, что, какими бы достойными и героическими ни были намерения учителей, они так же сильно, как приносить пользу детям, хотят и для себя — чего-то большего, чем зарплата за работу. Учителя хотят чувствовать собственную значимость и гордость за свою профессию. Им надо, чтобы к ним относились с уважением. Они стремятся строить хорошие отношения с коллегами. Им нужна организационная поддержка и ощущение, что они управляют своим временем и тем, что происходит в их классе. Они хотят, чтобы их таланты использовали и развивали. И они хотят получать удовольствие от жизни вне работы. Какой учитель не желает всего этого?

И опять вы лучше понимаете, чего хочет учитель, не по тому, что он говорит, а по тому, что он делает. И то, что делают многие учителя в А.Б.Комбс, заставляет учеников проезжать до школы многие мили, хотя у них достаточно вариантов ближе к дому. Сегодня, когда учителя государственных школ обычно отдают своих детей в частные или привилегированные школы, преподаватели А.Б.Комбс приводят своих детей к себе, потому что искренне верят в культуру, созданную в этой школе. Тридцать пять учеников А.Б.Комбс — дети учителей. И хотя несколько педагогов по разным причинам ушли из школы, когда здесь открывается вакансия преподавателя, на нее поступают сотни резюме учителей, которые слышали об этом месте. Это так непохоже на множество школ, которые с большим трудом находят кандидатов на свои вакантные рабочие места.

Чего хотят ученики

В первую очередь вопрос о том, чего они хотят от школы, в А.Б.Комбс задали родителям, представителям бизнеса и учителям, и очевидно, что ответы помогли школе найти свой новый «магнит». Но чего хотят от школы дети? И спрашивают ли их когда-нибудь об этом?

Для того чтобы добиться успеха в XXI веке, детям необходимо образование, в котором объединены глубокие знания и навыки, соответствующие современным реалиям. Глубина знаний и соответствие навыков важны всем ученикам без исключения, не только отдельным индивидуумам.

Д-р Уиллард Даджетт

Не так давно в кабинет Мюриэл вошел мальчик, который хотел с ней поговорить. Слово за слово, и он расплакался. Его отец служил в Ираке, и мальчик очень скучал по нему. Сам ребенок оценивал сложившуюся ситуацию с любопытной точки зрения. Он посмотрел на Мюриэл сквозь слезы и сказал: «Если бы всех в мире учили так, как учат нас в А.Б.Комбс, мой папа не был бы в Ираке».

Необязательно ехать в далекие страны и искать горячие точки. Насилие, сквернословие, обман, наркотики, грубость, запугивание и драки, являющиеся обычным делом во многих школах (и даже домах), превращают их в настоящие горячие точки. В некоторые кампусы страшно даже войти. Но я все равно верю, что большинство детей — хорошие. И большинство хотят получить в школе хорошее образование, найти друзей и не скучать — хотя понятно, что не всегда в этом порядке. Но больше всего они хотят душевного спокойствия и очень быстро замечают, если этого нет.

Чего хочет бизнес-сообщество - student2.ru

Душевное спокойствие заметно на лицах детей, оно проявляется в их поведении и в их оценках. Оно возникает как результат того, что удовлетворяются четыре основные потребности человека:

1) физическая — безопасность, хорошее здоровье, еда, занятия спортом, убежище и гигиена;

2) социально-эмоциональная — принятие, доброта, дружба, желание любить и быть любимым;

3) интеллектуальная — интеллектуальный рост, творчество, стимулирующие умственную работу задачи;

4) духовная — внесение вклада в окружающий мир, смысл и собственная значимость и уникальность.

Поскольку не все четыре потребности удовлетворяются в каждом доме, многие ученики приходят в школу, изголодавшись по ним. В некоторых случаях они почти умирают от голода. Хотя педагогам нравится считать, что их профессия призвана удовлетворять интеллектуальную потребность, один из первых сюрпризов, который преподносит им их работа, — понимание того, как много внимания приходится уделять физическим потребностям детей. Так, во многих школах учится большое количество детей, которых необходимо накормить завтраком, прежде чем вести в класс, — учение на голодный желудок идет плохо. В некоторых школах есть прачечные и душевые для учеников, чтобы они приучались к гигиене. И во всех школах учителя тратят значительную часть своего времени на проблемы безопасности — защиту детей от взрослых, друг от друга, от природных катастроф.

Кроме физических потребностей, у детей есть потребности социально-эмоциональные. Каждый учитель расскажет вам, сколько часов он провел, залечивая эмоциональные раны. Часто это простейшие, даже смешные случаи, но встречаются и по-настоящему трагичные. Для успешной учебы ребенка очень важно то, что учителя называют привязанностью. Если ученик потерял социальную и эмоциональную связь — со школой и в целом с жизнью, — которая поддерживалась через друга, родителя, учителя, тренера или любого другого человека, которому он доверял и к которому мог обратиться за помощью, — его шансы на успехи в школе быстро падают, и повышается вероятность, что он будет нарушать дисциплину.

Поэтому учителя, очевидно, должны быть готовы работать не только с интеллектуальными, но и с физическими и социально-эмоциональными потребностями детей. Возможно, самая сильная потребность, на которую учителя влияют ежедневно, — духовная. Слово «духовный» происходит от слова «дух», для которого словари предлагают множеством определений, большинство из них нерелигиозной природы, например, «расположение ума или мировоззрение», либо «интеллектуальная склонность, характеризуемая твердостью или уверенностью в себе». В справочниках вы найдете много синонимов слову «дух», в том числе это будут такие слова, как «расположение», «мужество», «решительность», «сила воли», «моральная закаленность», «энтузиазм», «внутренняя сущность», «внутренняя стойкость» и «выносливость». Соединив определения, которые дают словари, с синонимами, вы поймете, что я имею в виду, говоря о духе людей или их духовных потребностях.

Многие учителя недооценивают роль, которую они играют в развитии или истощении духа своих учеников. Слишком много детей теряют свои духовные силы еще до окончания школы. Они сталкиваются с жестоким миром, и часто его грубость подтачивает их чувство собственной значимости. Они хотят, чтобы их ценили, но слишком часто мир показывает им, что это не так. По моему убеждению, самое ужасное обезличивание в нашем обществе происходит не с экономикой, а с молодежью. Сегодня на детей постоянно давят сверстники и средства массовой информации, заставляя их быть не такими, какими они хотят быть в глубине души. Для того чтобы стать «крутыми», говорят им, они должны вести себя определенным образом. Чтобы быть в теме — они чувствуют, — следует носить определенного вида одежду или «тусоваться» с определенными людьми. Какие прискорбные послания получают дети! Они лишают их чувства собственной значимости и уникальности, и, я уверен, это худшая форма обезличивания. Иногда только внимательный, восприимчивый учитель может не дать свершиться этому преступлению.

Воспринимайте человека таким, каков он есть, и он станет хуже, чем он есть на самом деле. Разглядите в человеке большое будущее, и он станет лучше.

Гёте

Чего хочет бизнес-сообщество - student2.ru

Каждый ребенок хочет вырасти, ему нужно, чтобы его ценили — удовлетворяли все четыре его потребности, обращались с ним как с «целым человеком»[6]. Это естественное стремление человеческого духа, и поэтому дети быстро привязываются к учителям и директорам, которые знают, как раскрыть их лучшие стороны, помогают им почувствовать себя уникальными и значимыми, развить их чувство собственного достоинства. Одно из моих любимых определений «лидерства», которым я пользуюсь многие годы, звучит так: «Лидерство — это донесение до людей информации об их достоинстве и потенциале в такой ясной форме, что они начинают сами видеть это в себе». Разве это не суть хорошего лидерства?

Наши рекомендации