С т р о е н и е с л о в о с о ч е т а н и й.
Сочинительная связь.
Папа и мама; лес да горы; не марки, а открытки; строит, но ломает.
Между однородными членами предложения, между частями сложного предложения.
Подчинительная связь.
Искрящийся снег ( зависимое слово + главное слово).
Тип связи.
Согласование в роде, числе и падеже.
Главное слово может быть выражено мест., прил., прич.
Заброшенная усадьба.
Управление.Главное слово управляет падежом зависимого.
Главное слово может быть выражено гл., прич., сущ.
Уехать в деревню (В.п.)
Примыкание.Главное слово связано с зависимым по смыслу.
Зависимое слово может быть выражено нар., дееприч., н.ф. гл.
Приехал неожиданно.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ.
1.Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?, например: Солнцесияло. Мыехали по широкому лугу.
2.Выражается именем сущ. в И.п.
мест. в И.п.
прил. (в значении сущ.)
прич. (в значении сущ.)
числ. (в значении сущ.)
нар. (в значении сущ.)
межд. ( в значении сущ.)
неопределенная форма глагола ( в значении сущ.)
неделимые словосочетания ( в значении сущ.). Одно из слов в таких словосочетаниях обычно имеет форму И.п.
фразеологизмы ( в значении сущ.)
Ася задумалась на мгновение.
Она удивилась. Вдали кто-то запел.
Во время детского чая большие сидели на балконе.
Присутствующие говорили о разных предметах.
Десять делится на два.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Далече грянуло ура.
Учиться всегда пригодится.
Шли два приятеля вечернею порой. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Дед с матерью шли впереди всех.
ТИПЫ С К А З У Е М О Г О.
1. Простое глагольное. Глагол в форме какого-либо наклонения.
В лесу звонко пели птицы. Ещё громче будут петь птицы.
Вы тренировались бы более регулярно.
Вы возьмите с собой в поход карту.
2. Составное глагольное. Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола. Сестра стала рассказывать о поездке.
Группы вспомогательных глаголов:
1) глаголы со значением начала, конца, продолжения ( начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);
2) глаголы и краткие прил. со значением возможности, необходимости, желательности… ( мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).
Скрипач начал играть. Я был рад помочь
3. Составное именное. Глагол-связка + именная часть.
Дедушка был огорчен случившимся.
Группы глаголов-связок:
1) быть( в наст. вр. не употребляется - нулевая);
ты был бы смелым, ты будешь смелым, ты смелый.
2) делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; Совсем стал белый дедушка.
3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять;
девушка пришла усталая
4) сочетания вспомогательных глаголов с формой глагола-связки
я хочу быть учителем.
Я был бы рад стать учителем.
В Т Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е Ч Л Е Н Ы ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ДОПОЛНЕНИЕ.Отвечает на вопросы косвенных падежей. Родственники приехали (на чем?) на машине. ( пунктир)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.Какой? Чей? (Какое?) Яркое солнце слепило глаза. (волнистая линия)
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.Где?Куда? Откуда? Как? Когда? Отчего? Зачем?.. зима пришла (как?) рано. ( пунктир и точка)
О С Н О В Н Ы Е Г Р У П П Ы О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В.
1. Образа действия. Как? Каким образом?
2. Степени. В какой степени?
3. Меры. В какой мере?
4. Места. Где? Куда? Откуда?
5. Времени. Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
6. Условия. При каком условии?
7. Причины. Почему? Отчего?
8. Цели. Зачем? Для чего?
9. Уступки.
Г Р У П П Ы В В О Д Н Ы Х С Л О В П О З Н А Ч Е Н И Ю
1. Различная степень уверенности.
2. Различные чувства.
3. Порядок мыслей и их связь.
4. Источник сообщения (кому принадлежит сообщение).
5. Замечания о способах оформления мыслей.
В И Д Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Й.
· По цели высказывания
Повествовательные Вопросительные Побудительные
· По интонацииВосклицательные невосклицательные
· По количеству грамматических основПростые Сложные
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
1. Бессоюзные 2.Союзные
-Сложносочиненные
-Сложноподчиненные
=С придаточными определительными ( который, кто, что, куда, где…)
Какой? [ сущ. ] , ( с.сл. ).
[ мест.+ - ук.сл.], ( ).
=С придаточными изъяснительными (что, как, будто, чтобы, ли…)
Падежные вопросы. [ гл.], ( ).
Глаголы речи, мысли, чувства.
=С придаточными обстоятельственными
Образа действия и степени, Места Времени Условия Причины Цели Сравнения
Уступки Следствия