И м я п р и л а г а т е л ь н о е.

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.

Аффиксальные.

1. Приставочный: гасить-погасить.

2. Суффиксальный: дом-домик.

3. Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.

4. Приставочно-суффиксальный: изнанка-наизнанку.

5. Постфиксальный: мыть-мыться.

6. Приставочно-постфиксальный: шипеть-расшипеться.

7. Суффиксально-постфиксальный: горб-горбиться.

8. Приставочно-суффиксально-постфиксальный: шутить-отшучиваться.

9. Сложно-суффиксальный: старообрядческий.

10. Сложноприставочный: утихомирить.

11. Приставочно-сложносуффиксальный: предсенокосный.

Безаффиксные.

1. Сложение: путь-дорога. древнегреческий,

2. Сращение маломощный

3. Аббревиация:РФ

4. Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс.

СОГЛАСНЫЕ З В У К И.

НЕ ИМЕЮТ ПАРЫ ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ

ж, ш, ц, ч, щ, й

ТОЛЬКО ГЛУХИЕ х, ц, ч, щ

ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ й, л, м, н, р

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.

1. Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.

На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.

2. Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно- плохо, нехорошо;

дурно- предобморочное состояние.

Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).

3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час - сейчас.

И М Я Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е.

1. Простые и составные ( пять, пятьдесят пять ).

2. Количественные ( целые: пять, дробные: одна пятая, собирательные: пятеро).

Порядковые ( пятый).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Прислушиваясь, он вглядывался в темноту, затем, зевнув, и потянувшись, улегся около костра. Образуются с помощью суффиксов -а-, -я-: в, вши, -ши:

И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е.

Разряды.

Качественное-обозначает признак, который может быть в предмете в большей или меньшей степени ( темный, более темный, самый темный, темнее); может сочетаться с наречием «очень».Относительное –обозначает признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени ( деревянный, здешний, вчерашний), т.е. имеет значение материала, места, времени; не имеет краткой формы, не сочетается с наречием «очень». Притяжательное– обозначает принадлежность чего-либо лицу, животному; отвечает на вопросы чей? чья? чье?

Степени сравнения.

Сравнительная. Простая- круче, красивее, красивей,тоньше

Составная – менее снежный, более широкий

Превосходная. Простая – добрейший, легчайший.

Составная – самый красивый, наиболее красивый, наименее красивый.

ПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?

ГЛАГОЛ.

Наклонение.

Изъявительное.(читаю, читал, буду читать, прочитаю)

Условное, сослагательное(читал бы, читала бы, читали бы, читало бы)

Повелительное(читай, читайте, пусть читают, давайте читать, да здравствует)

Н А Р Е Ч И Е.

Смысловые группы

1. Образ действия – Как? Каким образом?

2. Время – Когда?Как долго? С каких пор? До каких пор?

3. Место – Где? Куда? Откуда?

4. Причина – Почему?

5. Цель – Зачем?

6. Мера – Сколько? Во сколько? На сколько? В какой степени? В какой мере ?

7. указательные: здесь, там, тогда;

8. неопределенные: куда-то, кое-как;

9. вопросительные: где, когда, зачем;

10. отрицательные: нигде, негде, никогда.

Степени сравнения.

сравнительная превосходная
простая составная
составная
больн ^ ей больн ^ее легч ^е тонь ^ ше более менее +тонк ^о
лучше всех (сравн. степ. + всех)  

Обстоятельственные ( признак действия, время, место, причина, цель).

Определительные ( мера и степень, качество, способ действия).

Г Л А Г О Л Ы.

Наклонение.

1. Изъявительное.Действия происходили, происходят или будут происходить на самом деле ( рисую, рисовал, нарисовал, нарисую, буду рисовать).

2. Условное. Действия, желаемые или возможные при определенных условиях (нарисовал бы, рисовал бы).

3. Повелительное. Действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить (рисуй, рисуйте).

Б Е З Л И Ч Н Ы Е Г Л А Г О Л Ы.

(Действие происходит само по себе, без действующего лица (предмета)).Употребляются только:

1. В изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени:

3 л. ед.ч. ( наст. и буд. вр.)

ср.р. ед.ч. ( пр. вр.) темнеет, будет темнеть, стемнело.

2. В условном наклонении: Стемнело бы.

3. В неопределенной форме: Темнеть.

Рассвело, не сидится, хочется, легко дышится.

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ.

Переходные . Гл + сущ., числ., мест. в В.п. без предлога

Строить (что?) дом. Встречать ( кого?) его

Сущ. или мест. может стоять в Р.п. при отрицании, при указании на часть предмета. Не выпить (чего?) молока Не прочитал (чего?) рассказа

Непереходные - все остальные. Строить (где?) в лесу. Вылить (куда?) в кастрюлю

ПРИЧАСТИЯ

П Р Е Д Л О Г.

ВЫРАЖАЮТ ( зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении) отношения временные : под, причинные: из-за, пространственные: в, около,под, целевые: для

ПРОИЗВОДНЫЕ : вокруг, путем, в продолжение, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор, вблизи, около, в течение, в счет, в связи с, навстречу, вследствие(=по причине), наподобие, вроде(=подобно), насчет (=о), ввиду, вместо, несмотря на, по причине, в целях, со стороны,

НЕПРОИЗВОДНЫЕ : без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, п, под, пред, при, про, с, ,у, через , из-за

ПРОСТЫЕ : к, у, около, вблизи, из-за

СОСТАВНЫЕ : в течение, в счет, в связи с

С О Ю З.

( связывает однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного, предложения в тексте)

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

Соединительные и да(=и) не только – но и как – так и также(=и) тоже (=и)

Разделительные или либо то – то не то – не то

Противительные зато а но да(=но) однако (же)

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

Причинные потому что, оттого что, так как, ввиду того что, в связи с тем что, благодаря тому что, вследствие того что

Целевые чтобы, чтоб, для того чтобы, с тем чтобы

Временные пока , когда,едва, лишь, лишь только

Условные как скоро, если, если бы, раз, ли

Сравнительные как будто, как, будто , словно, точно

Изъяснительные что, чтобы, как

Ч А С Т И Ц А.

( вносит различные оттенки значения в предложение, служит для образования форм слова)

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ:

Условное наклонение бы, б

Повелительное наклонение пусть, пускай, давай, давайте, да

Время глагола бывало

Степени сравнения наречий и прилагательных более, менее, самый

МОДАЛЬНЫЕ(СМЫСЛОВЫЕ):

Вопрос ли разве неужели

Выделение, ограничение лишь почти только исключительно

Восклицание что за, как

Указание вот а вот вон а вон

Сомнение вряд ли едва ли

Уточнение именно раз как раз

Усиление даже, даже и ни и же ведь уж всё все-таки,-то

Смягчение требования -ка

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ Не ни

Сочинительная связь.

Папа и мама; лес да горы; не марки, а открытки; строит, но ломает.

Между однородными членами предложения, между частями сложного предложения.

Подчинительная связь.

Искрящийся снег ( зависимое слово + главное слово).

Тип связи.

Согласование в роде, числе и падеже.

Главное слово может быть выражено мест., прил., прич.

Заброшенная усадьба.

Управление.Главное слово управляет падежом зависимого.

Главное слово может быть выражено гл., прич., сущ.

Уехать в деревню (В.п.)

Примыкание.Главное слово связано с зависимым по смыслу.

Зависимое слово может быть выражено нар., дееприч., н.ф. гл.

Приехал неожиданно.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ.

1.Главный член предложения, который не зависит от других членов предложения и отвечает на вопросы именительного падежа кто? что?, например: Солнцесияло. Мыехали по широкому лугу.

2.Выражается именем сущ. в И.п.

мест. в И.п.

прил. (в значении сущ.)

прич. (в значении сущ.)

числ. (в значении сущ.)

нар. (в значении сущ.)

межд. ( в значении сущ.)

неопределенная форма глагола ( в значении сущ.)

неделимые словосочетания ( в значении сущ.). Одно из слов в таких словосочетаниях обычно имеет форму И.п.

фразеологизмы ( в значении сущ.)

Ася задумалась на мгновение.

Она удивилась. Вдали кто-то запел.

Во время детского чая большие сидели на балконе.

Присутствующие говорили о разных предметах.

Десять делится на два.

Завтра не будет похоже на сегодня.

Далече грянуло ура.

Учиться всегда пригодится.

Шли два приятеля вечернею порой. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Дед с матерью шли впереди всех.

ТИПЫ С К А З У Е М О Г О.

1. Простое глагольное. Глагол в форме какого-либо наклонения.

В лесу звонко пели птицы. Ещё громче будут петь птицы.

Вы тренировались бы более регулярно.

Вы возьмите с собой в поход карту.

2. Составное глагольное. Вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола. Сестра стала рассказывать о поездке.

Группы вспомогательных глаголов:

1) глаголы со значением начала, конца, продолжения ( начать, перестать, кончить, прекратить, продолжать);

2) глаголы и краткие прил. со значением возможности, необходимости, желательности… ( мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен).

Скрипач начал играть. Я был рад помочь

3. Составное именное. Глагол-связка + именная часть.

Дедушка был огорчен случившимся.

Группы глаголов-связок:

1) быть( в наст. вр. не употребляется - нулевая);

ты был бы смелым, ты будешь смелым, ты смелый.

2) делаться, стать, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; Совсем стал белый дедушка.

3) глаголы со значением движения, положения в пространстве: прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять;

девушка пришла усталая

4) сочетания вспомогательных глаголов с формой глагола-связки

я хочу быть учителем.

Я был бы рад стать учителем.

В И Д Ы П Р Е Д Л О Ж Е Н И Й.

· По цели высказывания

Повествовательные Вопросительные Побудительные

· По интонацииВосклицательные невосклицательные

· По количеству грамматических основПростые Сложные

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

1. Бессоюзные 2.Союзные

-Сложносочиненные

-Сложноподчиненные

=С придаточными определительными ( который, кто, что, куда, где…)

Какой? [ сущ. ] , ( с.сл. ).

[ мест.+ - ук.сл.], ( ).

=С придаточными изъяснительными (что, как, будто, чтобы, ли…)

Падежные вопросы. [ гл.], ( ).

Глаголы речи, мысли, чувства.

=С придаточными обстоятельственными

Образа действия и степени, Места Времени Условия Причины Цели Сравнения

Уступки Следствия

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.

Аффиксальные.

1. Приставочный: гасить-погасить.

2. Суффиксальный: дом-домик.

3. Бессуффиксный: взрывать-взрыв, привозить-привоз, высокий-высь, гладкий-гладь.

4. Приставочно-суффиксальный: изнанка-наизнанку.

5. Постфиксальный: мыть-мыться.

6. Приставочно-постфиксальный: шипеть-расшипеться.

7. Суффиксально-постфиксальный: горб-горбиться.

8. Приставочно-суффиксально-постфиксальный: шутить-отшучиваться.

9. Сложно-суффиксальный: старообрядческий.

10. Сложноприставочный: утихомирить.

11. Приставочно-сложносуффиксальный: предсенокосный.

Безаффиксные.

1. Сложение: путь-дорога. древнегреческий,

2. Сращение маломощный

3. Аббревиация:РФ

4. Усечение (сокращение производящей основы): мерседес-мерс.

СОГЛАСНЫЕ З В У К И.

НЕ ИМЕЮТ ПАРЫ ПО ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ

ж, ш, ц, ч, щ, й

ТОЛЬКО ГЛУХИЕ х, ц, ч, щ

ТОЛЬКО ЗВОНКИЕ й, л, м, н, р

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ.

1. Морфолого-синтаксический (переход в сущ., прил., мест.): переход из одной части речи в другую.

На подстилке лежал больной щенок и скулил. Мы навестили больного. Мороженое мясо- вкусное мороженое, удивлен чудом – чудом спасся.

2. Лексико-семантический (распад многозначных слов на омонимы): дурно- плохо, нехорошо;

дурно- предобморочное состояние.

Кулак (кисть руки со сжатыми пальцами) – кулак (после революции крестьянин-собственник).

3. Лексико-семантический (сращение в одно слово словосочетаний): с ума сшедший – сумасшедший, быстро растворимый – быстрорастворимый, сей час - сейчас.

И М Я Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е.

1. Простые и составные ( пять, пятьдесят пять ).

2. Количественные ( целые: пять, дробные: одна пятая, собирательные: пятеро).

Порядковые ( пятый).

ДЕЕПРИЧАСТИЕ - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Прислушиваясь, он вглядывался в темноту, затем, зевнув, и потянувшись, улегся около костра. Образуются с помощью суффиксов -а-, -я-: в, вши, -ши:

И М Я П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е.

Разряды.

Качественное-обозначает признак, который может быть в предмете в большей или меньшей степени ( темный, более темный, самый темный, темнее); может сочетаться с наречием «очень».Относительное –обозначает признак, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени ( деревянный, здешний, вчерашний), т.е. имеет значение материала, места, времени; не имеет краткой формы, не сочетается с наречием «очень». Притяжательное– обозначает принадлежность чего-либо лицу, животному; отвечает на вопросы чей? чья? чье?

Степени сравнения.

Сравнительная. Простая- круче, красивее, красивей,тоньше

Наши рекомендации