Взрослость как качество жизнедеятельности

Лекция 3.

ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ

Взрослость как качество жизнедеятельности

Специфика обучения взрослого человека

Характер андрагогических знаний. Возрастная периодизация этапа взрослости

Способность взрослых к обучению

5. Трудности и препятствия в образовании взрослых

6. Позиция взрослого в образователь­ном процессе. Умение учиться как показатель субъектности

Факторы, определяющие выбор содержания и условия обучения взрослого человека

Характер андрагогических знаний.

Умение учиться как показатель субъектности

Включаясь в образовательный процесс, взрослый человек стре­мится занять в нем активную позицию. С одной стороны, он всегда внутренне реагирует на предлагаемое содержание обучения (причем иногда довольно негативно, вплоть до полного отказа от предлагаемой информации). В отличие от ребенка взрослый обычно не склонен имитировать интерес и включенность в занятие, если та­ковые отсутствуют. Напротив, зачастую он стремится публично выразить свое несогласие или протест преподавателю и аудито­рии. С другой стороны, выступая сегодня в роли потребителя об­разовательных услуг, т. е. попросту «покупая» труд преподавателя и образовательного учреждения, взрослый больше, чем кто-либо другой, заинтересован в качестве получаемого «товара» и занима­ет позицию требовательного и критически настроенного учаще­гося.

Обладая определенным опытом и субъектной позицией в об­разовании, современный взрослый человек способен сам оценить и выбрать способ и формы обучения, поэтому андрагогу необходи­ма ориентация на восприятие и самовосприятие взрослого чело­века в ситуации его обучения. Обычно взрослый человек доволь­но осторожно относится к нахождению в позиции того, кого учат. Он предпочитает такую организацию образовательного про­цесса, в которой другими людьми будет востребован его опыт и отношения. Не меньше, чем учебная информация, взрослому че­ловеку бывают интересны преподаватели и соученики в личност­ном и индивидуальном плане. Поэтому обучение взрослых пред­полагает создание атмосферы партнерства, взаимопомощи и под­держки.

В любом возрасте взрослого человека еще более, чем ребенка, сопровождает боязнь неуспеха в обучении, поэтому образователь­ный процесс продуктивнее строить с ориентацией на достижения. Вместе с тем следует открывать перед взрослым развивающий по­тенциал «незнания» и «неумения».

Содержание образования в системе обучения взрослых всегда но­сит открытый характер, развиваясь за счет привнесения личност­ного опыта и индивидуальных информационных запросов. У взрос­лого человека устанавливаются особые связи с источниками учеб­ной информации. Ему нужно предоставить свободный выбор из широкого спектра литературы, программных продуктов, ориен­тируя на самостоятельный информационный поиск с использо­ванием современных баз данных. Представляется, что при обучении взрослых следует отказаться от «вторичных» источников типа хрестоматий. Принцип аутентичности (подлинности) в образо­вании в данном случае очень важен, поскольку взрослый чело­век способен на собственную интерпретацию первичных источ­ников. Возможно, именно такая интерпретация и становится ос­новным результатом обучения. Однако нельзя не учитывать, что обычно обучение взрослого человека осуществляется в ситуации дефицита личного времени, поэтому здесь необходима очень чет­кая регламентация, учитывающая индивидуальные пожелания и возможности.

Факторы, определяющие выбор содержания

Лекция 3.

ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ

Взрослость как качество жизнедеятельности

Специфика обучения взрослого человека

Характер андрагогических знаний. Возрастная периодизация этапа взрослости

Способность взрослых к обучению

5. Трудности и препятствия в образовании взрослых

6. Позиция взрослого в образователь­ном процессе. Умение учиться как показатель субъектности

Факторы, определяющие выбор содержания и условия обучения взрослого человека

Взрослость как качество жизнедеятельности

Андрагогика имеет дело с общими закономерностями обуче­ния взрослых, с научно-методическим и кадровым обеспечением этой деятельности. Начиная разговор об обучении взрослых людей, необходимо ответить на вопрос, кого же можно считать взрослым. Оценивая современное состояние андрагогики как инструмента научной рефлексии, мож­но утверждать, что феномен образования взрослых достаточно четко обозначен и полно описан в качестве специфического объекта исследования в отечественной и зарубежной литературе. Однако в технологическом плане обучение взрослых нуждается в серьезном теоретическом обосновании.

Широкий подход к образованию приводит к мысли о неотъем­лемости этого понятия от жизнедеятельности человека, о сопро­водительном характере поддержки образованием тех функций, которые человек реализует в течение всей жизни — от момента рождения до физической смерти. Понятно, что львиную долю времени «от» и «до» на условной шкале хронобытия занимает жизнь не ребенка или подростка, но взрослого человека.

Попытаемся разобраться, что же это за явление — «взрос­лость» — и кто такой взрослый человек в качестве коренного андрагогического понятия. К сожалению, для послешкольного эта­па жизнедеятельности единого научного основания для возраст­ной классификации практически не существует. Обычно совокуп­ные возрастные отличия задаются либо условно с помощью выде­ления количественных рамок (до 30, от 30 до 45, 65, после 75 лет и др.), либо традиционно: молодость, юность, зрелость, старость. Существуют также метафорические обозначения возрастных гра­ниц, такие, как «нежный возраст», «бальзаковский возраст», «воз­раст элегантности», пенсионный возраст, «третий возраст». Оче­видно, что общественно-нормированная возрастная стратифика­ция далеко не всегда совпадает с генетически обусловленными особенностями развития. В психофизиологии, например, различа­ют хронологический возраст и биологический возраст. Хроноло­гический возраст — количество времени (лет), прожитого от воз­никновения, рождения, или с момента появления, человеческо­го или иного существа на свет. Биологический возраст — период, ступень в росте, развитии, человека. Некоторыми учеными воз­раст человека понимается как форма его развития. При этом по­нятие о возрасте приобретает регулятивный смысл и конструиру­ется в рамках определенной общественной практики, в которой немаловажное место занимает образование. «С психолого-педагогиче­ской точки зрения именно возраст является исходной единицей проектирования в сфере образования» (В.И.Слободчиков).

По мнению известного социолога И. С. Кона, возрастные ка­тегории имеют три системы отсчета, куда входят:

закономерности индивидуального развития (возможности чело­века, обусловленные его психобиологическими параметрами);

специфика возрастной стратификации общества (социокультур­ные нормативы для поколений и общественное представление о должном для каждого возраста);

принятая возрастная символика культуры (совокупность соци­альных ожиданий в сфере поведенческих актов, внешнего обли­ка, форм отношений и др.).

Понятие «взрослый человек» имеет смысл рассмотреть в кон­тексте его видовой многомерности. Сущность человека (челове­ческое качество) описывается в науке такими общепринятыми терминами, как «индивид», «личность», «субъект», «индивиду­альность».

Индивид (от лат. individuum — неделимое) — характеристика каждого из нас как представителя человеческого рода, одного из многих.

Личность — порождение социокультурного контекста, особое качество человека, носителя социальных ролей, приобретаемое в ансамбле обще­ственных отношений в процессе совместной деятельности и общения.

Субъект (от лат. subjectus — находящийся у основания) — носитель предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности.

Индивидуальность — отражение уникальности, неповторимости кон­кретного человека в сочетании, соединении специфическим образом его индивидных, личностных, субъектных проявлений.

Будучи многомерным существом, взрослый человек в физио­логическом, социально-психологическом и содержательном пла­не способен осуществлять свой индивидуальный вклад в развитие общества в самых различных направлениях:

— природном (продолжение рода, воспроизведение себя в де­тях);

— историко-социальном (участие в социальном производстве и общественной деятельности);

— культурном (сохранение, воспроизведение культурного опыта и культуротворчество);

— духовном (осознанное движение «за свои пределы» в духовных исканиях, приобщение к духовному опыту развития человечества).

Есть ученые, которые считают, что характеристика взрослого человека должна определяться не возрастным периодом или хронобиологическим возрастом (т.е. количественно), а состоянием осознанности своего бытия. Именно эту осознанность полнокров­но-целостной, не разорванной суетными событиями жизни сле­дует, пожалуй, рассматривать в качестве центрального критерия взрослости человека. Взрослость может проявляться также через осмысление своего места и роли в природном и социальном мире, через многообразную способность к проживанию разнородного опыта. Через выявление смысла жизни как цели собственного су­ществования. Через приобретение целостности как трансцендент­ности, осуществляемой путем выхода за пределы собственного «Я», за границы социального и природного окружения. Через со­здание состояния корневой (родовой) остойчивости в собствен­ном движении, развитии, самореализации. Через желание нести ответственность за то, что «Я» как человек есть, был или будет. За то, что «Я» как особь рода человеческого думаю, делаю, чувствую, ощущаю.

Таким образом, взрослость можно определить как качество жизнедеятельности, воплощающее способность к воспроизводству всей полноты бытия. Это не просто определенный период в жиз­ни, но и особое состояние, сущностными признаками которого выступают осмысленность и ответственность за свои деяния. Су­щественную роль в обретении такого состояния играет образова­ние. Это утверждение остается справедливым как для момента взросления (прощания с периодом детства и юношества), так и для «выхода» в период взрослости, называемый старостью, и да­лее — ухода из жизни. В этом смысле международный термин «life­long education» (обучение в течение жизни, или пожизненное обу­чение) является предельно точным.

Наши рекомендации