Виды аффиксов по их позиции в слове

В зависимости от местоположения в слове по отношениюк корню различаются приставки, суффиксы, окончания, постфиксы, интерфиксы. Приставки предшествуют корню. Суффиксы, окончания и постфиксы следуют за корнем, интерфиксы могут находиться и между частями сложного слова, между корнем и приставкой или суффиксом и корнем.

В русском языке префиксы и интерфиксы всегда используются в словообразовании и никогда не бывают словоизменительными, окончания же выполняют только словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

Приставка (префикс) – словообразовательный аффикс, расположенный в слове перед корнем (при-летать) или перед другим префиксом (при-за-думаться).

Суффикс – служебная морфема, находящаяся в слове непосредственно за корнем (чит-а-ть) или за другим суффиксом (чит-а-тель-ниц-а). Суффиксы используются не только в словообразовании, но и в словоизменении. Так, для образования неопределенной формы глагола чаще всего используется суффикс -ть (чита-ть, говори-ть); форма прошедшего времени глагола обычно образуется при помощи словоизменительного суффикса -л- (чита-л, говори-л)

Приставки в структуре слова более самостоятельны, чем суффиксы:

· Могут иметь в сложных словах свое ударение (более слабое): сверхмодернизированный, суперэффективный.

· Не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, вызывающих подобное чередование: пух → пуш-н-ой.

· Не образуют слова другой части речи в отличие от суффиксов: бежать → при-бежать, дедушка → пра-дедушка, сравн. бегать → бег-отн-я, дедушка → дедушк-ин.;

· Не закреплены за определенной частью речи в отличие от суффиксов: -ыва/-ива служит для образования глаголов, -ник – для существительных, -о – наречий и т.д.

Окончание – словоизменительный аффикс. Окончания располагаются в конце слова (отсюда их название), т. е. после основы (бег-ут, красн-ый), или после суффиксов (нес-ущ-ий, красив-ейш-ий), иногда перед постфиксом (разбер-у-сь, с к-ем-то, к-ого-то)

Задания

1. Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками. Определите значения приставок. Назовите слова, имеющие такие же приставки.

Развеселый, недоедать, разудалый, запеть, заиграть, бестолковый, заплясать, недооценить, загубить, безошибочный, невеселый, разорвать, безболезненный, загудеть.

2. Выделите приставки. Определите значения приставок.

Подобрать, подоконник, подорожник, поделка, подделка, подернуть, поддергивать, поддернуть, поддержать, подовый, подогнать, догнать, пододвинутый, подозревать, дозревать, подозрительно, подолбить, подорожать, подосиновик, подотчетный, подумать, подучить, подутюжить, популярный, обижать, обежать, обзор, обвертка, оберточный, обезобразить, обезуметь, обезьянничать, обелить, обещать, обогреватель, обожать, ободок, обрить, обрубить, отбивать, отекать, отряд.

3. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами. Определите значения суффиксов.

Ручища, крепыш, убежище, оконный, футболист, воспитатель, руководитель, шахматист, силища, разносчик, малыш, стульчик, революционный, теннисный, учитель, переписчик, яблочный, грузчик, волчище, заказчик.

4. Выделите суффиксы в словах:

Доцент, студент, референт, оппонент, ассистент;

Потомство, семейство, братство, студенчество, рабство;

Малина, крушина, калина, смородина, рябина.

4. Подбирая одноструктурные слова, выделите в данных словах суффиксы. Отметьте:

а) слова, не имеющие суффиксов; б) слова с двумя суффиксами.

Бесформенность, ветвистый, вода, водянистый, вожак, девятеро, девять, ельник, кожанка, лиственный, по-дружески, сельский, синеватый, трепетность, учительница, чертеж, балетный, вежливость, внутриатомный, гармонировать, духовный, забаллотировать, неизбалованность, неприглядный, отсоединить, подвоз, погасить.

5. Выделите суффиксы, установите их значения.

Чистка, головка, лакомка, подготовка, плутовка, шнуровка, курсовка, толстовка, топорище (ручка топора), топорище (большой топор), пепелище, кнутовище, болельщик, формовщик, сортировщик, кладовщик, шутник, чайник, лучик, кадровик (кадровый рабочий), озорник, рыжик, подберезовик, беловик, черновик, нарукавник, кипятильник, будильник, заморыш, вкладыш, баловница, кругляк (круглый лес), медяк, пермяк, моряк, пошляк, борец, беженец, рубец, газетчик, переплетчик, диванчик, вагончик, раздатчик, датчик.

2.3.1. Постфиксы – словообразовательный или словоизменительный аффикс который находится в конце слова, обычно после окончания (учим-ся, кому-то). К постфиксам относятся: -ся, -те,-то,-либо,- нибудь,-таки, -ка.

Постфиксы отличаются от других типов морфем своей способностью употребляться после окончаний. Однако они могут находиться в положении после суффиксов, других постфиксов: запомн-и-тe-ка, искупа-л-ся-таки, ид-ём-те-ка, дожда-л-и-сь-таки, радуй-те-сь, умо-ем-те-сь-ка.

Постфиксы присоединяются также к неизменяемым словам.

В этом случае они тоже находятся не после окончания: ну-ка, на-ка (на-те-ка), полно-ка, пусть-ка; опять-таки, прямо-таки, так-таки, всё-таки; так-то; полно-те; где-то, где-либо, где-нибудь.

Постфиксы –то, -либо,- нибудь обладают только словообразовательным значением. Они образуют неопределенные местоимения, наречия: какой-то, какой-либо, какой-нибудь; кто-то, кто-либо, кто-нибудь; что-то, что-либо, что-нибудь; куда-то, куда-либо, куда-нибудь; откуда-то, откуда-либо, откуда-нибудь.

Постфикс -ся выступает в двух_функциях: 1) образует залоговые формы глагола, выражая значения страдательного и средне-возвратного залогов (ср.: радовать – радоваться; спускать– спускаться; строить – строиться); 2) образует глаголы, сочетаясь, как правило, с непереходными глаголами (ср.: чернеть – чернеться, белеть – белеться и т.п.). Словообразующую роль выполняет постфикс -ся в словах, образованных суффиксально-постфиксальным, префиксально-постфиксальным, префиксально-суффиксально-постфиксальным способом: до-играть-ся, на-кричать-ся; пере-свист-ыва-ть-ся, пере-говар-ива-ть-ся. Постфикс – те употребляется только в формообразующей функции и образует форму множественного числа повелительного наклонения (иди-те, купи-те)

Постфиксы -таки, -ка, присоединяясь к словам и их формам, сообщают им дополнительные оттенки, обычно выражаемые частицами (ср.; опять и опять-таки, ушел и ушел-таки; поработай и поработай-ка, дай и дай-ка; ну и ну-ка и т.п.). У постфикса -ка стилистическое значение: он делает речь непринужденной. Используется в разговорной речи.

Постфиксы – это агглютинативные аффиксы. Они однозначны и последовательно (один за другим) присоединяются (приклеиваются) к основе (слову).

Задания

1. Проанализируйте приведенные ниже слова и найдите в них словообразовательные постфиксы:

Училась, кому-то, что-либо, выбрался, несясь, где-нибудь, чему-нибудь, какого-либо, кто-то, идите, кое-где, какой-никакой, расскажи-ка, споемте, что-либо, ну-ка, где-нибудь, узнал-таки, сказали бы.

2. Выделите словоформы, имеющие в своем морфемном составе постфиксы. К каким частям речи относятся эти словоформы?

1. Вижу: кто-то скачет на лихом коне (Ф.). 2. Уж верба вся пушистая раскинулась кругом (Ф.). 3. Я по-детски умилился... (Ч). 4. Но благодушно что-нибудь, на чем бы сердцем отдохнуть я мог, пошли мне! (Н). 5. Над садом облака, нахмурившись, стоят (Б). 6. Чьи-то грозные зеницы загоралися порою ... (Ф).

2.3.2. Интерфиксы –морфемы с особым, соединительным, значением. Основным видом интерфиксов являются соединительные элементы, употребляемые при образовании сложных слов: -о-(сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух-(дв-ух-этажный), -ёх- (тр-ёх-этажный), -и- (пят-и-этажный).

Ряд ученых-лингвистов не считает их морфемами в общепринятом понимании. При морфемном членении слова их можно выделять подчеркиванием, скобками, параллельными черточками или обведением кружком: сам-о-лет-0 ← сам + летать. Интерфикс выполняет словообразовательную функцию, он входит в состав основы, так как не прерывают основы слова.

Иногда термин интерфикс используется для описания более широкого круга явлений всех соединительных элементов, участвующих в словообразовании и словоизменении.

Выделяются следующие виды интерфиксов:

1) соединительные элементы, используемые при образовании сложных слов: -о- (сам-о-лет), -е- (пол-е-вод), -ух- (дв-ух-створчатый), -ёх- (тр-ёх-этаж-ный), -и- (сем-и-летка) и др.;

2) согласные-прокладки, вставляемые между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами: -л- (жи-л-ец), -в- (пе-в-ец), -j- (кофе-й-н-ый), -т- (арго-т-ическ-ий), -ш- (бгу-ш-ник).

Задания

1. Выпишите слова без интерфиксов, а затем сгруппируйте слова с одинаковыми интерфиксами.

Водопад, пятилетка, гололед, баснописец, семидневный, двухэтажный, звукозапись, четырехлетний, сорокалетие, спорткомплекс, белобровый, широкоплечий, благодарить, шестиэтажный, большеротый, голубоглазый, Госдума, сердцеед, пешеход, мореход, земле-делец, ледостав, Петербург, Краснодар, стопудовый.

2. В приведенных ниже словах определите, является ли сегмент между корнями, находящимся внутри слова, окончанием или интерфиксом.

Пятидесяти, пятиэтажный, трехъярусный, двухкамерный, восьмисотпятидесятилетие, двухсот, трехтысячный, трехсот.

Функциональные типы морфем

Значения, носителями которых являются аффиксальные морфы и морфемы, относятся к различным языковым сферам. Основные области их распределения – лексическая и грамматическая семантика. Благодаря этому аффиксальные морфы и морфемы участвуют в процессе не только слово-, но и формообразования. И в зависимости от этого подразделяют на словоизменительные (формообразующие) и несловоизменительные. Несловоизменительные, в свою очередь, на словообразовательные иосновообразующие. Назначение первых – быть средством образования слов (шить – с-шить – сши-ва(ть); цемент – цемент-н(ый); характер – бес-характер-н(ый), фельетон – фельетон-ист; ясный – у-ясн-и(ть); вторые же используются для образования форм слова (словоформ) или их различения (береза, берез-ы, берез-е, берез-ам, берез-ами, о берез-ах).

И словообразовательные, и словоизменительные аффиксы повторяются в больших рядах слов и словоформ: ходь-б-а, стрель-б-а, кось-б-а, паль-б-а; от-крыть, от-бить, от-мыть, от-купоритъ; вод-ой, трав-ой, голов-ой, жен-ой, рук-ой, газет-ой, книг-ой. Эту особенность аффиксальных морфов отмечал еще Ф.Ф. Фортунатов.

Основообразующие не имеют словообразовательного значения, они образуют основу слова. К ним относят «тематические» глагольные суффиксы (тематические гласные) -а -,е-, -и, -у, -и т.д.(ср. дыш-а-ть, сид-е-ть) и наращения именных основ ( мат-ер-и).

При помощи словоизменительных аффиксов образуются грамматические формы слова (школ-а, школ-ы, школ-у и т.д.). Словообразовательные аффиксы используются для образования слов (при-школь-н-ый, школь-ник), они выполняют деривационную функцию. Аффиксы, используемые в словоизменении, образуют флексию.

Задания

1. В данных словах выделите окончания. Какие грамматические значения они выражают? Отметьте слова, не имеющие окончаний.

Образец:

марк-а, коле-я. В колея окончание -а находится после -j-, в обоих словах –а выражает грамматические значения ж. р., ед. ч., им. п., сущ.;

парт-а – старост-а. В парт-а окончание -а выражает грамматические значения ж. р. ед. ч., им. п. сущ., в старост-а окончание -а выражает грамматические значения м. р., ед. ч., им. п. сущ.;

кружев-о – самбо. В кружев-о окончание -о выражает грамматические значения ср. р., ед. ч., им. п. сущ., в самбо окончание отсутствует, т.к. это несклоняемое существительное.

Трём – троим; дрова – здорова – трава; дерево – чтение -шимпанзе; идёт – слышит; калий – последний: ластоногие -милосердие; бой – злой – твой; говорят – сожалеют; сено – фламинго; неделя – милая – тебя – дразня; падаю – меню -свою.

2. Расчлените слова и словоформы на морфемы. Отметьте аффиксы словообразования и аффиксы формообразования (словоизменения).

Бинтовать, быстрее, возомнить, коллега, коровий, мощнейший, недолгий, ничей, поливать, полумягкий, позади, сестренка, слева, смутились, соприкасаться, укомплектовали, успевающий, ходьба.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте морфемы по их роли в организации слова.

2. Перечислите основные различительные признаки корневой морфемы и аффиксов.

3. Охарактеризуйте аффиксы по позиции морфемы в составе слова.

4. Какие функции могут выполнять морфемы в слове и словоформе? Охарактеризуйте аффиксы по выполняемой морфемой функции.

Раздел 3

 
  Виды аффиксов по их позиции в слове - student2.ru


Наши рекомендации