По степени свободы функционирования

Существенный признак корневых морфов и морфем – их способность употребляться в свободном и в связанном виде. По степени свободы функционирования корневые морфемы делятся на свободные и связанные.

Корни могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с словоизменительными аффиксами.Свободнымисчитаются те корни, в составе которых есть хотя бы один морф, материально совпадающий с основой словоформы. Например: теперь, надо, полз-ти, строк-а, желез-о, лопат-а, рубеж-0, чист-ый, мерз-л-а, жуй-0.

Связанными называются корни, всегда сопровождаемые теми или иными аффиксами и никогда не совпадающие с основой словоформ: при-бав-и-ть, у-бав-и-тъ, над-бав-и-ть, об-у-ть, раз-у-ть, при-вык-а-ть, от-вык-а-ть, тур-изм, тур-ист, говяд-ин-а, говяж-ий. Собственно говоря, их трудно назвать полноценными корнями. Не случайно А.А. Реформатский для обо­значения связанных корней ввел термин радиксоид (лат.radix – корень и греч. oid – 'подобный'). Повторяемость в ряде слов – обязательное свойство связанных корней (вой-н-а, вой-энн-ый, вой-эва-ть, дикт-ант, дикт-ова-ть, дикт-ов-к-а).

По частотности употребления в составе разных слов морфемы делятся на уникальные и регулярные (по отношению к уникальным частям слова обычно используют термин «нерегулярные»). В значительной части русских слов (более 200 образований) вычленяются уникальные элементы, т.е. такие части, которые встречаются только в одном слове и повторяются только с одной и той же морфемой. Уникальными могут быть и корневые, и аффиксальные морфемы.

Подобных корней в русском языке немного. Специалистам они известны под названием унирадиксоиды:смород-ин-а, я, мадам, зебра. Существуют разные подходы к выделению уникальных элементов в слове. Вопрос об уникальных морфемах решается в лингвистике в зависимости от принципов выделения морфем и определения их существенных признаков.

Г.О. Винокур, Н.М. Шанский считают, что выделение морфем в слове необходимо ставить в зависимость от словообразовательных связей данного слова с другими словами, в частности с его производящим. Если придерживаться данной точки зрения, то уникальные корни отсутствуют в составе простых производных слов и существуют в свободном виде в составе одиночных слов (авеню, боа, вдруг) и в связанном виде при наличии другого, неуникального корня в составе сложных слов. Связанные уникальные корни обычно представлены в составе этимологически сложных слов: кур-нос-ый (ср. нос), колч-е-ног-ий (ср. нога) и др.

Семантика единичных корней лишена конкретности, вещественности, обычно присущей свободным, повторяющимся корневым морфемам. Возможное наличие синонимов среди неуникальных корневых морфем (ср., например, единичные и регулярные корни в словах курносый и длинноносый, колченогий и коротконогий) позволяет квалифицировать данные единичные части как уникальные.

Что касается аффиксов, то в языке достаточно аффиксов, имеющий уникальный характер. Хотя обычно словообразовательные аффиксы используются для образования не одного, а многих слов. В лингвистической литературе для их обозначения чаще всего используется термин унификс, реже – нерегулярный аффикс.

Например: поп-адь-я (ср. поп), дет-вор-а (ср. дети), почт-амт, почт-альон (ср. почта), цит-ат-а (ср. цитировать), свет-оч (ср. свет).

Унификсы– это особый вид единичных сегментов. Основной их признак – отсутствие воспроизводимой модели. Они входят в состав отдельных, нетипичных по своей структуре слов, но новые слова с их помощью не образуются. Обычно унификсы занимают позицию суффиксального морфа (бел-ёс-ый, мач-ех-а, опер-етт-а), но иногда их можно встретить и в позиции префиксального морфа (ра-дуг-a, ба-хвалиться)

Они не обладают важнейшим свойством морфемы – повторяемостью. Тем не менее, слова с уникальными элементами воспринимаются как производные слова, и не случайно. Дело в том, что при них всегда имеются непроизводные слова, которые выступают для них в качестве мотивирующих основ. Значит, неповторяющиеся элементы в них всегда связаны с повторяющимися корнями. Повторяемость корня и обеспечивает их смысловую определенность и ясность, четкую семантическую членимость. Корень выступает как носитель базового значения, отсылает к семантике производящего слова. Остальная часть семантики слова остается на долю уникальной части слова. Потому ее обычно называют остаточным значением.

Таким образом, слова с уникальными элементами являются производными, мотивированными единицами языка, которые и по форме, и по смыслу связаны с производящими, обусловлены ими, зависимы от них. Только производность их оформлена нестандартно, точнее недооформлена. Слова с уникальными элементами выделяются на фоне всей системы мотивированных слов именно ущербностью выражения своей производности.

В связи с этим уникальные части слова с трудом можно назвать морфемами. Семантическая недостаточность их слишком очевидна. Правда, поэтому признаку они не составляют единства. Одни уникальные части слова близки к суффиксам. Они получают в языке смысловую определенность потому, что примыкают к соответствующим суффиксальным производным, как бы пристраиваются к ним. Поэтому поп → попадья, купец → купчиха, дьяк → дьячиха, хозяин → хозяйка, генерал → генеральша и т.д. На фоне таких пар, в ряду суффиксов -их-, -к-, -ш-, обозначающих жену лица, названного в производящем слове, часть -ad'j- в слове попадья осмысливается как название жены по мужу.

Другой разряд составляют слова с уникальными элементами, которые не находят себе соответствий в системе словообразующих морфем. Например: цит-ат-а, стекл-ярус, аплод-исмент-ы, ва-банк и др.

Уникальный характер морфа – свойство, которое может утрачиваться. В процессе развития языка возможен переход унификсов в разряд обычных аффиксов. На базе некоторых уникальных элементов языка формируются полноценные морфемы. Это происходит в том случае, если они начинают использоваться для создания новых слов (космо-дром, ракето-дром, вело-дром, теле-визор).

Так, первоначально элемент -дром употреблялся лишь в слове ипподром. Однако он послужил базой для достаточно активного в наше время суффикса -дром, который теперь употребляется в ряде слов (танкодром, велодром, планеродром, аэродром, автодром, мотодром, вертодром и др.). Причем, в окказиональном словотворчестве возникает много слов типа поэтодром, змеедром и т.п. На наших глазах превращается в полноценную морфему еще один словообразовательный элемент – -иад(а), ср.: олимпиада, спартакиада, универсиада, альпиниада и др.

Задания

1. В приведенных словах вычлените унификсы и унирадиксоиды, определите от каких слов образованы данные слова.

Дубрава, курносый, королева, рисунок, дубликат, флотилия, клейстер, француз, ва-банк, чертеж (ср. чертить), мошкара, павлин, свинтус, маскарад, молодайка, скупердяй, выкрутасы, козел, аплодисменты, чайхана, патронташ, низменный, любовь, белесый, жених, рукав, белокурый, детвора, попадья, молодежь, конюх, радуга, годовалый, почтамт, горлопан, вражда, снегирь, простофиля, глухомань, тихоня, сухопарый, мелюзга, алхимия, спохватиться, осточертеть, палисад, шиворот, четверг, масленок.

2. Выделите корни. Укажите, являются ли они свободными или связанными (используйте сопоставление данных слов с родственными словами).

Пароход, улица, поседеть, переулок, пропагандировать, жить, транслировать, быстро, убавить, давать, прибавить, вынести.

3. Из данных слов иноязычного происхождения или имеющих в своем морфемном составе иноязычные словообразовательные элементы выделите слова со свободным корнем и со связанным корнем.

Образец: Аскет-изм – корень свободный (ср. аскет); ревматизм – корень связанный (ср. ревмат-ическ-ий, рев-мат-ик).

Арабизм, кубизм, негативизм, оптимизм, реализм, снобизм, трагизм, федерализм. 2. Арендатор, инициатор, ликвидатор, новатор, реформатор, стабилизатор, экзаменатор, эскалатор. 3. Дренаж, инструктаж, массаж, метраж, пилотаж, подхалимаж, репортаж, фиксаж, шпионаж. 4. Вибрация, импровизация, мотивация, организация, периодизация, стилизация, экранизация, эмиграция. 5. Гравировать, делегировать, культивировать, лидировать, нервировать, пломбировать, резервировать, торпедировать.

4. Выделите корневую морфему в словах:

Скрипка, поскрипывать, скрипучий, скрипач, скрипичный, скрипящий, скрипеть.

Наши рекомендации