Стратегические цели экономического развития
При разработке системы стратегических целей экономического развития муниципального образования центральное место занимает проблема выбора главной цели.
Исходными являются цели социального и экологического развития, достижение которых должно быть обеспечено экономическим развитием.
В качестве основного объекта стратегического макроэкономического прогноза, направленного на определение целей экономического развития территории, предлагается использовать характеристики расходной и доходной части баланса финансовых ресурсов муниципального образования.
Кроме того, при формировании стратегических целей экономического развития муниципального образования должен быть учтен стратегический выбор муниципального образования.
Процедура формирования стратегических целей представлена на схеме 7. В блоках 1 и 3 схемы осуществляется разработка стратегических целей развития муниципального образования соответственно в социальной и экологической сферах, а в блоках 2 и 4 производится прогноз затрат финансовых ресурсов, связанных с их достижением. Задачей блока 5 является прогноз величины затрат, связанных с содержанием органов местного самоуправления. В блоке 6 осуществляется суммирование прогнозных оценок блоков 2, 4, 5. В результате имеем величину расходной части баланса финансовых ресурсов муниципального образования на рассматриваемую перспективу.
В блоке 7 осуществляется пассивный прогноз доходной части местного бюджета, а в блоке 8 определяется прогнозная величина внебюджетных средств, которые могут быть обоснованно (имеются утвержденные программы, проекты, которые реализуются или по которым принято решение к реализации, имеются протоколы о намерениях, бизнес-предложения и бизнес-планы и т.п.) учтены в доходной части баланса финансовых ресурсов муниципального образования на рассматриваемую перспективу.
Таблица 4. Результаты факторного анализа функций, предполагаемых к
включению в состав приоритетных (в состав стратегического выбора)
Наименование функций | Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы | ||||||
Наименование фактора | Оценка *) значимости (баллы) | Оценка вероятности (доли единицы) | Интегральная оценка (взвешенный балл) | Наименование фактора | Оценка *) значимости (баллы) | Оценка вероятности (доли единицы) | Интегральная оценка (взвешенный балл) | |
1. …………… | 1. …………… 2. …………… ……………… | |||||||
Итого: | ||||||||
2. …………… | 1. …………… 2. …………… ……………… | |||||||
……………… |
*) Оценка значимости производится по 10-балльной шкале
Схема 7. Процедура формирования стратегических целей экономического развития муниципального образования
В блоке 9 схемы осуществляется сравнение прогнозных оценок расходной (блок 6) и доходной (блоки 7 и 8) частей местного баланса финансовых ресурсов. Вариант, когда доходные и расходные части баланса совпадают или прогнозируется превышение доходов над расходами, в настоящих условиях представляется чисто гипотетическим. В действительности он может иметь место только в случае, когда стратегические цели в социальной и экологической сферах направлены на дальнейшее снижение качества жизни населения, что не может быть задачей стратегического муниципального планирования.
Поэтому превышение расходной части баланса финансовых ресурсов над доходной на рассматриваемую перспективу предлагается рассматривать в качестве главной количественно определяемой стратегической цели экономического развития муниципального образования (блок 10). Это в полной мере соответствует принятому на государственном уровне курсу на социальную ориентацию реформ.
На основе определенной таким образом главной стратегической цели экономического развития и имеющегося стратегического выбора муниципального образования (блок 12) разрабатывается система локальных стратегических целей его экономического развития (блок 11). Здесь может быть применена схема, аналогичная описанной выше схеме детализации стратегических целей социального развития.
Возвращаясь к основному объекту стратегического макроэкономического прогноза – балансу финансовых ресурсов муниципального образования – отметим, что чрезвычайно актуальными являются проблемы финансового обеспечения стратегий муниципального развития.
Имеет место обострение противоречий между инновационными технологиями планирования стратегического комплексного социально-экономического развития муниципальных образований и традиционными технологиями финансового обеспечения реализации принятых стратегий развития, ориентированных:
- во-первых, на краткосрочную перспективу (как правило, на 1 год);
- во-вторых, преимущественно на средства государственного и муниципального бюджетов.
Необходимы разработка и внедрение инновационных технологий стратегического финансового планирования развития муниципальных образований, увязанных с технологиями стратегического планирования их социально-экономического роста. Таким технологиям должны быть присущи следующие основные черты:
- органическая увязка намеченных целей стратегического социально-экономического развития муниципального образования с объемом и структурой финансовых ресурсов, требующихся для их достижения;
- адаптивный характер, т.е. способность предвидеть изменения внутренней и внешней среды муниципального образования и с учетом этого обеспечить финансирование реализации намеченных стратегий его долгосрочного и среднесрочного развития.
Хотя местный бюджет в традиционном его понимании и выступает в качестве основного официального финансового плана комплексного социально-экономического развития муниципального образования, он не отражает все протекающие здесь финансовые потоки. То же следует сказать, конечно, и о среднесрочном финансовом плане муниципального образования.
Поэтому представляется целесообразным осуществлять разработку, наряду со среднесрочным финансовым планом, стратегического баланса финансовых ресурсов муниципального образования, отражающего его будущие доходы и расходы с учетом всех возможных источников их покрытия.
В доходную часть стратегического муниципального баланса финансовых ресурсов рекомендуется включать:
- собственные доходы местного бюджета;
бюджетные средства, поступившие на территорию в результате государственного бюджетного регулирования;
- средства бюджетов субъектов федерального, регионального или муниципального управления, имеющих интересы в социально-экономическом развитии муниципального образования;
- собственные инвестиционные средства предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования;
- привлекаемые инвестиционные ресурсы;
- средства населения.
По сути, предлагается использовать в практике стратегического муниципального планирования новый документ – стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования, не нарушая при этом требования Бюджетного кодекса Российской Федерации, но расширительно трактуя его отдельные положения.
Стратегический баланс финансовых ресурсов муниципального образования можно рассматривать как систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов (подсистем, компонентов). При этом свойства системы как единого целого определяются не только и не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми интегративными свойствами рассматриваемой системы. В различных своих взаимодействиях такие элементы и формируют структуру стратегического баланса финансовых ресурсов муниципального образования.