Социально-психологический тренинг
Это один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением и поведением других участников групп. Для такой рефлексии и саморефлексии в группе создаются максимально благоприятные условия, основанные на ряде принципов. К основным принципам социально-психологического тренинга относят:
• качественные изменения процессов общения в группе;
• активную позицию участника тренинга;
• ограничение обсуждения -событий лишь в рамках тренинга («здесь и теперь»);
• персонификацию высказываний;
• намеренную межличностную обратную связь;
• высокую степень включенности эмоциональной сферы участников.
Каждое занятие социально-психологического тренинга включает четыре этапа:
1. Создание единого психологического пространства, а также обратной связи (отдельный участник, вся группа и наоборот).
2. Проведение дискуссий, игры или интервьюирования для создания ситуаций рефлексии.
3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или коррекционных целей.
4. Релаксационные восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.
Деловая игра
Деловая игра – это специально организованная деятельность по активизации полученных теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности. Суть деловой игры заключается в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения. Условия проведения деловых игр: внимательность; включенность в игру; сопричастность, уважение точки зрения других; масштабность (без учета жестких рамок существующих законов); самовыражение.
[1] Интерактивный - «Inter» - это взаимный, «act» - действовать
[2] Варинова О.А., Елфимова С.В. Что вы хотели узнать о глухих
[3] Статус этой группы инвалидов до сих пор не выделен в основополагающих международных и национальных юридических документах по инвалидности. Поэтому основные проблемы и нужды слепоглухих людей пока очень слабо представлены или совсем отсутствуют в программах и проектах поддержки инвалидов на всех уровнях.
[4] На первое занятие особенно важно пригласить людей с инвалидностью. При организации пространства класса на время урока приглашенные гости также должны сидеть по кругу вместе с детьми.
[5] Ведущие должны знать – сколько всего жителей и сколько среди них людей с инвалидностью живут в городе и в регионе.
[6] По мере необходимости, добавить методом простого перечисления, не углубляясь на этом этапе в подробные объяснения:
- пользуются инвалидными колясками;
- плохо ходят – пользуются костылями или тросточками;
- пользуются протезами («протез» – это искусственная нога или искусственная рука; например, искусственные зубы так и называют «зубными протезами»);
- с ДЦП (ДЦП – это детский церебральный паралич, который ограничивает движения человека и искривляет фигуру человека, искажает черты его лица; таким людям может быть трудно ходить, иногда физически трудно говорить, иногда у них непроизвольно дрожат руки, что мешает пользоваться предметами привычным для всех образом);
- с речевыми проблемами;
- незрячие и слабовидящие;
- неслышащие и слабослышащие;
- с особенностями умственного развития или с ментальной инвалидностью;
- с внутренним заболеванием, которое не видно нашим глазам (например, диабет – такие люди должны делать себе укол сахара несколько раз в день; или удалена почка и надо соблюдать определенную диету; или у человека больное сердце и ему нельзя поднимать тяжести).
Важно обратить внимание детей на следующее: наиболее заметные для окружающих люди с инвалидностью – это те, кто пользуются инвалидными колясками; но при этом их доля в общем числе людей с инвалидностью – около 5%. Мы просто не замечаем огромное количество людей с другой инвалидностью!
[7] Хорошо, если ведущий сам знает сравнительную статистику: инвалидность с рождения – это не более 20 % от общего числа людей с инвалидностью, в более чем 80 % случаев инвалидность приобретается в течение жизни. Важно отметить, что заболеть или получить травму можно в любом возрасте.
[8] В ходе выполнения задания демонстрируется слайд-презентация с фотографиями людей с инвалидностью, занимающимися спортом, творчеством и т.д.
[9] Рассказ сопровождается показом фотографий Роберта Хога.
[10] Педагог может приветствовать учеников с закрытыми глазами.
[11] Беседа сопровождается показом слайдов с людьми в темных очках, с ориентировочной тростью, с собакой-поводырем
[12] Задание можно дать на разных языках (в зависимости от изучаемых языков в классе).
[13] Рассказ сопровождается показом фотографий Алексея Бугаева
[14] Рассказ сопровождается показом фотографий Дженнет Базаровой
[15] Приведен примерный список персоналий
[16] Важным является привлечение на данный урок человека с инвалидностью, который поделится личным опытом преодоления архитектурных барьеров
[17] На первое занятие особенно важно пригласить людей с инвалидностью. При организации пространства класса на время урока приглашенные гости также должны сидеть по кругу вместе с детьми.
[18] Данное занятие проводится с участие приглашенного гостя с инвалидностью
[19] Рассказ сопровождается показом фотографий Александра Авдевича.