Урок 2. «В темноте и тишине»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях слепоглухих людей и способах общения с ними.
Задачи урока:
- формировать представление о взаимодействии и сопровождения человека с нарушением слуха и зрения;
- обучать языку и этикету общения с людьми с инвалидностью по слуху и зрению;
- практическое ознакомление с особенностями восприятия окружающего мира слабовидящими людьми.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись урока дактилологии, таблицы дактилологические, документальный фильм к Уроку Доброты «Слово на ладони», видеоролик о приветствии и начале общения со слепоглухим человеком (http://www.so-edinenie.org/volonteram/privetstvie-i-nachalo-obscheniya/ ), о дактильной азбуке (http://www.so-edinenie.org/volonteram/daktilnaya-azbuka/ ).
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Просмотр документального фильма «Слово на ладони».
Основной этап – 30 минут.
2. Мини-лекция.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о людях с одновременным нарушением слуха и зрения. Людей, имеющих одновременное нарушение слуха и зрения, называют слепоглухие. Если человек потерял зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи, то его называют слепоглухонемой.
Если потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь, то такого человека называют слепоглухой.
Таким ребятам приходится прибегать к помощи других людей для овладения какими-либо навыками. Так, например, обычно о многих вещах и способах действия с ними ребенок узнает просто, наблюдая за взрослым человеком. То здесь это невозможно. Для обучения и взаимодействия с этими людьми очень важен тактильный контакт.
С другими людьми они общаются с помощью дактильной азбуки «в руку» или пальцевая азбука.
Основной этап – 30 минут.
3. Практикум «Имитация».
Детям предлагается прочувствовать ограничения, которые испытывает человек с одновременным нарушением слуха и зрения. Для этого класс разделяют на группы по 4-5 человек. Внутри группы каждый из детей должен побыть с завязанными глазами и в берушах. Задача остальных детей понаблюдать за изменением поведения товарища, потрогать его за руку.
По окончании практикума проводится обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Что ты чувствовал?
- Что ты делал?
- Было ли тебе трудно?
- Что тебе мешало выполнить задание? Что помогало?
- Нужна ли тебе была помощь?
Педагог подводит детей к выводу о том, что при общении с людьми с одновременным нарушением зрения и слуха тактильный контакт, использование предметов для осязания.
5. Игра «Слепой скульптор».
Педагог делит детей на команды по три человека. Первому из детей завязывают глаза и надевают беруши. Второй должен из третьего «слепить» скульптуру. Затем ребенок с завязанными глазами и в берушах должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.
6. Игра «Я могу».
В ходе этой игры дети на себе ощущают трудности, с которыми сталкиваются люди с одновременным нарушением слуха и зрения в быту, при выполнении простейших действий.
Педагог предлагает детям с завязанными глазами: сделать несколько шагов вперед, определить где находится один из его товарищей и т.д.
Далее педагог предлагает детям подумать, что помогает людям с одновременным нарушением слуха и зрения ориентироваться в быту. Рассмотреть различные устройства, которые предназначены для помощи в быту.
7. Знакомство с дактильной азбукой и пальцевой азбукой.
Педагог предлагает обучающимся произнести свое имя на дактиле.
8. Составление памятки о способах общения и взаимодействия с человеком одновременным нарушением слуха и зрения.
Дети делятся на команды по 5-7 человек и каждая команда должна составить памятку.
Заключительный этап - 5 минут
9. Подведение итогов.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что одновременные нарушения зрения и слуха создают значительные ограничения в познании окружающего мира, но организация применение вспомогательных устройств, помощь других людей позволяет людям вести интересную жизнь.
Урок 3. «Волонтер, социальный куратор – это …?»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: способствовать развитию добровольческой деятельности среди молодежи.
Задачи урока:
- формировать представление о значимости добровольческой деятельности;
- формирование представлений о волонтерской деятельности и социальном кураторстве.
Тип урока: беседа.
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, дискуссия, игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, документальный фильм к Уроку Доброты «Мир слепоглухих».
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Знакомство с темой.
Педагог предлагает учащимся ответить на вопросы:
¾ Зачем волонтерство/социальное кураторство существует?
¾ Зачем волонтерство/социальное кураторство самому волонтеру/социальному куратору?
Просмотр документального фильма «Мир слепоглухих».
Основной этап – 30 минут.
2. Дискуссия «Что такое волонтерство/социальное кураторство?
Педагог предлагает обучающимся рассмотреть и проанализировать основные характеристики, присущие добровольческой деятельности:
Вознаграждение. Любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Группа людей, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Организационная структура. Волонтерство/социальное кураторство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях.
Неорганизованное волонтерство/социальное кураторство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма добровольческой деятельности во многих культурах.
Организованное волонтерство/социальное кураторство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
Степень участия. От полного вовлечения до эпизодического участия в добровольческой деятельности.
3. Знакомство с принципами добровольческой деятельности?
Педагог предлагает обучающимся обсудить принципы добровольческой деятельности, ответив на вопросы:
¾ Всем ли людям с инвалидностью надо помогать?
¾ Когда следует помогать?
Когда следует помогать?
Варианты:
- когда попросили – охотно
- когда попросили – неохотно
- когда не просили, сам заметил
- когда не просят, навязчиво
- когда помог и ждешь благодарности
- когда помог от души
Заключительный этап - 5 минут
4. Подведение итогов.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что осуществление добровольческой деятельности позволяет человеку ощущать себя значимым и нужным, поскольку именно это помогает изменить к лучшему чью-то жизнь, овладеть навыками общения и взаимопомощи. познакомиться с новыми людьми.
КЛАСС