Урок 3. «Мой жизненный выбор»
Уровень общего образования, для которого проводится урок: основное общее образование.
Цель урока: формировать представления об особенностях людей с инвалидностью.
Задачи урока:
- формировать представления о возможностях людей с инвалидностью и препятствиях, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью;
- формировать представления причинах и проявлениях инвалидности.
Тип урока: беседа
Форма работы обучающихся: групповое обсуждение, мини-лекция, case-study (анализ конкретных ситуаций), игра.
Перечень необходимого оборудования: компьютер, проектор, видеозапись интервью Ксении Безугловой (https://www.1tv.ru/shows/naedine-so-vsemi/lichnyy-moment/oleg-popov-menya-ne-otpuskayut-aplodismenty-naedine-so-vsemi-fragment-vypuska-ot-26012016 ).
Ход урока.
Вводный этап – 10 минут.
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу.
1. Дискуссия «Человек с инвалидностью».
Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- У кого из вас есть знакомые люди с инвалидностью (родственники, соседи, друзья)? Сколько им лет?
- Встречали ли вы людей с инвалидностью? Если «да», то где?
- Расскажите, о поведении своих знакомых (родственников, соседей, друзей) с инвалидностью? Чем они занимаются? Можете и вы охарактеризовать их как «человек с активной жизненной позицией»?
Основной этап – 30 минут
2. Прослушивание рассказа о жизненной истории Ксении Безугловой и Виктора Счастливого.
Рассказ.
«Ксения родилась в Кемеровской области. Училась, работала, вышла замуж, а в августе 2008 года попала в автомобильную аварию, в результате которой оказалась в инвалидной коляске. Во время аварии Ксения находилась в положении и ждала появления на свет дочки. Несмотря на рекомендации врачей, Ксения отказалась прерывать беременность в феврале 2009 года Ксения Безуглова родила дочь Таисию.
В декабре 2012 года в Риме Ксения победила в международном конкурсе красоты среди девушек на колясках «Вертикаль» и стала «Мисс мира». После получения титула, Ксения занялась общественной деятельностью по защите интересов инвалидов-колясочников.
Сейчас Ксения - мама уже двоих детей. В 2015 году она родила еще одну дочь – Алексу.
Ксения ведет активный образ жизни, прыгает с парашютом, снимается в клипах, играет в коллективе барабанщиков, организует конкурсы красоты в российских городах, проводит мотивационные выступления. Помогает другим людям и каждый день вдохновляет других людей преодолевать трудности».
После прослушивания рассказа и интервью педагог предлагает детям ответить на вопросы: Как вы думаете, какую роль сыграли окружающие Ксению люди после того, как произошла авария? Какие качества помогли Ксении не потерять веру в себя и жить полной жизнью? Каких еще людей с инвалидностью вы знаете, которые, несмотря на трудности, достигли своей мечты и изменили мир к лучшему?
Еще две истории замечательных людей, который своим каждодневным трудом меняют жизнь к лучшему.
Первая - история Виктора Счастливого — доказательство того, что cупергерои живут не в фильмах или комиксах, а среди нас. Некоторые из них, как Виктор, передвигаются в инвалидном кресле, но это не мешает им быть активнее большинства обычных людей. Диагноз Виктора — прогрессирующая мышечная дистрофия.
Родился Виктор в подмосковном городе Лобня. До 15 лет был бойким и непоседливым — как большинство активных ребят с сильным характером.
В 15 лет ему поставили диагноз «прогрессирующая мышечная дистрофия», и с тех пор с каждым годом он постепенно утрачивал контроль над собственным телом и в 35 лет сел в инвалидное кресло.
Сейчас Виктор - основатель региональной общественной организации инвалидов «САМИ», что расшифровывается как Сильные Активные Молодые Инвалиды. Виктор ежедневно вдохновляет других людей преодолевать трудности и не сдаваясь менять мир к лучшему.
Вторая – это история Надежды Капковой – маленькой, хрупкой, но удивительно энергичной женщины на коляске, всегда красиво одетой, с горящими глазами и жизнерадостной улыбкой. Надежда является руководителем клуб «Корчагинец» в Гагарине, ведет активную общественную деятельность, активно помогает другим людям.
У Надежды врожденное заболевание, связанное с ломкостью костей, но не смотря на трудности, связанные с физической доступностью, она с неизменным позитивом встречает каждый новый день.
Надежда училась в детском доме-интернате для инвалидов. По словам Надежды «это были 1970-79 годы, когда на дом из обычных школ учителя ходили неохотно. Я была, как сейчас говорят, не социализирована, но очень хотела дружить, общаться, учиться… Поэтому искренне благодарна родителям, что решились определить меня туда. Большинство детей там были обычные домашние дети с инвалидностью, которые на каникулы уезжали домой, как и я.
Бытовые условия в детдоме тогда были очень тяжелые. Нас делили на ходячих и ползунов, жили мы в отдельных корпусах. Для ползунов где-то в 1977 году интернату дали 3-4 коляски на всех, чтобы нас не на железной тачке в школу возить, а в коляске. Персональная коляска была только у одного мальчика с таким же, как у меня, диагнозом — несовершенный остеогенез. У него случались частые переломы, и безопаснее было лишний раз на руки его не поднимать.
Ползали! И я тоже… Ползунов была примерно треть. Нас полностью обслуживали нянечки. Один общий туалет на всех с вечно разлитой по полу мочой… открытое окно, чтобы меньше воняло… Тем, кому рекомендовали ортопеды, давали маленькие коляски, низенькие такие сидушки. Мне тоже такую дали. Я на ней по асфальту и по снегу в школу ездила, а когда перевели в корпус ходячих – в столовую … И подружки возили. Мы там вообще жили как одна семья.
Наша учеба досаждала только нянечкам, которым приходилось нас на руках носить по улице в школу и на второй этаж… Некоторые бурчали: «Все равно попадете в дом инвалидов и там помрете, зачем вам учиться?» И это тоже было уроком… А вообще в плане социализации было здорово! Мы жили полноценной жизнью, как это ни покажется кому-то странным, особенно тем, кто видит интернаты только в негативе. Мы научились там дружить и поняли, что такое верность, предательство и подлость. Учились прощать и просить прощения. У нас случались волшебные влюбленности и печальные истории любви. Мы играли в такие игры!! В «Четыре танкиста и собака», в «Семнадцать мгновений весны», причем сюжеты додумывали сами… Не для сцены, а для себя делали инсценировки сказок Пушкина!
Потом были еще два чудных года, 10-11 класс, в Дмитровской школе-интернате. Там было тоже здорово, но по-своему.
Самое трудное было после школы оказаться в «одиночке» квартиры. И я начала искать способы самореализации.
Я шила на заказ маминым подругам (спасибо школьной учительнице по труду), а потом стала руководителем местного отделения клуба инвалидов «Корчагинец».
Наша работа в первую очередь направлена на объединение сидящих по своим норкам людей. Сначала нас было совсем немного — 6 человек. Собирали информацию о льготах и правах, встречались с местными руководителями, они отвечали на наши вопросы. Чаепития проводили, песни под баян – всё как везде! Причем, приходили в клуб с мужьями, с женами, с детьми. Потом создали кооператив по ремонту обуви и пошиву одежды, чтобы не просить денег у спонсоров и рабочие места создать.
Сейчас у нас около 50 членов и четыре основных направления работы:
— творческое — наши вокалисты и поэты выступают на фестивалях различного уровня;
— спортивно-оздоровительное — функционирует группа здоровья для людей с инвалидностью, мы участвуем в соревнованиях областного уровня и на «Воробьевых горах» в Москве. С 2011 года проводим у себя в городе неофициальный турнир по бочче на Кубок Гагарина;
— работа с детьми с инвалидностью и их родителями;
— работа с молодежью — воспитываем и обучаем волонтеров. Сюда, пожалуй, можно отнести и моё новое и очень важное направление деятельности — тренинги.
Я официально получила специальность тренера в учебном центре Ильи Богина «Фабрика жизни». Веду тренинги, семинары на темы взаимоотношений инвалидов и окружающего мира, восприятия человеком самого себя и любви к себе. О том, как, будучи инвалидом внешне, не быть им внутри себя.
Что сыграло значимую роль в формировании мой позиции к жизни? Я думаю, что это родители, которые всегда воспитывали меня как человека с неограниченными возможностями, стремились всячески интегрировать меня в обычную жизнь. Если бы я осталась закрытой в мире квартиры, то наверняка выросла бы эгоистичной, капризной, требовательной, злой».
Заключительный этап - 5 минут
11. Подведение итогов.
Дети стоят в кругу, педагог предлагает каждому из детей рассказать о том, что он сегодня узнал и какие выводы для себя сделал.
Педагог подводит детей к формулированию вывода о том, что наличие инвалидности не влияет активную жизненную позицию. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей благодаря совей силе духа и стойкости характера. Они вдохновляют других людей!
КЛАСС