Составление предложений по отдельным картинкам
(без введения термина).
Учитель обращается к учащимся:
– Давайте все вместе рассмотрим каждую часть картинки.
Учитель демонстрирует первую картинку «Папа моет посуду».
– Кто изображён на первой картинке? (Папа.)
– Что папа делает? (Моет посуду.)
– Скажите всё, что мы узнали о папе. (Папа моет посуду.)
Примечание для учителя. Просьба «сказать всё» очень важна, так как она подготавливает вывод о законченности мысли в предложении.
Учитель демонстрирует вторую картинку «Девочка протирает пыль».
– Кто изображён на второй картинке? (Девочка.)
– Что девочка делает? (Протирает (вытирает) пыль.)
– Скажите всё, что мы узнали о девочке. (Девочка протирает пыль.)
Учитель демонстрирует третью картинку «Мальчик пылесосит».
– Кто изображён на третьей картинке? (Мальчик.)
– Что мальчик делает? (Пылесосит.)
– Скажите всё, что мы узнали о мальчике. (Мальчик пылесосит. Мальчик пылесосит ковёр.)
Учитель демонстрирует четвёртую картинку «Малыш складывает в коробку игрушки».
– Кто изображён на четвёртой картинке? (Маленький мальчик. Малыш.)
– Что малыш делает? (Убирает игрушки. Складывает игрушки.)
– Скажите всё, что мы узнали о малыше. (Малыш складывает в коробку игрушки.)
3. Составление общей картинки и рассказа из отдельных предложений (без введения термина).
Учитель обращается к учащимся:
– Кто сможет из частей составить всю картинку? (Ученик выполняет задание на доске.)
– Молодцы! Рассыпанная картинка собрана.
– Кто может рассказать всё, что изображено на этой общей, большой картинке? Для этого нужно по очереди рассказать про каждую маленькую картинку. (Один ученик повторяет все предложения: «Папа моет посуду. Девочка протирает пыль. Мальчик пылесосит. Малыш складывает в коробку игрушки».)
– Молодцы! У нас получился целый рассказ! Как вы думаете, кого хотят порадовать дети и папа? (Маму.)
– Как можно назвать наш рассказ? (Мамины помощники. Помощь маме.)
– Мы все замечательно справились с заданием.
Рефлексия способа действия. Введение понятия «предложение».
Учитель поясняет:
– Чтобы и дальше так дружно и правильно выполнять задания, нужно запомнить, как мы действовали.
– Из чего мы собрали картинку? (Из частей. Из маленьких картинок.)
– А как у нас получился рассказ про эту картинку? (Тоже из частей. Мы рассказывали отдельно про каждую маленькую картинку.)
– Мы составляли устный или письменный рассказ? (Устный.)
– Значит, нам помогала устная или письменная речь? (Устная речь.)
– Наша речь так же, как и эта большая картинка, состоит из маленьких частей. Такие части называются предложениями.
– Из скольких частей состояла картинка? (Из четырёх.)
– Нам пришлось про каждую часть картинки что-то рассказать. Значит, сколько предложений мы составили? (Четыре.)
– В каждом предложении что-то говорится о ком-либо или о чём-либо. О ком говорилось в первом предложении? (О папе.) Что о нём говорилось? Скажите всё предложение. (Папа моет посуду.)
– О ком говорилось во втором предложении? (О девочке.) Что о нейговорилось? Скажите всё предложение. (Девочка протирает пыль.)
– О ком говорилось в третьем предложении? (О мальчике.) Что о нём говорилось? Скажите всё предложение. (Мальчик пылесосит.)
– О ком говорилось в четвёртом предложении? (О малыше.) Что о нём говорилось? Скажите всё предложение. (Малыш складывает в коробку игрушки.)
– Молодцы! Давайте придумаем продолжение рассказа – составим ещё одно предложение о маме. Подумайте, как бы мама отнеслась к такой помощи? Предложение должно выражать законченную мысль. Попробуйте сами выразить в предложении свою мысль о маме. («Мама очень обрадуется», «Маме понравился сюрприз», «Мама удивилась» и др.)
Сокращенный вариант объяснения:
– Наша речь так же, как и эта большая картинка, состоит из маленьких частей. Такие части называются предложениями. Каждое предложение выражает законченную мысль. В каждом предложении что-то говорится о ком-либо или о чём-либо.
– Давайте придумаем продолжение рассказа – составим ещё одно предложение о маме. Попробуйте сами выразить в предложении свою мысль о маме. («Мама очень обрадуется», «Маме понравился сюрприз», «Мама удивилась» и др.)
Вариант 2. Речевая ситуация «Воспоминание о лете» (по методике А.К. Клышки)
Оборудование для этапа урока: букварь А.К. Клышки, С. 4-5.
Последовательность работы.
1. Составление рассказа по большому рисунку «Отдых на берегу реки» с опорой на его фрагменты (серию маленьких рисунков).
Учащиеся рассматривают большой рисунок на развороте станиц букваря. Организуется беседа по его содержанию. Рассказ составляется по опорным вопросам учителя.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что описывая содержание большого рисунка, мы последовательно описываем содержание его отдельных фрагментов (частей). Эти отдельные части большого рисунка нарисованы отдельно в виде маленьких картинок.
Учащиеся рассматривают серию рисунков под большой картинкой. Рассказывают, что нарисовано на каждом маленьком рисунке, по опорным вопросам учителя: «Кто изображён? Что он (она, они) делает (делают)? Скажите всё, что узнали».