Тема 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

Урок 61. Образование, общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в. Российская наука и техника в XVIII веке.

Урок 62. Искусство в XVIII веке.

Урок 63. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

Урок 64. Народы России в XVIII веке.

Уроки 65-68. Резерв.

При построении содержания уроков в 9-11 классах, продолжающих изучение истории по концентрическому принципу с использованием «старых» учебников, учителю также нужно ориентироваться на требования ИКС, а именно на:

- ведущие методологические подходы - многофакторный, многоуровневый, историко-культурный и историко-антропологический;

- перечень дат, обязательных для изучения периодов и тем, понятий и терминов, событий и персоналий;

- принципиальные трактовки и оценки ключевых событий прошлого, особенно «трудных вопросов» истории, которые вызывают острые дискуссии в обществе.

Планируя учебный процесса, учителю следует учитывать такие характеристики, заложенные в ИКС, как многофакторный подход к содержанию истории – обеспечение баланса между различными областями исторического знания; направленность на органическое единство рассмотрения отечественной и зарубежной истории при приоритете изучения истории России. Изучение истории России и зарубежной истории целесообразно организовывать по следующим параметрам: 1) прямое сравнение России и других стран; 2) хронологическая синхронизация изучения событий в России и в мире; 3) анализ конкретных событий в истории России и их влияния на мировую историю.

При составлении Рабочих программ необходимо обосновать и отразить изменения в учебных часах, обратить внимание на формируемые на уровне основного общего образования универсальные учебные действия (познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные УУД), которые представлены в учебно-методических комплексах издательств. Настоящее время важное значение приобретают мотивационный и рефлексивный модули урока. Необходимо стремиться к совместному с обучающимися формулированию познавательной проблемы урока, планированию деятельности по ее решению, определению источников информации для изучения вопросов. Рефлексия является значимым этапом современного урока. Задания, ориентирующие на самоанализ, анализ результатов познавательной деятельности обязательно должны присутствовать в системе работы учителя

При проектировании урока педагогу важно найти баланс между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса.

Руководителям образовательных организаций, руководителям методических объединений:

- обратить внимание, что преподавание истории осуществляется в соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурным стандартом;

- организовать переход школ на линейную модель изучения истории в 8 классах;

- обеспечить повышение квалификации учителей истории в связи с переходом на линейную структуру исторического образования;

- в случае нехватки количества учебников по всеобщей истории в 7-х и 8-х классах разрешить изменить порядок прохождения курсов всеобщей истории и истории России в 8 классе: отразить в календарно-тематическом планировании на уч.год.

2. Учителям истории:

- скорректировать рабочую программу при переходе на новую структуру изучения истории в 8 классе; в связи с отсутствием в перечне новых учебников по курсам всеобщей истории и возможной нехваткой экземпляров учебников на две параллели («Новая история» для 7-8 классов) предусмотреть прохождение курса всеобщей истории 8 класса во второй четверти 2017-2018 уч.г.

- руководствоваться при преподавании истории требованиями Примерной основной образовательной программы основного общего образования;

- при выборе УМК по истории России обращать внимание на полноту комплекта, представленного издательством;

- при отборе содержания учитывать характеристики, заложенные во ФГОС ООО, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, Примерной основной образовательной программой основного общего образования: многофакторный подход к содержанию истории; многоуровневое представление истории (история государства, региональный и локальный компоненты);

- при организации обучения опираться на системно-деятельностный подход, использовать активные методы обучения и интерактивные образовательные технологии, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, дебатов и т.д.; совмещать различные алгоритмы усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы, что обеспечит тесную взаимосвязь разнообразных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения истории; активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, в том числе учебно-исследовательские проекты для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

- ориентировать учащихся на осуществление проектной деятельности, в том числе на межпредметной основе, на активное участие во внеурочной деятельности по предмету.

Исп. Т.П. Андреевская,

К.п.н., доцент кафедры социального образования СПб АППО

Наши рекомендации