Реализация комплекса мер, направленных на улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров
Значимым инструментом сохранения в стране молодых исследователей является создание под руководством ведущих ученых конкурентоспособных лабораторий мирового уровня, проводящих прорывные научные исследования и осуществляющих подготовку высококвалифицированных научных кадров.
На решение этой задачи направлены гранты Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220). В рамках данного мероприятия - так называемой программы "мегагрантов" - ведется подготовка высококвалифицированных кадров для проведения научных исследований в вузах и научных организациях, а также для ведения педагогической деятельности.
Объем средств федерального бюджета с 2010 по 2020 годы - 28,7 млрд. рублей.
С 2010 года проведено 5 конкурсных отборов, на базе 79 российских вузов и научных организаций уже создано 160 лабораторий по 27 областям наук, 40 лабораторий начнут свою деятельность в 2017 году.
В лабораториях уже сегодня занято более 5 тыс. сотрудников, студентов и аспирантов, при этом молодые ученые и специалисты в возрасте до 35 лет составляют 58% общего количества сотрудников лабораторий (студентов - более 700, аспирантов - более 800). Некоторые лаборатории состоят преимущественно из молодых сотрудников.
В 2017 году Минобрнауки России планирует провести 6-й конкурс и отобрать около 30 проектов по созданию лабораторий мирового уровня.
В целях государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук в 2016 году выделено 800 грантов для молодых кандидатов наук, 120 грантов для молодых докторов наук по 10 областям знаний. Общий объем финансирования составляет 600 млн. рублей в год. Эта форма адресной поддержки молодых перспективных исследователей остается востребованным и признанным инструментом обеспечения выявления и поддержки талантливой молодежи, повышения привлекательности научной деятельности, создания условий для профессионального роста и проведения самостоятельных исследований.
Для усиления государственной поддержки талантливой молодежи в 2016 году выделено 1000 стипендий Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Общий объем финансирования стипендий в 2016 году составляет 273,6 млн. рублей (в размере 22,8 тыс. рублей каждая).
Стипендиальное обеспечение, социальная поддержка студентов и обеспеченность общежитием
Размер стипендиального фонда определяется с учетом общего числа обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 1390.
В соответствии с установленными нормативами в 2016 - 2017 учебном году обучающимся по образовательным программам высшего образования выплачивались:
государственная академическая стипендия студентам (минимальный размер 1484 рубля в месяц);
государственная социальная стипендия студентам (минимальный размер 2227 рублей в месяц);
государственные стипендии аспирантам, обучающимся по программам подготовки научно-педагогических кадров по техническим и естественным направлениям подготовки (минимальный размер 7012 рублей в месяц);
государственные стипендии аспирантам, обучающимся по иным программам подготовки научно-педагогических кадров, а также обучающимся по программам ассистентуры-стажировки (минимальный размер 2921 рубль в месяц);
государственные стипендии обучающимся по программам ординатуры (минимальный размер 7441 рубль в месяц).
В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" предусмотрена индексация стипендиального фонда с 1 сентября 2017 г. на 5,9%, с 1 сентября 2018 г. - 4,8%, с 1 сентября 2019 г. - 4,5%.
В целях совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных вузах издан Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 312-ФЭ "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающий повышение адресности материальной поддержки категории социально незащищенных студентов, расширение количества получателей средств на оказание материальной поддержки (вузы могут поддерживать не только нуждающихся студентов, но и иные категории обучающихся - аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров).
Для студентов, проявивших выдающиеся способности, успехи в учебе и научных исследованиях также предусмотрена особая система поощрений: стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации.
СКС Профсоюза совместно с Минобрнауки России, при участии Тульского государственного университета проводит мониторинг формирования и выплаты стипендиальных фондов в вузах России. Участие в работе федеральной школы-семинара «Стипком» и окружных «Стипкомов» (проводятся во всех федеральных округах) студентов и специалистов финансовых служб образовательных организаций высшего образования позволило существенно сократить количество нарушений в сфере стипендиального обеспечения обучающихся.
СКС Профсоюза совместно с Минобрнауки России в 2017 году провели Всероссийский конкурс на лучшее студенческое общежитие. Конкурс проходил традиционно в 2 этапа: заочного (отборочный этап) и очного (финал), который был организован Санкт-Петербургским политехническим университетом им. Петра Великого в апреле 2017 года. Лауреатами третьей степени стали сразу две образовательные организации: Челябинский государственный университет и Югорский государственный университет.
Лауреатом второй степени стал Сибирский федеральный университет.
Лауреатом первой степени, а также абсолютным победителем Всероссийского смотра-конкурса на лучшее студенческое общежитие 2017 года стал Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге.
Мероприятие вызывает интерес у образовательных организаций высшего образования, но, к сожалению, вузы находятся в сложном положении, в связи с дефицитом мест в общежитиях, необходимостью принятия дополнительных мер по их оснащению и строительству новых корпусов. На ранее действовавшую федеральную программу по строительству и реконструкции общежитий высших учебных заведений в целях восполнения имеющегося дефицита мест в общежитиях, которая появилась по результатам конкурса на лучшее студенческое общежитие, проводившегося по инициативе Профсоюза, не выделяется дополнительных бюджетных ассигнований в федеральном бюджете.
С целью увеличения доступности получения высшего образования частью 3 статьи 104 Закона об образовании предусмотрена государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. В рамках действия Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1026, заключены соглашения с банками Публичное акционерное общество «Сбербанк» и Акционерное общество коммерческий банк «Росинтербанк». Информационное сотрудничество в области предоставления государственной поддержки осуществляется на основании соглашения, заключенного между Министерством, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и банком. В 2016 году заключено 175 трехсторонних соглашений об информационном сотрудничестве; выдано 5283 образовательных кредита на сумму порядка 74,5 млн. рублей. В целях расширения практики предоставления образовательных кредитов, Минобрнауки России проводит работу по внесению изменений в Правила, предусматривающие уменьшение объемов документооборота между Минобрнауки России и банками, конкретизирующие нормы, ранее имевшие неоднозначные трактовки.
Основные задачи, направленные на совершенствование и развитие высшего образования
Завершение работы по приведению ФГОС высшего образования в соответствие с требованиями профессиональных стандартов и разработка примерных программ.
Нормативное оформление механизма и развитие кадрового резерва для замещения должностей руководителей вузов.
Повышение эффективности механизма целевого обучения в интересах ключевых работодателей, включая совершенствование нормативной базы.
Дальнейшая поддержка программ повышения международной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди мировых научно-образовательных центров.
Развитие условий для обеспечения доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Совершенствование нормативно-методического обеспечения подготовки кадров высшей квалификации.
Реализация двух федеральных приоритетных проектов в сфере высшего образования.
2. О взаимодействии Общероссийского Профсоюза образования и Минобрнауки России в рамках Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, заключенного на 2015-2017 годы
В 2017 году истекает срок действия Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Отраслевое соглашение). Система мероприятий и рабочих встреч, проводимых совместно Общероссийским Профсоюзом образования и Минобрнауки России в рамках реализации Отраслевого соглашения в большей степени направлена на защиту прав и интересов работников образовательных организаций высшего образования.
На содержание норм Отраслевого соглашения и деятельность Общероссийского Профсоюза образования по его выполнению, существенным образом влияют основные тенденции развития системы вузовского образования в России и необходимость снижения негативных последствий, которые возникают в процессе реформирования сферы образования.
Активное участие в работе по реализации Отраслевого соглашения принимает Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов Общероссийского Профсоюза образования (далее - КСП Профсоюза). Члены КСП Профсоюза участвуют в работе Отраслевой комиссии, на собраниях КСП Профсоюза, заседаниях Президиума КСП Профсоюза, региональных и всероссийских семинарах-совещаниях председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов, обсуждают основные проблемы модернизации высшего образования на современном этапе.
На протяжении последних трех лет, как для работников, так и для руководителей образовательных организаций высшего образования, основными являются вопросы оплаты труда и переход на «эффективный контракт».
В рамках плана по выполнению Отраслевого соглашения ведется системная работа по мониторингу уровня и структуры заработной платы работников образовательных организаций высшего образования.
Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) в 2013 году составляла 40,4 тыс. руб. и по сравнению с 2012 годом выросла почти на 30%. В 2014 году началось замедление темпов прироста средней заработной платы ППС:
- в 2014 году среднемесячная заработная плата ППС образовательных организаций высшего образования выросла до 47,2 тыс. рублей (прирост – 16,7% к аналогичному периоду 2015 года).
- в 2015 году среднемесячная заработная плата ППС образовательных организаций высшего образования выросла до 50,7 тыс. рублей (прирост уже всего 7,4% к аналогичному периоду 2014 года).
- в 2016 году по отношению к 2015 году прирост составил около 9%, а среднемесячная заработная плата ППС по итогам года составила 55 тыс. рублей.
Процесс увеличения среднемесячной заработной платы работников вузов сопряжен с оптимизацией штатного расписания, снижением численности работников и появлением в вузах системы краткосрочных контрактов (трудовой договор с работников из числа профессорско-преподавательского состава заключается на 1-2 года).
За последний год резко возросло число работников из числа ППС, трудовой договор с которыми заключается на срок 1 -2 года. Сокращение срока трудового договора приводит к нестабильности положения преподавателей в вузах, они вынуждены ежегодно, в лучшем случае, один раз в два года проходить процедуру конкурсного отбора. Заключение краткосрочных трудовых договоров приводит к дополнительной, и чаще всего неоправданной нагрузке на преподавателя, в том числе и к психологическому выгоранию, т.к. преподаватель постоянно находится под страхом потерять свое место работы.
Появление краткосрочных трудовых договоров в вузах связано с введением в сферу образования новых финансовых и организационно-управленческих механизмов (отказ от сметного финансирования и переход на выделение средств на выполнение государственного заказа), при которых на объем финансовых средств, выделяемых для организации образовательного процесса, в первую очередь, влияет численность обучающихся. Тенденция, связанная с уменьшением численности студентов образовательных организаций высшего образования, а значит и с уменьшением численности ППС, по-видимому, сохранится (доля студентов вузов в 2016 году составила 64% по отношению к уровню 2013 года). Своего дна показатель численности студентов вузов достигнет уже в 2019 году под влиянием демографических и социально-экономических факторов, а локального максимума численности студентов вузов стоит ожидать только к 2029 году, что потребует соответствующего расширения вузовской сети. Важно отметить, что наиболее значительное сокращение численности студентов произошло в частных вузах (на 28,4% от уровня 2015 года).
Штатная численность профессорско-преподавательского состава продолжает сокращаться. За последние 7 лет данный показатель упал на 1/3 (самое глубокое падение пришлось на 2013-2014 годы).
Согласно данным социологического опроса Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации в 2013 году 18,4% преподавателей вузов хотели бы сменить работу, однако в 2017 году этот показатель увеличился в 1,2 раза. Если в период вступления в реформирование системы вузов в 2013 году каждый десятый преподаватель российского вуза был моложе 30 лет, то к 2017 году уже только каждый шестой относился к категории «молодых» преподавателей.
Общероссийский Профсоюз образования еще в конце 2013 года обратил внимание на проблему заключения с ППС краткосрочных трудовых договоров. Для ППС в рамках российского трудового законодательства в настоящее время сохраняется возможность заключения с данной категорией работников срочных трудовых договоров на срок до 5 лет. Решение этой проблемы предлагается в пункте 4.4 Отраслевого соглашения:
«Минобрнауки России и Профсоюз рекомендуют предусматривать в коллективных договорах образовательных организаций высшего образования конкретные сроки трудового договора, заключаемого с научно-педагогическим работником, избранным по конкурсу на замещение должности научно-педагогического работника, в случае, если трудовой договор с ним не может быть заключен на неопределенный срок.
В случае если научно-педагогический работник успешно прошел конкурс, но в последующем стороны не смогли договориться о приемлемом конкретном сроке трудового договора, трудовой договор с таким лицом заключается на неопределенный срок».
Несмотря на снижение численности студентов и профессорско-преподавательского состава вузов, уменьшение числа вузов, вопрос об эффективности действующих в системе вузовского образования финансовых и организационно-управленческих механизмов остается актуальным в условиях жестких бюджетных ограничений последних лет.
При этом объем финансирования в расчете на одного студента растет. В 2015 году он составил 201,1 тыс. рублей по государственным вузам (на 20,5 тыс. руб. больше, чем в 2013 году) и 245,7 тыс. рублей для негосударственных вузов (на 31,5 тыс. руб. больше относительно уровня 2013 года). В 2017 году в федеральном бюджете расходы на финансирование государственного задания вузов выросли на 14,6 млрд. рублей или на 5,7%. Средства будут направлены на повышение оплаты труда преподавателей, продолжение реализации программ развития студенческих объединений, программ развития университетов, приобретение лабораторного оборудования и другие цели.
Для выполнения целевых показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации в 4 квартале 2017 года необходимо обеспечить средний уровень заработной платы ППС в размере не менее чем180% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) (далее -средней по экономике), а с 1 января 2018 года заработная плата ППС должна составлять 200% от средней по экономике.
По мнению Министра образования Российской Федерации О.Ю. Васильевой: «Преподаватель должен иметь достойную заработную плату, в том числе должен быть максимально задействован в работе учреждения, а не искать дополнительную работу за пределами вуза, зачастую снижая качество результатов своего труда». Принято решение, что вузы будут поддержаны дополнительным финансированием со стороны Минобрнауки России. Планируется довести дополнительные средства на эти цели до вузов не позднее 25 сентября.
За период с 2015 по 2016 год общее число образовательных организаций высшего образования сократилось на 8,8% (на 79 единиц). Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 5,3% (на 28 единиц), а количество действующих частных образовательных организаций высшего образования — на 13,9% (на 51 единицу).
В 2016 году Минобрнауки России провело работу по оценке уровня качество финансового менеджмента подведомственных образовательных организаций высшего образования и планирует продолжить ее в 2017 году. Средства на развитие вузов в приоритетном порядке будут получать те руководители вузов, кто умеет эффективнее ими управлять, обеспечивая финансовую стабильность и достижение стратегических показателей. Кроме того, на дополнительное финансирование могут претендовать вузы, наиболее открытые в своих подходах к планированию финансовой деятельности, и в этом вопросе немаловажную роль играет конструктивное социальное партнерство между руководством вуза и профсоюзной организацией на уровне вуза.
2.1. О проекте Примерного положения об оплате труда работников образовательных организаций высшего образования
Вопросы, связанные с формированием систем оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях, подведомственных Минобрнауки России, регулируются целой системой документов федерального уровня, среди которых особое значение имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583. Это Постановление с различными изменениями и дополнениями действует уже на протяжении 9 лет с момента введения новой системы оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях (далее – НСОТ). В соответствии с данным Постановлением система оплаты труда в вузе устанавливается самостоятельно, регулируется коллективным договором или локальными нормативными актами. Для создания локальной системы оплаты труда в вузе можно использовать Примерные положения любой отрасли. При этом положение по отрасли «Образование» было отменено в 2010 году. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 сентября 2008г. № 272 "Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование"").Данное положение носило исключительно «рамочный» характер, и в период перехода на НСОТ вузы могли пользоваться примерным положением по оплате труда, разработанным Минздравсоцразвития РФ для работников вузов системы здравоохранения, с рекомендованными к применению конкретными цифрами должностных окладов по всем уровням основных профессионально-квалификационных групп категорий работников, встречающихся в образовательных организациях высшего образования.
Отсутствие государственных гарантий по размерам должностных окладов и структуре заработной платы для всех категорий работников в федеральных государственных бюджетных учреждениях высшего образования с момента введения новой системы оплаты труда привели к тому, что за девять лет вузы, сформировав различные подходы к увеличению объемов и источников финансирования уставной деятельности, имеют различную систему оплаты труда, уровни должностных окладов и итоговые размеры заработной платы работников. При этом заработная плата имеет разный уровень и структуру даже в вузах одного субъекта Российской Федерации. Сложившаяся ситуация по вопросам оплаты труда в системе образования привела к необходимости разработать и утвердить на уровне Минобрнауки России новое примерное положение об оплате труда.
С целью совершенствования нормативного обеспечения и методического сопровождения вопросов, связанных с формированием системы оплаты труда, а также в рамках исполнения перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации № ДМ-П8-5237 по итогам форума «Развитие высшего образования» от 26 августа 2016 года, Департамент стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России в сентябре 2016 года подготовил проект приказа «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование»» (далее – «Примерное положение»).
Представители Минобрнауки России провели первое обсуждение проекта Примерного положения на Всероссийском совещании с председателями первичных профсоюзных организаций работников вузов в начале октября 2016 года. Обсуждение проекта Примерного положения далее проходило на совещаниях по федеральным округам с представителями финансовых служб и руководителями вузов Сибирского федерального округа (г. Томск; г. Красноярск), Центрального федерального округа (г. Москва), Приволжского федерального округа (г. Казань) и Дальневосточного федерального округа (г. Владивосток) на базе ведущих вузов этих регионов.
В Центральном федеральном округе обсуждение вопроса о совершенствовании системы оплаты труда работников образовательных организаций высшего образования проходило с участием заместителей Председателя Общероссийского Профсоюза образования, Татьяны Викторовны Куприяновой, Вадима Николаевича Дудина, специалистов профильных отделов аппарата Профсоюза. Представители Профсоюза при обсуждении проекта Примерного положения на совещании вузов Центрального федерального округа настаивали на том, чтобы в структуре данного документа были определены конкретные гарантии достойного уровня оплаты труда в части размеров должностных окладов и структуры заработной платы для всех должностей работников из числа профессорско-преподавательского состава.
Диалог между Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования по вопросу оплаты труда, в том числе по вопросу установления государственных гарантий по размерам должностных окладов в рамках Примерного положения, продолжился на заседании рабочей группы, в состав которой вошли представители Министерства образования и науки Российской Федерации и представители Общероссийского Профсоюза образования. В процессе обсуждения проекта Примерного положения возникли определенные разногласия между Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования, которые были вынесены для обсуждения на заседание рабочей группы по обеспечению совершенствования организационной структуры образовательных организаций высшего образования и повышения эффективности оплаты труда работников образовательных организаций высшего образования. Эта рабочая группа была сформирована в 2017 году из числа руководителей финансовых служб и профильных проректоров по финансово-экономическим вопросам для обсуждения и разработки основных документов Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам совершенствования организационной структуры образовательных организаций высшего образования и повышения эффективности оплаты труда работников вузов. Деятельность рабочей группы курирует Департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки России. На протяжении двух заседаний рабочей группы, при участии представителей Профсоюза, шло обсуждение редакции проекта Примерного положения. В настоящий момент проект Примерного положения принял вид «рамочного» документа, из которого исключены какие-либо конкретные значения и методика установления размеров должностных окладов для должностей ППС. Общероссийский Профсоюз образования был вынужден согласиться с таким решение, чтобы не допустить ухудшения уровня оплаты труда работников из числа ППС и дополнительного сокращения штатной численности работников в вузах, подведомственных Минобрнауки России. Все основные рекомендации по установлению размеров должностных окладов и по структуре заработной платы вынесены в проект Методических рекомендаций по применению Примерного положения, которые будут сопровождать введение в действие Примерного положения.
Договоренности, достигнутые в переговорах между Министерством образования и науки Российской Федерации (основным разработчиком проекта Примерного положения) и Общероссийским Профсоюзом образования по структуре и содержанию проекта Примерного положения, позволят, в случае введения в действие данного документа, сохранить вузам накопленный положительный опыт по системе оплаты труда, который они наработали в рамках своей локальной нормативной базы, а методические рекомендации Минобрнауки России по применению Примерного положения, как предполагается, будут способствовать усилению позиции профкомов первичных профсоюзных организаций в переговорном процессе с руководителями вузов по вопросу повышения размеров должностных окладов работников из числа ППС.
2.2. О переходе на «эффективный контракт» в образовательных организациях высшего образования
Принимая во внимание тот факт, что в отрасли действуют различные модели системы оплаты труда, а также необходимость поэтапного перехода к «эффективному контракту», Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования в 2016 году совместно провели мониторинг по введению системы эффективного контракта в вузах, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.
Так как эффективный контракт (далее – ЭК) затрагивает интересы и трудовые права работников, первичной профсоюзной организации вуза необходимо стремиться к достижению максимально результативного участия в разработке, внедрении, реализации и модернизации систем эффективного контракта в образовательных организациях высшего образования; изучать опыт и передовые практики внедрения систем эффективного контракта.
Члены Президиума КСП Профсоюза на основе анализа и обобщения результатов мониторинга внедрения систем эффективного контракта ведут работу по подготовке методических рекомендаций для первичных профсоюзных организаций по вопросам внедрения системы ЭК в организациях высшего образования. Данная работа ведется с целью оказания правовой и методической помощи первичным профсоюзным организациям работников образовательных организаций высшего образования в вопросах формирования и реализации в вузах систем ЭК, повышения результативности участия профсоюзных организаций в вопросах представления интересов и защиты трудовых прав работников, распространения передовых практик и накопленного опыта по созданию систем ЭК.
При принятии локальных нормативных актов, регулирующих вопросы системы ЭК, выборному органу первичной профсоюзной организации необходимо обращать внимание на то, чтобы локальные нормативные акты, регулирующие систему ЭК, принимались работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или по согласованию с ним, а мероприятия по внедрению систем ЭК должны осуществляться поэтапно по плану.
При формировании показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника необходимо учитывать следующие принципы: объективность, предсказуемость, адекватность трудовому вкладу, своевременность вознаграждения, прозрачность, измеримость. Показатели эффективности должны соответствовать должностным обязанностям работника. Критерии показателей должны быть достижимы на практике.
Изменение трудового договора в связи с переходом на систему ЭК рекомендуется осуществлять по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников в образовательной организации. Таким образом, до заключения дополнительных соглашений к трудовому договору необходимо, чтобы перечень показателей и критериев оценки эффективности были разработаны.
Профкому и председателю первичной профсоюзной организации работников вуза следует добиваться исключения из систем ЭК условий, допускающих потенциальные риски нарушения трудовых прав и профессиональных интересов работников, а именно:
- переход на систему ЭК без внесения соответствующих изменений в трудовые договоры с работниками;
- использование исключительно локальных нормативных актов для реализации системы ЭК;
- внесение в трудовые договоры дополнительных условий расторжения трудового договора или уменьшения его срока по результатам реализации ЭК;
- расширение должностных обязанностей работника или увеличение работы без дополнительной оплаты;
- повышение квалификационных требований к работникам в сравнении с установленными действующими нормативными актами;
- использование в системе ЭК условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством, Отраслевым соглашением и коллективным договором.
В процессе контроля выполнения условий системы ЭК и разрешения спорных ситуаций представители профсоюзной организации должны активно включиться в деятельность рабочих комиссий и групп, а также конфликтных комиссий, созданных в рамках системы ЭК. В процессе участия в работе этих органов профсоюзные представители должны защищать права и интересы членов Профсоюза.
Ключевыми моментами системы ЭК, на которые профкому и председателю первичной профсоюзной организации следует обратить внимание, являются:
- добровольный характер участия работников в системе ЭК: части третья и четвертая статьи 74 ТК не могут применяться в отношении тех работников, которые отказались от участия в системе ЭК и продолжают работать на прежних условиях;
- стимулирующий характер системы ЭК: система ориентирована на поощрение высокой результативности деятельности работников, качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а не на систему штрафов и взысканий.
При правильной постановке вопросов о разумной концепции и эффективных механизмах системы ЭК профком может достичь результатов, которые будут работать как на повышение эффективности деятельности образовательной организации, так и в интересах членов трудового коллектива, членов Профсоюза.