В профессиональном тестировании
Обязанности педагогических работников установлены статьёй 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273) и не содержат участие в профессиональном тестировании (в рамках исследования профессиональных компетенций, апробации новой модели аттестации и т. п.) в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Конкретные же должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями (часть 6 статьи 47 Закона № 273), а основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей педагогических работников, по-прежнему служат квалификационные характеристики (пункт 3 подраздела I раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (с учётом изменений) (далее – раздел ЕКС)). При этом в перечне возможных должностных обязанностей учителей, содержащемся в квалификационной характеристике этой должности, в том числе должности «учитель» (подраздел III раздела ЕКС), также отсутствует обязанность по участию в профессиональном тестировании в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Следовательно, правовые основания для включения данного вида деятельности в прямые должностные обязанности учителей отсутствуют.
Обязательное участие учителей и других педагогических работников в тестировании допускается законодательством Российской Федерации лишь в следующих случаях:
– в ходе проверки знаний и навыков в области охраны труда, так как на основании пункта 10 части 1 статьи 48 Закона № 273 педагогические работники обязаны проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённый постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, не исключает возможность проверки знаний требований охраны труда в форме тестирования;
– в рамках освоения дополнительных профессиональных программ, поскольку частью 5 статьи 12 Закона № 273 установлено, что образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом № 273 не установлено иное, а согласно пункту 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, структура дополнительной профессиональной программы включает, в частности, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.
В части, касающейся тестирования учителей при проведении их аттестации в целях установления квалификационной категории, необходимо иметь в виду, что порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (часть 4 статьи 49 Закона № 273). В связи с этим был издан приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – Порядок аттестации), являющийся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Исчерпывающий перечень оснований для установления педагогическим работникам (включая учителей) первой и высшей квалификационных категорий содержится в пунктах 36 и 37 (с учётом пункта 38) Порядка аттестации и не предполагает какое-либо тестирование.
В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и (или) аттестационные комиссии не вправе устанавливать иные дополнительные правила проведения аттестации (например, обязанность участия в тестировании), а также отказывать в приёме заявления о её проведении и (или) в установлении квалификационной категории, если педагогический работник не предъявил документ об итогах тестирования, так как на основании части 5 статьи 111 Закона № 273 со дня вступления в силу Закона № 273 нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону № 273 или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации (в данном случае – Порядку аттестации). Кроме того, в соответствии с пунктом 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают только квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию[10].
Таким образом, участие в профессиональном тестировании (в рамках исследования профессиональных компетенций, апробации новой модели аттестации и т. п.) в целях оценки квалификации, необходимой для выполнения работы по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, может осуществляться учителями исключительно на добровольных началах и не является в настоящее время основанием для их аттестации в целях установления квалификационной категории.
О конференции по вопросам оценки качества образования, проведенной 4-5 июля 2017 года в г. Сочи Рособрнадзором и образовательным холдингом «Просвещение»
4-5 июля 2017 г. в г.Сочи проходила конференция, которую организовали Рособрнадзор и АО "Просвещение", участие в которой приняли специалисты Общероссийского профсоюза образования.
Ключевые вопросы межрегиональной конференции:
- результаты национальных исследований качества образования;
- опыт и перспективы организации и проведения всероссийских проверочных работ;
- о проведении всероссийского исследования качества дошкольного образования;
- разработка и апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики в рамках создания новой модели аттестации учителей и другое.
В работе конференции приняла участие Министр образования и науки РФ Васильева Ольга Юрьевна , которая отметила, что экзамены в форме ЕГЭ в 2017 г. прошли максимально объективно; что Минобрнауки России с большим вниманием относится к тому, что происходит в 9 классах, потому что здесь были проблемы с объективностью.
Всероссийские проверочные работы – это очень широкомасштабный проект, который начал реализовываться в прошлом году и представляет собой, не что иное, как контрольные работы, которые пишут школьники, как это было в старые добрые времена, по окончании каждого класса. Но, если раньше задания были разработаны в самой школе, то сегодня это было разработано ФИПИ на основе ФГОС… И тематика таких проверочных работ, и классы (наименования классов) в следующем году будут увеличиваться. Нам, потихонечку, всё-таки, надо возвращаться к тем проверочным работам, которые мы имели когда-то, которые не вызывали такого страха у детей и родителей».
«Мы должны стимулировать развитие образование, а не гасить его… Самое главное, принимая управленческие решения, всё-таки, четко должны осознавать, что мы должны, прежде всего, на основании ВПР, не заниматься жёсткой дрессурой, а помогать изо всех сил тем школам, которые оказались слабее, которые показали более слабый результат».
О повышении квалификации учителей: «Надо заниматься разработкой актуальных программ повышения квалификации. Все проверочные работы – это не для оценки и дальнейшего принятия решений, а для того, чтоб мы поняли, кому как помочь, по какой траектории каждому из педагогов стоит повысить свою квалификацию».
«… Мы слишком долго об этом не говорили и слишком много сделали для того, чтоб разрушить нашу систему методической помощи снизу доверху».
- «По результатам проверок должны быть сделаны: рекомендации по развитию соответствующих школ (привлечь хорошего директора, хороших педагогов, которые демонстрируют хороший результат и могут, как наставники, показать школе примеры из своей практики): надо вернуться к наставничеству, к помощи и передаче опыта друг другу, для того, чтоб мы совершенствовали наши образовательные программы».
- «Все ВПР должны быть использованы и в оценках институтами повышения квалификации прежде всего и методическими региональными службами во второй очереди».
Нам нужны качественные институты повышения квалификации в каждом регионе. Нам нужны методические кабинеты…»
С разрушением системы методического объединения (методических кабинетов) у нас очень резко поползли результаты и оценочная деятельность. Когда мы перестали заниматься наставничеством, перестали передавать друг другу, и молодым в том числе, то, что умеем сами, результат не заставил себя ждать… Нужно подумать о моделях таких методических кабинетов (методических служб)».
- «Нам нужно, всем вместе здесь сидящим, всё-таки реально подумать, как нам вывести наше обучение, наше образование на качественно новый уровень».
Во второй день конференции проходили три круглых стола. Эксперты аппарата Профсоюза были на обсуждении «Модели уровневой оценки компетенций учителей и ее апробации в 2017 году». Модель представляла С.А. Писарева, директор института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Предполагается, что уровень компетентности учителя будет определяться по оценке трех компетенций: 1) когнитивной компетенции; 2) функциональной компетенции; 3) личностной компетенции.
Из первой будут оцениваться знания; из второй – умения эти знания применять; из третьей – личностное отношение.
Основными содержательными ориентирами в разработке диагностического инструментария являются ФГОС (содержание предмета и требования к образовательным результатам) и профессиональный стандарт (построение и реализация образовательного процесса, проектирование и реализация образовательной программы). Т.е. будут оцениваться: владение предметом и методика преподавания предмета.
Уровни появляются именно на этапе решения задач диагностической работы, а именно, предполагается, что на уровне I – способности учителя будут характеризоваться умением решать профессиональные задачи с конкретно определенным условием (без учета вариативности контекстов); на уровне II – учитель способен решать профессиональные задачи в измененной ситуации, отражающей различные контексты (условия); на уровне III – учитель способен решать профессиональные задачи в измененных условиях.
Апробация модели уровневой оценки будет проходить в 13 регионах РФ, всего более 4000 учителей. Апробация в 2017 году будет проведена по 2 предметам: среди учителей русского языка и учителей математики.
В рамках оценочных процедур учителя должны будут: 1) написать диагностическую работу; 2) провести урок по своему предмету (30 минут). Кроме этого будет опросник для выявления личностных отношений (не менее 15 вопросов).
Диагностическая работа будет стоять из трех блоков: 1) тестирование (минимум 10 заданий, за 2 часа); 2) решение методических задач (минимум 3 задачи с развернутым ответом, за 2 часа); 3) решение профессиональной задачи (одна задача по выбору учителя, за 1-5 дней). Диагностика учителей будет организована в каком-либо региональном ППЭ. Получается, что каждому учителю будет отведено не менее 4 часов для выполнения диагностической работы и в течение последующих 4 дней, после размышлений (и даже консультаций, ведь никто проверять не будет), нужно будет дополнительно заполнить ответ на профессиональную задачу.
Проведение урока может быть представлено в двух форматах: 1) онлайн трансляция урока; 2) видеозапись урока. В текущем году в рамках апробации избрана онлайн трансляция урока. Её будет обеспечивать компания ABBYY. При этом принято решение, что не все 4000 педагогов будут проводить уроки, а только не более 30-36. Кто конкретно будет проводить уроки, будут определять регионы. Представленные образцы заданий вызвали волну вопросов.
О позиции ЦС Профсоюза по вопросу подготовки предложений по совершенствованию оплаты труда молодых учителей в рамках созданий национальной системы учительского роста в целях уменьшения разрыва между уровнем доходов молодых специалистов и уровнем доходов специалистов, имеющих стаж педагогической работы в соответствии с поручением Президента Российской Федерации