О формировании национальной системы учительского роста
(далее – НСУР)
В целях реализации поручения Президента Российской Федерации о формировании НСУР[4] Минобрнауки России утвердило план мероприятий («дорожную карту») по формированию и введению НСУР (приказ от 26 июля 2017 г. № 703) (далее – «дорожная карта») (прилагается). В состав Межведомственной комиссии по формированию и введению НСУР (далее – МК по НСУР) включены представители Общероссийского Профсоюза образования[5].
Как следует из «дорожной карты», Минобрнауки России предполагает осуществить следующие меры, связанные с изменением законодательства Российской Федерации:
1) до мая 2018 г. – подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников […][6] (далее – номенклатура должностей) в части дополнения её должностями, основанными на должности «учитель»;
2) в январе – декабре 2019 г. – подготовить законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[7] (далее – Закон № 273) в части установления новой формы аттестации на основе единых федеральных оценочных материалов (далее – ЕФОМ), определения порядка их разработки и формирования информационной системы по проведению аттестации на основе ЕФОМ.
В первом случае конкретные наименования возможных новых должностей в «дорожной карте» не обозначены. Но в пояснительной записке к модели НСУР (далее – проект), подготовленной рабочей группой Педагогической Ассоциации «Педагог XXI века», речь идёт о предполагаемом установлении должностей «старший учитель» («учитель-методист») и «ведущий учитель» («учитель-наставник»). Проект проходит общественное обсуждение, участие в котором можно принять до 20 августа 2017 г. на сайте http://стандартпедагога.рф/ в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».
Необходимо иметь в виду, что практическая реализация «дорожной карты» и проекта потребует внесения изменений не только в номенклатуру должностей, но и в нормативные правовые акты Минтруда России и Минобрнауки России, устанавливающие квалификационные требования к педагогическим работникам, продолжительность их рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), особенности режима их рабочего времени и времени отдыха и т. д. Учитывая же, что в 2017 / 2018 учебном году внесение изменений в данные нормативные правовые акты не планируется, то включение в штатное расписание образовательных организаций должностей «старший учитель» («учитель-методист») и «ведущий учитель» («учитель-наставник») в этот период невозможно.
Справка. По вопросам, связанным с применением профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (с учётом изменений, внесённых приказами Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н и от 5 августа 2016 г. № 422н), Общероссийский Профсоюз образования рекомендует по-прежнему руководствоваться разъяснениями «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов» (Куприянова Т.В., письмо Общероссийского Профсоюза образования от 10 марта 2017 г. № 122), а также информацией, представленной в Публичном отчёте Центрального Совета Профсоюза (2017 г.; раздел «Участие ЦС Профсоюза в обсуждении итогов апробации и проблем применения профессиональных стандартов в сфере образования», с. 22–29).
В свою очередь, внесение каких-либо изменений в Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённый приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276, в 2017 / 2018 учебном году также не предполагается и в настоящее время фактически планируется Минобрнауки России не ранее 2019 года (то есть лишь после внесения изменений в Закон № 273).
Между тем, «дорожной картой» предусмотрена апробация в 2017–2019 гг. новой модели аттестации учителей посредством ЕФОМ. В связи с этим Общероссийский Профсоюз образования обращает внимание на следующее:
– апробация будет проходить не во всех субъектах Российской Федерации, а только в тех, которые будут включены в список, утверждённый протоколом МК по НСУР в сентябре 2017 г.;
– в 2017 / 2018 учебном году принять участие в данной апробации в пилотных субъектах Российской Федерации смогут только учителя русского языка и литературы, а также математики, а впоследствии (по мере подготовки соответствующих ЕФОМ и кодификаторов к ним) – также и другие учителя;
– участие учителей в апробации новой модели аттестации посредством ЕФОМ носит сугубо добровольный характер (см. раздел «К вопросу о правовых основаниях участия учителей в профессиональном тестировании»);
– учёт аттестационными комиссиями результатов тестирования учителей посредством ЕФОМ при установлении первой и высшей квалификационных категорий (даже если само тестирование состоится в сентябре – декабре 2017 г.) возможен не ранее 1 января 2018 г.[8];
– участие в апробации иных категорий педагогических работников, кроме учителей, не предполагается;
– решение о целесообразности (нецелесообразности) перехода на новую модель аттестации по итогам её апробации будет принято в 2019 году.
В целях последующего квалифицированного подведения итогов данного эксперимента в рамках МК по НСУР специалистам аппаратов соответствующих региональных (межрегиональных) организаций Общероссийского Профсоюза образования рекомендуется принять непосредственное участие в мероприятиях по апробации новой модели аттестации в качестве независимых общественных наблюдателей и обеспечить соблюдение следующих принципов:
– добровольности участия учителей в тестировании посредством ЕФОМ;
– конфиденциальности информации о количестве баллов по итогам тестирования учителей на основе ЕФОМ для их работодателей;
– добровольности предъявления учителями сертификатов о результатах тестирования посредством ЕФОМ в аттестационные комиссии (с правом вообще не предъявлять их и без каких-либо ограничений проходить аттестацию в традиционной форме[9]);
- учёта сертификатов о рекомендуемых программах повышения квалификации (по итогам тестирования на основе ЕФОМ) при реализации права учителей на дополнительное профессиональное образование.