К вопросу об актуализации отдельных положений профессиональных стандартов
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» федеральным государственным органам, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям рекомендовано направлять предложения по актуализации профессиональных стандартов в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации их рассмотрения в установленном порядке в Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
В целях недопущения нарушения трудовых прав педагогических работников Общероссийским Профсоюзом образования совместно с соответствующими подразделениями Минобрнауки России проводится работа, направленная на подготовку предложений по актуализации принятых Минтрудом России для сферы образования профессиональных стандартов в части:
- исключения из текстов приказов Минтруда России положений о необходимости применении профессиональных стандартов при формировании кадровой политики, в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда, поскольку раздел III постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов", содержащий данные положения, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 г. № 406 признан утратившим силу;
- совершенствования Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
О предложениях по совершенствованию профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
В рамках участия в рабочей группе приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в июле 2017 года Общероссийский Профсоюз образования вновь выступил с предложением о внесении актуальных изменений в приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее соответственно – приказ, профессиональный стандарт).
В настоящее время совместно с Минобрнауки России и Минтрудом России прорабатывается вопрос о внесении следующих основных изменений:
1) признание утратившим силу пункта 2 приказа, согласно которому профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда;
2) упрощение требований профессионального стандарта к образованию и обучению.
В первом случае основанием для внесения изменений в приказ является приведение его в соответствие с действующими нормами трудового законодательства[1], согласно которым профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями лишь в части требований к квалификации.
Во втором случае необходимость внесения изменений обусловлена результатом анализа правоприменительной практики, свидетельствующим о следующих явлениях:
– отсутствие единообразия толкования действующих требований к образованию и обучению и формальное несоответствие им подавляющего большинства соответствующих педагогических работников[2];
– принуждение педагогических работников к освоению дополнительных профессиональных программ, фактически предусмотренному положениями профессионального стандарта (помимо профессиональной переподготовки), за счёт их собственных средств[3].
С учётом изложенного Общероссийский Профсоюз образования предлагает изложить пункты 3.1, 3.2 и 3.3 раздела «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта в следующей редакции:
«Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»;
либо высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
По итогам заседания рабочей группы Минобрнауки России планирует подготовить письмо в Минтруд России для внесения изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
Кроме обозначенных выше изменений в профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» Профсоюз предлагает также исключить из раздела «Особые условия допуска к работе» противоречащие законодательству требования о прохождении (т.е. до заключения трудового договора) аттестации на соответствие занимаемой должности.
При этом важно учитывать, что в настоящее время Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный в соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276, не предусматривает проведение аттестации на соответствие занимаемой должности при поступлении на работу.
Более того, в соответствии с пунктом 22 указанного Порядка аттестации такому виду аттестации подлежат педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности не менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация.
Кроме того, предлагаем дополнить раздел «Особые условия допуска к работе» в отношении тех лиц, которые привлекаются к работе с несовершеннолетними в другой местности в качестве руководителей длительных походов, экспедиций, экскурсий, путешествий, плавательной практики обучающихся, требованиями о прохождении специальной подготовки в данной области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Об участии Профсоюза в обсуждении проблем развития системы дополнительного образования детей и подготовке предложений
По их преодолению
Общероссийский Профсоюз образования продолжает уделять пристальное внимание вопросам развития и недопущения свертывания системы дополнительного образования детей.
Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития и образования подрастающего поколения граждан Российской Федерации в целом, а персонализация дополнительного образования детей определяется как ведущее направление развития образования в XXI веке.
За последние годы в системе дополнительного образования детей Российской Федерации произошли серьёзные изменения. Отправной точкой стал Указ от 7 мая 2012 года № 559 Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в рамках которого была поставлена цель к 2020 году обеспечить в Российской Федерации охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 к 2018 году доля школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ на бесплатной основе, должна составить не менее 60 процентов.
Уже в 2014 году в Концепции развития дополнительного образования ставятся более широкие задачи, касающиеся обновления содержания и технологий дополнительного образования детей. Расширяя основные характеристики дополнительного образования детей как особого вида образования, зафиксированные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепция делает акцент на его миссии в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения и необходимости «общественного признания ценностного статуса дополнительного образования» в современном российском обществе.
Принятые федеральные нормативные правовые акты уже сегодня позволяют обеспечить право ребёнка на развитие и личностное самоопределение, расширить возможности его развития. Важность этой задачи обозначена в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей», который нацелен на вовлечение ребят в технические и естественнонаучные программы, выявление одарённости и профориентацию школьников. Предлагается создание в субъектах Российской Федерации технопарков, модельных центров дополнительного образования детей, а на федеральном уровне - общего навигатора программ.
И, безусловно, подписанный Президентом Российской Федерации указ об учреждении проекта «Десятилетие детства» в очередной раз показал преимущественную заботу нашего государства о подрастающем поколении страны.
Самой актуальной проблемой современного общества становится создание необходимых материальных, финансовых, кадровых условий для раскрытия способностей детей независимо от их места жительства и социального положения их родителей.
В целях консолидации усилий педагогических работников, научного сообщества и родительской общественности в разработке и реализации мер для качественного обновления системы дополнительного образования детей, повышения социального статуса педагогических работников при Центральном Совете Общероссийского Профсоюза образования работает Совет по дополнительному образованию детей (председатель Совета – председатель Курской областной организации Профсоюза И.В. Корякина). Члены Совета, представляющие регионы России, отмечают, что обновление системы дополнительного образования детей должно вестись с опорой на лучшие практики, те инновации, которые возникают и реализуются в образовательных организациях на территориальном и региональном уровнях Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» полномочия по организации предоставления дополнительного образования детей отнесены к ведению органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, и выполнение поставленной Правительством Российской Федерации серьезной задачи по развитию системы дополнительного образования детей на практике во многом зависит от возможностей муниципалитетов.
О заседании Совета по дополнительному образованию детей при ЦС Профсоюза, состоявшемся в марте 2017 года в г. Костроме
На заседании Совета по дополнительному образованию детей, прошедшего в марте этого года в Костроме в рамках межрегионального Форума по вопросам дополнительного образования детей и II Всероссийского конкурса программ развития организаций дополнительного образования детей «Арктур», было отмечено, что в настоящее время система дополнительного образования не обеспечивает полный охват детского населения услугами такого образования, особенно это характерно для сельских поселений, небольших городов; в больших городах отмечается повышенный спрос на определенные направления дополнительного образования детей в школы искусств, физкультурно-спортивные секции. Серьёзной проблемой является и то, что в два раза ниже доля занятий по программам дополнительного образования среди детей из семей, где родители не имеют высшего образования, отмечается низкий социально-культурный статус семьи. В настоящее время разрыв в охвате детей программами дополнительного образования между регионами-лидерами и регионами, которые не достигли таких показателей, - в 2,6 раза.
Кроме того, практически во всех субъектах Российской Федерации имеются факты недостаточного финансирования организаций дополнительного образования детей, неудовлетворительное состояние используемых ими зданий и помещений, осуществление образовательной деятельности в отсутствии лицензии с нарушением лицензионных требований и условий, необходимость обновления материально-технической базы и приведения ее в соответствие с нормами СанПиН и современными требованиями.
В некоторых организациях, реализующих программы дополнительного образования детей, выявлены случаи включения в норматив финансирования на одного обучающегося только расходов на коммунальные услуги и заработную плату, а в условиях ненадлежащего финансирования допускается привлечение средств родителей обучающихся для осуществления уставной деятельности под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований.
Недостаточность финансирования приводит зачастую к тому, что администрации организаций, чтобы поддержать образовательный процесс, идут на совершение нарушений: завышение фактического количества обучающихся, в результате чего из бюджета в виде субсидий выделяются излишние денежные средства.
Члены Совета говорили об условиях, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся: в подавляющем большинстве организаций, реализующих программы дополнительного образования детей, необходимые условия не созданы. Не во всех образовательных организациях дополнительного образования детей субъектов Российской Федерации обеспечивается надлежащее оказание медицинской помощи детям, получившим травму во время обучения. В ряде организаций медпункты вообще отсутствуют либо осуществляют деятельность без соответствующих лицензий. Недостаточно внимание уделяется вопросам обеспечения условий для посещения организаций дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (отсутствие пандусов, необходимого оборудования и технических возможностей).
В субъектах Российской Федерации наблюдается разный уровень доступности детей к обучению по программам дополнительного образования. Вместе с тем, согласно данным Росстата численность детей в возрасте от 5 до 18 лет увеличилась с 19,9 млн. человек в 2014 году до 20,9 млн. человек в 2017 году, что потребует увеличения числа ввода новых мест, в том числе путем замещения площадей, требующих капитального ремонта и реконструкции.
Необходимо на федеральном уровне установить основные требования к мониторингу эффективности системы дополнительного образования детей, регулярно проводить мониторинг общественной оценки качества дополнительного образования детей, учитывать в мониторинговой оценке развитие сетевых форм взаимодействия организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.
Важнейшее направление мониторинговой деятельности – это проведение контроля за воспроизводством кадров и повышением квалификации педагогических работников системы дополнительного образования детей, что должно быть неразрывно связано с задачами по повышению социального статуса и материального положения педагога организаций дополнительного образования детей.
В Концепции дополнительного образования детей предусмотрен переход на нормативно-подушевое финансирование в системе дополнительного образования детей. В настоящее время разработана нормативно-правовая база для этого перехода. Но этот процесс не очень простой. На практике возникает много вопросов, которые затрагивают интересы и права обучающихся и педагогических работников, в целом всех участников образовательного процесса. Члены Совета по вопросам дополнительного образования детей при ЦС Профсоюза считают главной задачей при создании новых финансовых механизмов – сохранение многообразия форм и направлений дополнительного образования детей, возможности выполнения различных функций российской системы дополнительного образования детей.
Об участии представителей Общероссийского Профсоюза образования в заседании Комитета Госдумы по образованию и науке в июне 2017 года в г. Владивосток.
На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке, проведенном в июне 2017 года во Владивостоке, по теме «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования» члены Совета предложили рассмотреть возможность внесения изменений в нормативную правовую базу Российской Федерации в части формирования и введения единых подходов к финансированию образования дошкольного, общего и дополнительного, полагая, что этот системный подход к вопросам развития дополнительного образования детей позволит выполнить те задачи, которые поставлены перед системой образования страны в целом.
В 2017 году введён специальный код бюджетной классификации, который позволяет увидеть объём средств, направляемых на развитие системы дополнительного образования детей. До этого средства передавались, как правило, в муниципалитеты через дотацию, и трудно было оценить объём участия государства в поддержке и развитии организаций, реализующих программы дополнительного образования детей. Сегодня уровень финансирования системы дополнительного образования детей сопоставим с уровнем финансирования системы среднего профессионального образования в субъектах Российской Федерации.
На сегодняшний день остаются нерешенными вопросы процедуры разработки и внедрения механизма персонифицированного учёта обучения детей в системе дополнительного образования через введение именных сертификатов.
Эти проблемы обозначили члены Совета, специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования, работая на секциях «круглого стола» во Владивостоке: сертификат должен быть у каждого ребенка в возрасте от 5 до 18 лет и не должен носить заявительный характер, иначе на практике он приобретет характер заявления о зачислении в какое-либо объединение; контроль за количеством детей, охваченных услугами дополнительного образования, должен осуществляться не через внедрение сертификатов, а ограничиться АСУ РСО (автоматизированная система управления региональной системой образования), так как возможности данной системы позволяют более эффективно управлять финансами.
Необходимо четко определить количество часов, которые гарантированно будут финансироваться государством по сертификату. Еще с советского периода в системе дополнительного образования ребёнку дано право заниматься одновременно в нескольких объединениях. Средняя норма часов определяется из расчета 4 часа в группе первого года обучения, 6 часов в группе второго и третьего годов обучения.
Участники «круглого стола» говорили о необходимости разработки четкого механизма контроля исполнения обязательств муниципальных образований при реализации исключительной компетентности по организации дополнительного образования в организациях, реализующих программы дополнительного образования детей; механизма использования сертификата при реализации предпрофессиональных программ.
На практике существует опасность подмены сертификата в дополнительном образовании внеурочной деятельностью в школе, поскольку в общеобразовательном учреждении имеются определенные «рычаги» воздействия для того, чтобы ребенок принес сертификат в школу. Результатом может стать значительное снижение охвата детей, осваивающих общеразвивающие образовательные программы в муниципальных организациях, реализующих программы дополнительного образования.
По мнению экспертов ЦС Профсоюза, в современных условиях развитие школьного дополнительного образования является перспективным и необходимым, особенно это актуально для сельских школ. Значительные преобразования, происходящие в системе образования России, приводят к тому, что общее и дополнительное образование детей становятся взаимодополняющими компонентами единого образовательного процесса. Интеграция общей и дополнительной образовательной системы должна явиться средством реализации вариативного обучения детей, включающего овладение ими универсальными компетенциями, развития творческих способностей и задатков, удовлетворения индивидуальных потребностей, социальной адаптации и становления личности.
На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке рассматривались вопросы о необходимости в рамках сетевого взаимодействия разграничения видов деятельности обучающихся, а также предложения Министерству образования и науки Российской Федерации о внесении поправки в понятийный аппарат ФГОС, разграничив внеурочную деятельность, внеклассную деятельность и внешкольную работу, утверждении порядка организации внеурочной деятельности, в том числе посредством сетевых форм реализации образовательных программ. В действующих нормативных актах эти понятия размыты и во многом пересекаются. Члены Совета отмечали, что основные принципы проведения внеурочной деятельности - это количество часов, реализуемых на каждом уровне общего образования, - заложены в нормативных правовых актах федерального уровня. Внеурочная деятельность должна быть выведена из состава основной общеобразовательной программы и может быть реализована за счет дополнительного образования детей, различных форм воспитательной работы.
На выездном заседаниикомитета Госдумы по образованию и науке была обсуждена возможность предоставления права образовательным организациям, реализующим программы среднего общего образования, засчитывать обучающимся результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ в качестве внеурочной деятельности, что потребует внесения изменений в федеральные законы в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образовательного процесса за счет средств региональных бюджетов, отдельно обозначив обязательства по финансовому обеспечению внеурочной деятельности в соответствии с нормативами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти изменения позволят нормативно и финансово обеспечить комплексное развитие дополнительного образования в интеграции с общим образованием, с решением задачи увеличения охвата детей дополнительным образованием в интеграции с другими уровнями образования.
Очевидно, что программы дополнительного образования детей могут быть стабильными и востребованными только тогда, когда они являются социально значимыми. В современных социально-экономических условиях возрастает потребность в технологическом образовании, связанном с информатикой, технологиями, механикой и другими инженерными специальностями.
Также, наряду с развитием сетевого взаимодействия традиционных участников социальной сферы участники «круглого стола» выездного заседания Комитета Госдумы по образованию и науке отметили рост негосударственного сектора в сфере дополнительного образования, развитие сетевого взаимодействия с промышленными предприятиями. Федеральный закон от 25 ноября 2013г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечил участие негосударственных организаций в реализации программ дополнительного образования детей. Предлагаемые ими программы являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных учреждений.
Это - новые системные ресурсы, которые позволяют говорить о становлении новой системы дополнительного образования в России: центры молодёжного инновационного творчества, «Лига Роботов» и кванториумы, ЦМИТы (центры молодежного инновационного творчества) и «Города мастеров», которые сегодня завоёвывают пространство России, развиваясь в разных субъектах Российской Федерации на принципах частно-государственного партнёрства, на принципах участия негосударственного сектора в реализации этих программ. Помимо задач воспитания и социализации личности развитие инновационных площадок дает возможность реализовать практико-ориентированный компонент системы дополнительного образования детей; обучающиеся в детских технопарках получают возможность научиться работать с информацией, решать реальные производственные задачи, которые стоят перед предприятиями, получать практический опыт деятельности в разных сферах жизни. Это и взаимодействие кванториумов в Калининграде с янтарным заводом, технопарков с "Атомэнергомашем", реальные заказы от ОРКК, Сибур Холдинг, Ростех, ОАК, Intel, КамАЗ и других промышленных объединений. К концу 2017 года более 12 тысяч детей на постоянной основе будут проходить обучение в 50 детских центрах. Целью новых проектов является подготовка будущих инженерных кадров, которая должна начинаться задолго до поступления в высшие учебные заведения.
Те субъекты Российской Федерации, которые сегодня апробируют новые механизмы ресурсного обеспечения, новые модели организации дополнительного образования детей, решают задачи подготовки будущих кадров производственных предприятий, планируют инвестиционное развитие своего региона, тем самым обеспечивают инновационное развитие страны. Таким образом, программы дополнительного образования детей становятся одним из серьезных факторов развития территорий Российской Федерации.
Однако при реализации всех этих проектов на практике встает проблема лицензирования учебных центров, готовых принимать детей и реализовывать программы дополнительного образования, но расположенных на территории промышленных предприятий либо в промышленной зоне. Участники заседания комитета подготовили предложения Правительству Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в нормативные акты, регулирующие работу с детьми старшего школьного возраста.
При выборе программ критериями для большинства родителей становятся прежде всего педагоги и их квалификация, то, что они готовы передать детям, то, каким образом они способны раскрыть талант творчества и способности каждого из детей. Приходится признать, что общеразвивающие дополнительные программы для детей сегодня реализуются в большинстве своем опираются на авторство, на инициативу тех педагогов, которые их реализуют.
2018 год – год 100-летия создания в Российской Федерации системы дополнительного образования детей, история развития которой формировалась из уникальных российских методик лучших педагогов- организаторов внешкольной работы как особого вида образования, позволяющего подрастающему поколению приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве.
В целях повышения статуса педагогических работников дополнительного образования детей при поддержке Общероссийского Профсоюза образования Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об установлении профессионального праздника - Дня работника дополнительного образования», но в настоящее время этот проект не согласован с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Участники заседания «круглого стола» Комитета Госдумы по образованию и науке подготовили предложение Правительству Российской Федерации о принятии решения по данному вопросу в кратчайшие сроки.
Учитывая, что дополнительное образование детей включено в ряд приоритетов государственной образовательной политики и на основании решения Совета по дополнительному образованию детей при Центральном Совете Профсоюза от 28 марта 2017 № 2, руководителям региональных (межрегиональных) профсоюзных организаций целесообразно обратиться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональные Координационные советы Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», в иные институты гражданского общества с целью объединения усилий по подготовке и проведению в 2018 году мероприятий, посвященных 100-летию создания российской системы дополнительного образования детей, популяризации достижений организаций дополнительного образования детей.
Представители организаций дополнительного образования детей из 23 регионов Российской Федерации, члены Совета по дополнительному образованию детей при ЦС Профсоюза, участвуя в работе секций заседания Комитета Госдумы по образованию и науке: «Направления развития дополнительного образования детей», «Финансовое обеспечение дополнительного образования детей», «Мониторинг дополнительного образования детей», «Развитие правового обеспечения дополнительного образования», говорили о том, что на практике сложно решаются вопросы, связанные с правоприменением профессионального стандарта педагога дополнительного образования.
Была озвучена позиция Общероссийского Профсоюза по пересмотру требований к образованию и обучению, содержащихся в разделе «Требования к образованию и обучению» профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Также на выездном заседании комитета ГД РФ по образованию и науке рассматривался вопрос о предоставлении социальных гарантий педагогических работникам системы дополнительного образования детей в части права на досрочную страховую пенсию. По итогам обсуждения было принято решение о подготовке обращения в Правительство Российской Федерации по организации работы по восстановлению права на досрочную страховую пенсию педагогическим работникам организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.