Первый заместитель Министра С.А. Герасимов
Деятельность Общероссийского Профсоюза образования по развитию и укреплению системы негосударственного пенсионного обеспечения работников образования
Общероссийским Профсоюзом образования в целях повышения уровня пенсионного обеспечения работников образования уже не первый год ведется работа по развитию и укреплению системы негосударственного пенсионного обеспечения работников образования с участием негосударственного пенсионного фонда АО НПФ «САФМАР», к которому в 2016 году был в процессе реорганизации присоединен отраслевой пенсионный фонд АО «НПФ «Образование и наука». Работу со стороны НПФ ведет филиал «Образование и наука». Данное направление работы было закреплено в Программе развития Общероссийского Профсоюза образования, решениях Исполкома и Пленумов Профсоюза за этот период; программных документах VII Съезда Общероссийского Профсоюза образования (март 2015 г.).
Фонд в лице филиала «Образование и наука» взаимодействует с Общероссийским Профсоюзом образования. Это выгодно отличает Фонд от других НПФов, так как профсоюзы гарантируют дополнительный общественный контроль за деятельностью Фонда. Фонд старается принимать активное участие в подготовке документов и обсуждении вопросов социальной поддержки учителей и преподавателей, дополнительных социальных гарантий и льгот, пенсионного обслуживания с целью обеспечения социальной защиты работников отрасли и создания основы для долгосрочного обеспечения экономической стабильности государства. Практически, Фонд задуман и является инструментом Общероссийского Профсоюза образования, обеспечивающим влияние Профсоюза на совершенствование пенсионного обеспечения работников отрасли. Эта его роль отражена в решениях последних съездов Профсоюза, Отраслевых соглашениях.
Деятельность по улучшению пенсионного обеспечения ведется по следующим направлениям:
- обязательное пенсионное страхование (работа по формированию и управлению накопительной пенсией);
- негосударственное пенсионное обеспечение (привлечение на добровольных началах денежных средств работников и работодателей для последующей выплаты гражданам негосударственных пенсий).
В условиях постоянно меняющегося законодательства в области пенсионного обеспечения реализация деятельности Профсоюза по данному направлению приобретает особую важность, так как: для сохранения пенсионных прав членами Профсоюза необходимо обеспечить владение ими информацией о текущем состоянии и планируемых изменениях в указанной области, а также формирование и стимулирование развития дополнительных механизмов формирования дополнительной пенсии для членов Профсоюза, с использованием механизмов негосударственного пенсионного обеспечения.
На текущий момент, самым значительным планируемым изменением пенсионной системы является замена накопительной пенсии инвестиционным пенсионным капиталом (ИПК). В связи с этим возникает много вопросов: как пройдет замена, что будет с теми кто не переводил свои пенсионные накопления из ПФР, насколько будет обязательно участие в ИПК. Так, поскольку пока сформирован только проект концепции ИПК, то точных ответов на многие из вопросов пока нет.
Для реализации поставленных задач проводятся следующие мероприятия: обучение по программам Фонда для представителей региональных организаций Профсоюза по вопросам пенсионного обеспечения, заключение соглашений о сотрудничестве с органами управлением образования и Советами ректоров; проведение представителями Фонда в региональных организациях Профсоюза просветительской и организационной работы на всех уровнях структуры Профсоюза. На федеральном уровне оказывается финансовая, информационная и методическая поддержка организациям Профсоюза, осуществляющим эту деятельность, проводился смотр-конкурс «На лучшую организацию работы по внедрению форм социальной поддержки членов Профсоюза», параллельно шло укрепление позиций Фонда на рынке пенсионных услуг, что привело к расширению клиентской базы во всех регионах присутствия Фонда.
Рядом региональных организаций уже реализуются программы формирования дополнительной пенсии для членов Профсоюза, в том числе на принципах софинансирования.
По количеству проведенных информационно-разъяснительных мероприятий по вопросам пенсионного обеспечения следует отметить Краснодарскую краевую организацию и Марийскую республиканскую организацию.
Также следует отметить активную работу по вопросам пенсионного обеспечения Московскую городскую, Нижегородскую областную, Башкирскую республиканскую организации. (По итогам смотра-конкурса «Профсоюзная организация высокой социальной эффективности» по итогам 2016 года в номинации «Пенсионное обеспечение и страхование).
Деятельность ЦС Профсоюза по развитию инновационных форм социальной поддержки членов Профсоюза как актуального направления Программы развития деятельности Общероссийского Профсоюза образования
ЕжегодноОбщероссийским Профсоюзом образования проводится Всероссийский смотр-конкурс «Профсоюзная организация высокой социальной эффективности», который направлен на усиление заинтересованности региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, руководителей образовательных организаций и их учредителей в развитии деятельности по предоставлению работникам образования и обучающимся - членам Профсоюза более широкого спектра социальных услуг, укреплении положительного имиджа Профсоюза.
Первый раз конкурс был проведен в 2009 году. За это время в номинациях конкурса, к числу которых относятся: деятельность кредитных кооперативов, деятельность по пенсионному обеспечению членов Профсоюза, дополнительное медицинское страхование членов Профсоюза, организация оздоровления и отдыха членов Профсоюза и их семей, добровольное страхование членов Профсоюза и иные формы социальной поддержки членов Профсоюза, приняли участие 49 региональных организаций Профсоюза.
В 2016 году в конкурсе приняли участие 37 регионов. Наибольшее количество заявок от региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза поступило на участие в номинации «Оздоровление и отдых».
Анализ представленных данных показал, что в большинстве организаций сложилась положительная практика работы. В десятку лучших вошли:Республика Татарстан, Пермский край, Республика Башкортостан, г. Москва, Краснодарский край, Нижегородская, Ростовская, Курская, Ульяновская и Челябинская области.
Лидерами по привлечению финансовых средств муниципалитета и субъекта РФ на оздоровление членов Профсоюза в 2016 году стали: Республика Татарстан – 380 млн. рублей, Республика Башкортостан – 220,7 млн. рублей, Пермский край – 122,8 млн. рублей.
Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, во многих региональных организациях Профсоюза прослеживается рост количества оздоровляемых членов Профсоюза за прошедший год по сравнению с предыдущим.
Активно используется региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза такое направление в оздоровлении, как оздоровительные поездки выходного дня, туристические слеты, экскурсионные поездки и т.п. Данный вид оздоровления набирает популярность в связи с низкой стоимостью и большим охватом членов Профсоюза.
Увеличивается число региональных организаций, которые проводят Спартакиады здоровья и спортивные марафоны среди работников и студентов, доля участников в которых от общего числа членов Профсоюза неуклонно растет. Среди таких региональных организаций можно выделить Татарстан, Московскую и Ульяновскую, Пермскую и Краснодарскую.
Традиционно вопросы оздоровления и отдыха членов Профсоюза являются предметом обсуждения на заседаниях Президиумов региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза. Во многих региональных организациях Профсоюза проводятся смотры-конкурсы на лучшую работу по оздоровлению членов Профсоюза, где оценивается работа первичных профсоюзных организаций, обобщается опыт работы по оздоровлению членов Профсоюза и утверждаются Программы оздоровления членов Профсоюза.
Региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза активно используются иные формы социальной поддержки членов Профсоюза. Наиболее эффективной и социально-ориентированной формой социальной поддержки экспертная группа признала деятельность «Фонда социальной и благотворительной помощи» Московской городской организации Профсоюза. Фонд создан с целью развития совместных социальных программ Комитета Московской городской организации Профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций, направленных на предоставление дополнительной социальной поддержки членам Профсоюза.
Также заслуживает большого внимания социальный проект Башкирской республиканской организации Профсоюза «Профсоюзный физкультурно-спортивный клуб «Буревестник». Проект направлен на пропаганду здорового образа жизни, содействие развитию спортивного движения, физкультурно-оздоровительной работы с работниками образования Республики Башкортостан и студентами учреждений высшего и среднего профессионального образования, координацию деятельности спортивных клубов, подготовку к сдаче нормативов комплекса «Готов к труду и обороне». Работой клуба охвачены 37688 человек, что составляет 24% от общего числа членов Профсоюза.
Также вызывает интерес профсоюзная дисконтная программа «Профсоюзный плюс» Костромской областной организации Профсоюза. В рамках социального проекта предъявителю профсоюзной дисконтной карты «Профсоюзный плюс» участниками программы «Профсоюзный плюс» предоставляются скидки на товары, работы или услуги, а Костромская областная организация Профсоюза отвечает за изготовление и распространение профсоюзных дисконтных карт среди членов Профсоюза.
В Самарской областной организации Профсоюза реализуются такие формы социальной поддержки членов Профсоюза, как компенсация платы за жилье педагогическим работникам, снимающим его по договору найма, доплата женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также классным руководителям, доплата к пенсии за счет средств городского бюджета; заключение договоров с предприятиями сферы торговли, услуг и санаторно-оздоровительного комплекса на предоставление скидок, в том числе на добровольное медицинское страхование (скидка - 20%) и др.
Значительно вырос состав участников конкурса в номинации «Деятельность кредитных потребительских кооперативов». Роль Профсоюза в современном мире, состоит не только в защите трудовых и социально-экономических прав работников, но и в создании условий для повышения качества их жизни. А в понятие качества жизни входит не только материальная обеспеченность в трудоспособном периоде, но и пенсионное обеспечение, возможность получения доступного займа, медицинское страхование и т.д.
В настоящее время действует 19 кредитных потребительских кооперативов, созданных при участии организаций Профсоюза. Членами указанных кооперативов являются более 25000 членов Профсоюза.
Создание кредитных потребительских кооперативов и привлечение в них членов Профсоюза предоставляет каждому работнику возможность получения сравнительно дешевого займа. И чем больше членов Профсоюза в этом участвует, тем возможность получения выгодного займа возрастает для каждого из них.
Ряд кредитных потребительских кооперативов не только выдают займы, но и осуществляют деятельность по привлечению сбережений от пайщиков.
Создание кредитных потребительских кооперативов является важным фактором мотивации профсоюзного членства, повышает имидж Профсоюза, минимизирует затраты профсоюзных организаций на оказание материальной помощи.
Общероссийским Профсоюзом образования создана Ассоциация кредитных потребительских кооперативов "Лига поддержки и развития кредитных союзов в системе образования". Ежегодно проводятся семинары–совещания для специалистов региональных организаций Профсоюза, ответственных за развитие деятельности кредитных потребительских кооперативов. Функционирует сайт Ассоциации (www.as-union.ru), на котором размещается актуальная информация по вопросам кредитной кооперации, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность кредитных кооперативов, а также информация о проходящих семинарах и иных мероприятиях.
В номинации «Пенсионное обеспечение и страхование» представили свои материалы 11 региональных организаций. Наибольший охват членов Профсоюза программами пенсионного обеспечения, реализуемыми на базе отраслевого пенсионного фонда АО НПФ «САФМАР» (ранее АО «НПФ «Образование и наука» (далее – Фонд), от числа работающих членов профсоюза - в Чувашской республиканской организации, Тувинской республиканской организации, Мурманской областной организации Профсоюза.
Наибольший объем средств на финансирование программ негосударственного пенсионного обеспечения в 2016 году выделен в Нижегородской, Саратовской областных и Башкирской республиканской организациях Профсоюза.
В номинации «Добровольное медицинское страхование» приняли участие 6 региональных организаций Профсоюза: Башкирская республиканская, Красноярская и Краснодарская краевые; Нижегородская, Саратовская и Самарская областные организации Профсоюза. Основными критериями оценки деятельности организаций Профсоюза по обеспечению добровольного медицинского страхования являются показатели охвата членов Профсоюза дополнительным медицинским страхованием (далее – ДМС) и иными видами страхования, а также объемы финансовых средств, выделенных, в первую очередь, работодателями и Профсоюзом на эти цели.
Отмечается использование различных источников финансирования ДМС – как средств организаций (работодателя и Профсоюза), так и личных средств членов Профсоюза. Увеличение суммы страхового взноса обеспечивает членам Профсоюза, заключившим договоры ДМС, получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования, в том числе оплату особо дорогостоящих видов медицинской помощи. Среди других видов страхования наиболее распространенным видом является страхование от несчастных случаев.
Несмотря на определенную положительную динамику в части охвата членов профсоюза добровольным медицинским страхованием, сохраняется в целом невысокий уровень активности региональных организаций Профсоюза в работе по проведению ДМС.
В 2016 году на конкурс представлены материалы в номинации «Эффективное партнёрство в области социальной поддержки работников и обучающихся системы образования» (далее - "Эффективное партнерство"). В номинации по представлению региональной (межрегиональной) организации принимают участие социальные партнёры: образовательные организации или органы исполнительной власти разного уровня; общественные объединения или социально ориентированные коммерческие структуры, реализующие социальную политику в сфере образовательных услуг. По итогам экспертизы конкурсных материалов победителями в номинации "Эффективное партнёрство" признаны:
- «Гимназия № 6» Приволжского района города Казани Республика Татарстан - Социальная поддержка работающих в организации;
- «Грязовецкий политехнический техникум» Вологодской области - Социальная поддержка работающих и обучающихся в рамках коллективного договора;
- Министерство образования Саратовской области - социальная поддержка работающих и обучающихся городского округа в рамках Отраслевого соглашения ; опыт совместной работы над проектом «Развитие кадрового потенциала системы образования Саратовской области»;
- Министерство образования Пензенской области - социальные проекты, направленные на создание достойных условий труда для работающих и обучающихся системы образования области, и повышение статуса педагогической профессии;
- Правительство Воронежской области - Проект "Учительский дом".
Конкурс способствует выявлению и распространению положительного опыта работы организаций Профсоюза в области внедрения эффективных форм социальной поддержки членов Профсоюза, усилению заинтересованности региональных организаций Профсоюза в развитии новых стратегических направлений деятельности Профсоюза, популяризации и востребованности среди членов Профсоюза новых форм и методов социальной поддержки, применяемых Профсоюзом, усилению его позиций.
К вопросу о применении профессиональных стандартов в учреждениях сферы образования
При решении вопросов связанных с применением профессиональных стандартов, необходимо учитывать ответы на вопросы, подготовленные ЦС Общероссийского Профсоюза образования и направленные в адрес региональных организаций письмом от 10 марта 2017 года № 122 «Об актуальных вопросах применения профессиональных стандартов» для использования в практической работе, а также для доведения их до местных и первичных организаций Профсоюза и размещения на официальных сайтах региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».
Кроме того, следует обратить внимание на информационное письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 июня 2017 г. № 14-2/10/В-4361, подписанное заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю.Ельцовой, подготовленное в связи с поступающими обращениями работников учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги несовершеннолетним, в котором наряду с разъяснениями по вопросам внедрения профессиональных стандартов в данной сфере обращается также внимание на то, что если работники учреждений социального обслуживания претендуют на трудовые права, предусмотренные для педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то необходимо привести наименования должностей в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" По всей видимости, прежде всего, имеется в виду приведение деятельности организаций в соответствие с указанным законом.
Приводим текст данного информационного письма.
«Министерство труда и социальной защиты
Российской Федерации от 6 июня 2017 г.
№ 14-2/10/В-4361
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в связи с поступающими обращениями работников учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги несовершеннолетним, направляет информационное письмо по вопросам внедрения профессиональных стандартов и приведения наименования должностей в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ.
Согласно пунктам 20, 21 части 1 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При отсутствии лицензии на образовательную деятельность организация не может быть признана организацией, осуществляющей образовательную деятельность, следовательно, ее работники не являются педагогическими работниками.
Для таких работников действуют общие положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска и рабочего времени и другие.
При этом согласно пункту 16 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания вправе устанавливать меры социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации более высокие по сравнению с законодательством.
Приведение наименования должностей организаций социального обслуживания в соответствие с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ, изменение в связи с этим трудовой функции работника (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации) не может служить основанием для изменения условий трудового договора по статье 74 Кодекса.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных статьей 74 Кодекса.
Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (статья 72 Кодекса).
Что касается внедрения профессиональных стандартов, то для организаций с государственным и муниципальным участием оно осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" (далее - постановление № 584).
Постановлением № 584 предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Кодексом, другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти применяются организациями с государственным участием, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее - планы), в которых предусматривается:
определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.
Срок реализации мероприятий планов организациями - не позднее 1 января 2020 года.
Согласно части четвертой статьи 196 Кодекса в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
Внедрение профессионального стандарта также не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 Кодекса. При этом обращаем внимание на недопустимость нарушений трудовых прав работников, включая необоснованное снижение заработной платы, определенной трудовым договором.
Следует отметить, что профессиональный стандарт разрабатывается на вид профессиональной деятельности, а не на должность или профессию. При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности, а лишь приводит возможные наименования должностей работников, выполняющих ту или иную обобщенную трудовую функцию.
Согласно статье 57 Кодекса наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если выполнение работ по должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений.
Данную информацию необходимо довести до руководителей государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений в сфере труда и занятости населения, социальной защиты населения.
Заместитель министра труда и социальной
защиты Российской Федерации Л.Ю.Ельцова
В данном разъяснении еще раз подчеркивается, что профессиональными стандартами не определяются должностные обязанности работников, из чего следует, что при определении должностных обязанностей работников, в том числе в учреждениях сферы образования по-прежнему следует руководствоваться Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, то есть:
- разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240);
- разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237).
На применение Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих направлено также письмо Минтруда России от 5 июля 2017 г. № 14-3/ООГ-5532 в связи с поступающими на официальный сайт Минтруда России обращениями.
В письме сообщается, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, вышеуказанное письмо Минтруда России от 5 июля 2017 года, ориентируя пользователей на то, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта", утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 29 января 2009 г., № 32, предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в организациях воздушного транспорта независимо от форм собственности и организационно-правовых форм их деятельности, в то же время сообщает, что Справочник носит для работодателя рекомендательный характер.
Обращаем внимание, что такой подход по применению квалификационных характеристик должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта в качестве рекомендательных, по мнению Общероссийского Профсоюза образования, связан с тем, что в отличие от квалификационных характеристик, действующих в сфере образования, приказ Минздравсоцразвития России от 29 января 2009 г., № 32 не направлялся на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации, что необходимо для придания ему нормативного правового характера в целях обязательного применения.