Педагогическое обеспечение формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности
В данном параграфе диссертационного исследования представлено педагогическое обеспечение формирования готовности специалистасоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровьяв процессе профессиональной деятельности.
Определяя содержание педагогического обеспечения процесса формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном профессиональном образовании, нельзя не отметить, что сам термин «обеспечение» в педагогической литературе встречается довольно редко. Его чаще применяют в других отраслях деятельности, указывая на нормативно-правовое обеспечение (право), программно-технологическое обеспечение (информатика), финансовое обеспечение (экономика) и т.д., когда необходимо акцентировать внимание на создании условий, необходимых для чего-либо, а также на снабжении чем-либо в нужном количестве.
В.В. Измайлова предлагает «в целом, под обеспечением понимать процесс осуществления чего-либо через создание комплекса специальных мер, средств и способов, помогающих в реализации реальных возможностей социальной системы и нацеленных на ее регулирование, функционирование и дальнейшее развитие.
В Толковом словаре В. Даля дается формулировка, согласно которой «обеспечить» –значит «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым».
Н.Г.Григорьева, И.В.Карпова рассматривают педагогическое обеспечение, как комплекс внешних факторов и условий, направленных на активизацию личностного и профессионального роста специалиста. Н.Г. Григорьева утверждает, что уровень педагогического обеспечения должен соответствовать внутренним внутренним потенциалам человека, чтобы активизировать его саморазвитие.
Мы под педагогическим обеспечением формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровьябудем понимать содержание структуры образовательного процесса, обеспечивающего формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, представленное специальными знаниями у специалистов учреждений социального обслуживания (обеспечение теоретической готовности); интерактивных методов, позволяющих формировать умения и способы деятельности, необходимые специалисту в процессе реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (обеспечение практической готовности), средствами формирования данного вида готовности, обеспечивающими достижение результата.
Формирование готовности специалиста социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровьямы рассматриваем, исходя из особых потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от категории (лицо с ограниченными возможностями здоровья по зрению, лицо с ограниченными возможностями здоровья по слуху, лицо с ограниченными возможностями здоровья военной службы и др.), в зависимости от возраста (ребенок с ограниченными возможностями здоровья, лицо с ограниченными возможностями здоровья молодого возраста, лицо с ограниченными возможностями здоровья в пожилом возрасте ), в зависимости от имеющейся реабилитационной базы.
Кроме того, необходимо было учесть имеющиеся резервы: особенности поведения лиц с ограниченными возможностями здоровья различных категорий, возможностями здоровья, нравственное этическое отношение общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, доступность среды, уточнить что из себя представляют семьи, имеющие лиц с ограниченными возможностями здоровья: их социальный интерес, самочувствие.
Под руководством и непосредственном участии автора в крае проводилось комплексное исследование по изучению микро и макросреды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, основные результаты которого использованы при разработке педагогического обеспечения подготовки специалистов социального профиля в процессе профессиональной деятельности.
Рис. 4 . Схема многоуровнего системного изучения и оценки реабилитационного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья
Начиная работать с человеком с ограниченными возможностями специалист учреждения социального обслуживания изучает, что он имеет на уровне микросреды. Это семья, его близкое окружение, его психическое состояние: память, внимание, эмоции и другое. Каковы особенности его личности: характер, мотивация, ителлект, темперамент. С учетом его микросреды специалист включает в процесс работы методики и технологии, направленные на его самореабилитацию, актуализацию его внутреннего ресурса.
Макросреда жизнедеятельности инвалида – это адаптированная под особые нужды людей с инвалидностью среда, способствующая его полноценному ролевому и статусному функционированию. В результате мониторинговых исследований при социальной реабилитации необходимо учитывать: доступность среды жизнедеятельности, состояние реабилитационной базы, отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. В своей программе работы специалист должен учесть данные микро и макросреды жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями.
Рис 5. Источники дохода и средний доход
На рисунке видно, что не более 29% респондентов рассматривают заработную плату, как источник дохода дополнительно к пенсии. По причине низкой оплаты труда на рабочих местах, доступных для людей с ограниченными возможностями здоровья, трудовая занятость редко рассматривается лицами с ограниченными возможностями здоровья, как альтернатива жизни на пенсию.
Вызывает тревогу показатель количества лиц с ограниченными возможностями здоровья, не желающих и не пытающихся трудоустроиться (от 39% до 89%).
Более всего информанты хотели бы получить содействие в трудоустройстве, профессиональное обучение и переобучение. Влияние фактора ограничения возможностей здоровья на общественную активность, образ и качество жизни, социальные установки и стратегии человека совершенно очевидны. Результаты исследования показали, что у людей с лицами с ограниченными возможностями здоровья происходит изменение ценностной иерархии в сторону снижения общественной активности и увеличение значимости утилитарных и индивидуалистических ценностей, что тоже необходимо учитывать специалисту при составлении программ реабилитации.
Анализ ответов на вопрос о жизненных стратегиях показал особую озабоченность инвалидов проблемами здоровья (72–86%). Далее по степени актуальности, значится материальное положение (38–57%), счастливая семейная жизнь (20–64%), наличие хороших друзей (22–38%).
Переход от медицинской модели реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, делающей основной акцент на диагнозе органической патологии или дисфункции организма, к социальной, определяющей инвалидность, как нарушение взаимодействия между имеющимися функциональными нарушениями и «отношенческими» и средовыми барьерами, в результате чего инвалиды не могут полноценно и эффективно участвовать в жизни общества, предполагает существенную модернизацию имеющейся региональной системы реабилитации.
Анализ ответов на вопрос о нуждаемости в реабилитационных услугах показывает наибольшую озабоченность людей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь, проблемами здоровья, что вполне закономерно, так как большая часть исследуемой категории граждан не получает должного медицинского обслуживания, что приводит к ухудшению состояния здоровья и возникновению дополнительных проблем.
Рис. 6 Нуждаемость в видах реабилитационных услуг
На рисунке видно, что более всего лица с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в социально-психологической, социально-средовой, социально-бытовой, социокультурной реабилитации.
Рис 7. Доступность реабилитационных услуг
По итогам исследования можно определенно говорить, что особые потребности людей с ограниченными возможностями, проживающих на территории края, не интегрированы в усилия по обеспечению независимой и качественной жизни [113].
Успех работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья зависит от воздействия не только внешних, но и внутренних побудительных сил. Внутренние побудительные силы определяются интересами, желаниями, потребностями, идеалами, ценностями, а также психологическими особенностями личности (темперамент, реакция, внимание). До 30% респондентов хотели бы заниматься творчеством, стремление к активной деятельной , эмоционально насыщенной жизни указали от 8 % в г. Норильске до 56% в г. Красноярска.
Изучение среды жизнедеятельности на микроуровне показало на наличие проблем, в первую очередь – это слабая гражданская позиция и общественная активность, убогость досуговой деятельности и слабая мотивационную активность. Таким образом, специалистам, работающим с лицами с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья и членов их семьи окружение, с учтом особенностей разрабатывать и внедрять современные технологии сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющие решать обозначенные выше проблемы.
Изучение макросреды указывает на наличие нерешенных проблем, препятствующих занятости людей с ограниченными возможностями здоровья, а полученное образование либо не соответствует (26%), либо в малой степени (26%) соответствует их целям и потребностям. Специализированные предприятия, на необходимость которых указали 23% информантов, не могут существовать без помощи государства, что существенно ограничивает возможность трудовой занятости для инвалидов.
В целом анализ полученных эмпирических данных исследования микро и макро среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также теоретико-методологических представлений позволил выявить условия, позитивно или негативно влияющие на процесс интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья - это, образование, семейный статус, материальное положение, наличие трудовой занятости, объем и виды реабилитационных услуг (макро уровень). Действие этих факторов зависит от социально-экономического развития территории, и они могут достаточно легко изменяться при формировании благоприятной социальной среды в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Все отмеченные показатели характеризуют способность людей с ограниченными возможностями здоровья к самореабилитации, сознательному саморазвитию и самосовершенствованию.
Специалисту учреждения социального обслуживания, работающего с лицами с ограниченными возможностями здоровья требуется:
- интеллектуальном развитии (освоение собенностей работы с инвалидами, мыслительных операций при разработке собственных технологий реабилитации);
- оформлении мотивации при выборе направления работы с лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- формировании адекватной самооценки и состояния внутреннего эмоционального комфорта;
- развитии творческих способностей ( специальных в профессии, оригинальности решения, вовлечение в активное непрерывное образование и научно-исследовательскую деятельность.
C учетом мониторинговых исследований в основу педагогического обеспечения положена разработка учебно-методического комплекса включающего: дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, стажировки, семинары, методические пособийя, обеспечивающие социально-педагогическую направленность.
Непрерывное усвоение имеющегося социального опыта осуществляется как путем передачи информации специалисту, так и в процессе его собственной активности, направленной на изучение технологий и методик реабилитации самостоятельно.
Учебно-методический комплекс сопровождения специалистов учреждений социального обслуживания, занимающихся вопросами лиц с ограниченными возможностями включает:
- краткосрочные тематические курсы (не менее 72 часов) по вопросам конкретного производства, которое проводится на базе учреждений высшего профессионального образования, либо ресурсно-методического центра системы социальной защиты и заканчивается защитой реферата;
- тематические и проблемные семинары (до 24 часов ) – на базе научных центров, заканчиваются сдачей зачетов;
- тематические семинары на базе социальных учреждений края;
- стажировочные площадки на базе учреждений социального обслуживания;
- удаленное обучение (краткосрочое в рамках ведения одного случая), долгосрочное в течение одного года и более;
- непрерывное с использованием обучающих программ, расположенных на справочном портале Региональной информационно-аналитической системы поддержки процесса реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Это обеспечивает практико-ориентирванный характер педагогического обеспечения формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности.
При подготовке специалистов реализуется комплекс занятий, направленный на изучение индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПР), ориентированный на взаимосвязь видов деятельности обучающего (преподаватель), обучающегося (специалист) и получателей социальных услуг с использованием ресурса информационных технологий.
По мнению А.А. Вербицкого эффективность любой профессиональной подготовки будет значительно выше, если она в полной мере учитывает особенности реальной профессиональной деятельности специалиста.
Формирование готовности специалистов к работе к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается за счет применения методов и форм обучения, стимулирующих позитивную мотивацию специалиста к дальнейшему непрерывному образованию и самообразованию.
Подготовка специалистов организуется так, чтобы:
- специалист был заинтересован в приобретении знаний;
- были обеспечены условия для самостоятельности и инициативной активности слушателей, актуализации разнообразных рефлексивных процедур;
- организован дифференцированный подхода к слушателям разных категорий и разного уровня профессионального мастерства, создания условий для построения индивидуальной траектории обучения в соответствии с потребностями и возможностями слушателей.
При этом важно обеспечить обобщенный характер знаний, умений и навыков, готовность специалистов творчески реализовать их в работе с инвалидами, видеть конечный результат.
Реализация социальной направленности содержания образовательных программ, обновляющих диапазон профессиональной квалификации обеспечивается на основе социального заказа.
Учитывая, что большинство исследователей рассматривают эти категории относительно к процессам обучения в высшей и средней профессиональной школе следует адаптировать их к конкретным условиям деятельности специалистов, занимающихся вопросами лиц с ограниченными возможностями здоровья.
С участием автора в долгосрочной целевой программе «Доступная среда для инвалидов» на 2011– 2013 годы и подпрограмме «Доступная среда» на 2014–2016 годы государственной программы «Развитие системы социальной поддержки населения» предусмотрены мероприятия, направленные на подготовку специалистов учреждений социального обслуживания к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Данными документами усовешенствована система сопровождения специалистов в процессе профессиональной деятельности. В концепции межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов включены разделы «Создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьями, имеющими детей-инвалидов», «Развитие системы удаленного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, и специалистов в рамках РИАС», «Повышение квалификации специалистов с участием некоммерческих организаций». В соответствии с концепцией в рамках долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов» проведены мероприятия, направленные на повышение квалификации специалистов социальной защиты и образования:
- проведение семинара по внедрению домашнего визитирования в систему реабилитации детей-инвалидов с приглашением специалистов федеральных и региональных реабилитационных учреждений (60 специалистов повысили квалификацию по внедрению методики домашнего визитирования);
- повышение квалификации на базе Московского городского психолого-педагогического университета специалистов социальной защиты населения по вопросам деятельности «Лекотек» (6 специалистов повысили квалификацию по внедрению новых реабилитационных технологий с использованием реабилитационного оборудования «Лекотека);
- разработка для специалистов, осуществляющих психолого–медико-социальное сопровождение, программ семинаров-тренингов для родителей детей-инвалидов;
- повышение квалификации специалистов в области реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, страдающих расстройствами аутистического спектра;
- повышение квалификации специалистов, занимающихся вопросами раннего вмешательства;
- разработка методического пособия «В семье особый ребенок».
Участниками процесса формирования готовности специалистасоциального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в в процессе профессиональной деятельности являются руководители и специалисты социальных учреждений, занимающиеся вопросами социально-педагогической реабилитации инвалидов, руководители Школы для родителей. В 2012 году система «Удаленного сопровождения» в рамках Региональной информационно-аналитической системы поддержки процесса реабилитации инвалида» представлена на Всероссийском совещании в г. Кургане.
Соискателем разработано техническое задание о повышении квалификации специалистов, на основе которого учеными Красноярского педагогического университета Фуряевой Т.В. и Бочаровой Ю.Ю. подготовлена программма повышения повышения квалификации специалистов «Социальное сопровождеие семей, имеющих детей-инвалидов» (приложение 1), и и план «Современные подходы к комплексной реабилитации инвалидов» (приложение 4), которые рассчитаны на повышение квалификации руководителей, заместителей руководителей учреждений социального обслуживания населения, психологов, специалистов по реабилитации детей-инвалидов, руководителей «Школы для родителей» учреждений социального обслуживания, специалистов управлений социальной защиты населения муниципальных образований края, занимающихся вопросами реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Социальное сопровождение семей, имеющих детей-инвалидов» построена на сочетании традиционных и интерактивных формах обечения.
Программа предусматривает изучение следующих модулей:
Модуль 1. Государственная политика в области социальной защиты семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью;
Модуль 2. Теоретические основы организации социального обслуживания семей с детьми с инвалидностью;
Модуль 3. Современные технологии реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
Модуль 4. Институциональные и общественные формы социальной поддержки семей.
Обеспечение специалистов методической литературой позволяет успешно повышать квалификацию и в рамках самостоятельного изучения, а значит такой вариант процесса подготовки может иметь место, что очень отрадно, так как в условиях протяженности региона срочную социальную рекомендацию специалист может получить только информационным путем.
Повышение квалификации возможно с участием ресурсов информационных систем, поэтому выдвигает на первый план проблемы информатизации образовательного процесса и моделирования процессов использования информационно-коммуникативных технологий в различных видах практической деятельности [29].
В зависимости от целевого назначения системы подразделяются на:
- информационно-справочные, предназначенные для информационного обеспечения специалистов сферы реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- информационно-аналитические, используемые для многомерного анализа больших объемов информации на основе математических алгоритмов (развитие аналитических способностей специалистов);
- системы управления процессами, предназначенные для эффективного (в смысле установленного критерия) выполнения функций управления процессом реабилитации, в том числе повышения квалификации специалистов.
Разработка и реализация РИАС позволяет организовать в регионе удаленное дополнительное профессиональное образование: повышение квалификации, мастер-классы, семинары, организация обучения по принципу: преподаватель – специалист – клиент (лицо с ограниченными возможностями здоровья, семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья).
Система представлена двумя основными модулями:
- информационно-аналитический, информация о реализации ИПР в котором подвергаются обработке и многомерному анализу по сложным математическим алгоритмам. В качестве информантов выступают учреждения разных ведомств, занимающиеся реализацией ИПР.
Создание единого информационного пространства для управления реабилитационным процессом требует согласованного ведения систем ведомственного оперативного учета на основе общих справочников, составляющих основу корпоративных баз данных реабилитационным процессом требует согласованного ведения систем ведомственного оперативного учета на основе общих справочников, составляющих основу корпоративных баз данных.
Рис. 8. Структурно-функциональная модель РИАС
На рисунке изображено поступление полной информации о работе специалистов других направлений реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- информационно-справочный модуль формируется параллельно с аналитическим, для обеспечения доступа специалистов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к информации о реабилитационных услугах и степени доступности среды жизнедеятельности на уровне муниципального образования, региона, Российской Федерации, мира, поддержки информационного обмена между участниками реабилитационного процесса и потребителями реабилитационных услуг, проведения обучающих семинаров, конференций, мастер-классов в режиме реального времени (рис.8).
Справочный модуль Региональной информационно-аналитической системы поддержки процесса реабилитации инвалида, основанный на сети Интернет, телекоммуникационных и интеллектуальных компьютерных системах, способен открыть перед специалистами огромные возможности в части обмена информацией, интерактивному общению (в том числе с самими реабилитантами), формированию открытого общества.
Рис. 9. Структура информационно-справочного модуля (технологический аспект)
На рисунке одним из разделов обозначена интерактивная консультативная служба, в рамках которой размещаются программы, методические пособия по реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья различных категорий.
В справочном модуле целесообразно размещен раздел «Доступная среда», состоящего из подразделов:
- «Объекты социальной инфраструктуры», освещающий постоянно обновляемую информацию о месте положения объектов на карте города, степени доступности для инвалидов и других мало мобильных групп населения, городских транспортных маршрутах до объектов, пригодных для передвижения инвалидов, и отображенных на карте. Алгоритм работы подсистемы основывается на данных справочника нормативных значений параметров доступности и фактического состояния после проведенного обследования. Сравнивая эти параметры, определяется соответствие объекта требованиям доступности.
- «Технические средства реабилитации», в котором ведется каталог и перечень поставщиков ТСР, которые сами (после согласования с оператором модуля) смогут внести или отредактировать сведения о себе и своей продукции. Специалистам может быть предоставлена информация о существующих видах технических средств реабилитации.
В рамках Региональной информационно-аналитической системы поддержки процесса реабилитации инвалида в дистанционном режиме работает «удаленное» сопровождение специалистов .
«Удаленное» сопровождение в Региональной информационно-аналитической системе поддержки процесса реабилитации инвалида – это способ общения, обучения, консультирования специалистов дистанционно с применением информационных и телекоммуникационных технологий. Реализация «удаленного» сопровождения специалистов предоставляет возможность:
– оказания дистанционной диагностической, консультативной, информационной помощи;
– обучения специалистов методам, техникам и стратегиям коррекционно-развивающей деятельности с лицами с ограниченными возможностями здоровья;
– организации разнообразных форм общения и взаимодействия родителей и специалистов;
– проведения телеконференций, телетрансляций по актуальным проблемам воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в режиме реального времени или видеозаписи.
Уникальность модели «удаленного» сопровождения определяется ее сетевым и межведомственным характером, необходимостью эффективного взаимодействия высококвалифицированных специалистов из практических, научных, образовательных учреждений.
Справочный портал содержит полную структурированную информацию по всему спектру вопросов освидетельствования и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- методические пособия на электронных носителях носителях;
- специальные обучающие программы для специалистов;
- материалы лекций и семинаров по вопросам развития воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- спецкурсы, в которых можно участвовать в режиме реального времени, а также смотреть в записи;
- диагностика показателей основных поведенческих проявлений ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
Система «удаленного» сопровождени работает по следующей схеме:
- вопросы специалистов в организационно-методическое отделение КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения»;
- анализ вопросов методистами отделения;
- выделение проблемы;
- привлечение высококвалифицированных специалистов;
- повышение квалификации специалистов (видеоролики, видеотрансляции, видео-лекции, мастер-классы, «интерактивное и удаленное общение со специалистами).
Предпосылки успешной реализации РИАС
К позитивным факторам успешной реализации проекта по РИАС в Красноярском крае в части дополнительного профессионального образования специалистов социального профиля, рботающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья необходимо отнести:
- создание системы срочной методической помощи высококвалифицированными специалистами, специалистам, работающим в отдаленных территориях края;
- создание в регионе непрерывной системы дополнительного профессионального образования специалистов учреждений социального обслуживания;
- оказание специалистам методической помощи в рамках «личного кабинета» по индивидуальным вопросам;
- в процессе подготовки специалистов реализуется учебный комплекс, ориентированный на взаимосвязь обучающего, обучающегося и клиента.
Удаленная система сопровождения специалистов в поцессе профессиональной деятельности востребована в условиях отсутствия реабилитационных учреждений, протяженности региона и отсутствии высококвалифицированных специалистов в территориях региона.
В процесс подготовки специалистов в рамках «удаленного» сопровождения включены информационные методики, разрабатываемые в сферах образования, занятости, здравоохранения.
Разработка методических электронных пособий «Создание социально-развивающей среды в домашних условиях» и «Создание социально-развивающей среды для ребенка с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях»: движение, коммуникация, игра» позволила специалистам совместно с родителями детей-инвалидов выстроить уникальную систему помощи ребенку. Короткие текстовые материалы дают обзор специалистам современных идей в области реабилитации детей с ограниченными возможностями. В приложении к каждому разделу – книги, позволяющие более подробно ознакомиться с предлагаемыми идеями.
Комплекс семинаров: «Внедрение в практику работы с инвалидами проектов «РИАС» и «Школа для родителей» (приложение 2), «Организационные формы и методы работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» позволил в практико-ориентированной дятельности формировать готовность специалиста к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (приложение 3).
В рамках Концепции межведомственного сопровождения семей, имеющих детей инвалидов, соискателем подготовлена программы дополнительного профессионального образования специалистов учреждений социального обслуживания «Раннее вмешательство» и «Домашнее визитирование».
Реализация данных программ позволяет формировать следующие возможости у специалиста:
- организовывать различные типы взаимодействия с семьей по оказанию консультационных услуг информационного, экспертного, диагностического взаимодействия;
- разрабатывать стратегии реабилитации, адаптации, абилитации ребенка с особенностями с применением современных развивающих и реабилитационных технологий;
- разрабатывать проекты социальной направленности в интересах семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- владеть способностью к анализу стуации, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
- быть готовым к сотрудничеству с «закрытыми» семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья;
- стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и внедрению современных технологий реабилитации;
- осознавать социальную значимость своей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
- быть готовым к работе в рамках мультидисциплинарных бригад по проблемам социализации, абилитации и реабилитации;
- быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды при работе лиц с ограниченными возможностями здоровья и окружающим сообществом;
- быть готовым решать проблемы инвалида путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента;
- быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» ;
- быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья.
Формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья посредством стажировочных площадок в системе социального обслуживания региона – это новая, еще не апробированная форма подготовки специалистов.
Стажировка предполагает обучение специалистов в процессе собственной деятельности. Программы повышения квалификации на стажировочных площадках создают условия для формирования профессиональных компетентностей специалистов, работающих с инвалидами, детьми-инвалидами, повышение квалификации проходит внутри реального реабилитационного процесса, где специалисты по социальной работе наблюдают, как коллеги решают реабилитационные задачи (а не только рассказывают об этом). Практика способствует расширению кругозора и квалификации специалистов.
Стажировочная площадка транслирует накопленный опыт и способствует повышению профессионального мастерства специалистов, занимающихся вопросами реабилитации инвалидов, детей-инвалидов. Доступ к более качественным реабилитационным программам позволяет специалистам возвращаться к работе с новым багажом знаний.
Стажировку в системе подготовки специалистов мы понимаем как специально организованное взаимодействие специалистов-практиков по овладению современным содержанием и технологиями деятельности, она стимулирует выработку стратегии последовательного формирования личного профессионального опыта, дает возможность каждому специалисту самостоятельно определить новые перспективы изучения теории, мотивирует дальнейший карьерный рост, усиливает роль творчества в практической деятельности, позволяет добиваться высоких конечных результатов деятельности [138].
Эффективность проведения стажировки во многом определяется тем обеспечением (кадровым, организационным и др.), которое может представить организация, выступающая стажировочной площадкой. В Красноярском крае в рамках пилотного проекта работают 11 стажировочных площадок (приложения 7, 8)).
В систему непрерывного педагогического сопровождения специалистов в процессе профессиональной деятельности внедрена новая технология подготовки специалистов учреждений социального обслуживания «Личный кабинет».
Личный кабинет–это страница в информационном пространстве для индивидуального общения семьи и специалиста (куратора семьи) и специалиста в рамках дополнительного пофессионального образования.
Технология ведения случая через личный кабинет в РИАС имеет несколько этапов:
- 1этап - составление индивидуального маршрута в соответствии с ИПР специалистом учреждения социального обслуживания-куратором и в сложных случаях специалистом по направлению даются рекомендации куратору.
- 2 этап – дальнейшее консультирование куратора и семьи, отчет о результатах коррекционных мероприятий, работа с куратором.
Улучшение системы здравоохранения, и в частности родовспоможения дает возможность выжить младенцам, у которых ранее не было на это шансов. Как правило, это дети с врожденными патологиями, последствиями родовых травм, рожденные раньше времени или с малым весом составляют группу риска, так как высока вероятность возникновения у них нарушений в развитии. Именно этим детям и их семьям нужна помощь специалистов и психолого-педагогическое сопровождение развития, потому что в раннем детстве имеются более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности мозговых функций, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.
Технология раннего вмешательства имеет свои особенности, принципы и специфические профессиональные знания, которые должны быть освоены командой специалистов, работающих в службе раннего вмешательства.
Обучение специалистов по данному направлению организовано по следующей схеме:
- организация базового обучающих семинара по ранней коммуникации с привлечением специалистов Санкт-Петербургского и