Апробация и внедрение результатов исследования

Соискатель являлся соавтором Концепции долгосрочной целевой программы «Доступная среда для инвалидов» на 2011–2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п, подпрограммы «Доступная среда» Государственной программы «Социальная поддержка населения в Красноярском крае» , утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п, в которые отдельным разделом внесены методическое и каровое обеспечение системы реабилитации инвалидов, кроме того, являлась руководителем группы по подготовке концепции «О межведомственном сопровождении семей, имеющих детей-инвалидов» (Концепция одобрена на Совете по делам инвалидов при Губернаторе Красноярского края (протокол от 31.07.2012).

Под руководством соискателя разработан инновационный проект «Региональная информационно-аналитическая система сопровождения процесса реабилитации инвалидов» (РИАС) (занял третье место на Всероссийском конкурсе проектов «Милосердие» в 2009 году (письмо № 661/3-67от 04.06.2009).

По инициативе и с участием соискателя создано 11 стажировочных площадок по подготовке специалистов новым технологиям работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья (приказ министерства социальной политики Красноярского края от 11.02.2014 № 38-ОД).

Представленные в работе результаты нашли отражения в докладах и выступлениях, в том числе на научно-практических конференциях: международных (2009 г., 2010 г., 2011г., г. Красноярск), всероссийских (2008 г., 2011г., г. Красноярск), региональных (2007 г., г. Иркутск, 2010 г., г. Норильск, 2010 г. Красноярск), на совещании по итогам деятельности федерального учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю (2010 г., Красноярск), на зональных семинарах для руководителей и специалистов органов социальной защиты населения по внедрению проектов «Школа для родителей», РИАС на межрегиональной конференции Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в г. Кургане, декабрь 2012 г.), на совещании Сибирского Федерального округа по вопросам социального обслуживания (в г. Новокузнецке, март 2015г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы учреждений социального обслуживания: подготовлены специалисты для работы по направлениям «Раннее вмешательство», «Домашнее визитирование», «Социально-педагогическое сопровождение детей аутистического спектра», 37 учреждений социального обслуживания укомплектованы специалистами по адаптивной физкультуре, открыто11 стажировочных площадок на базе учреждений социального обслуживания для организации стажировок специалистов по изучению современных технологий социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, более 200 специалистов повысили квалификацию по теме «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов».

Положения, выносимые на защиту:

1. Система формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с новыми требованиями к профессиональным стандартам понимается как непрерывный педагогический процесс, расширяющий его профессиональные знания и умения, необходимые при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, что способствует смене ценностно-смысловых профессиональных установок специалиста в результате освоения им новых профессиональных требований к данной деятельности.

2. Критериями готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья учреждений социального обслуживания являются:

- мотивационный (мотивированность к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, профессиональный интерес, наличие необходимых теоретических знаний, практико-ориентированных умений и социально-профессионального опыта);

- когнитивный (осознанное знание новых профессиональных требований, ключевых понятий социальной реабилитации, содержание работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья);

- рефлексивный (развитие творческих способностей, приобретение опыта, оценка и самооценка);

- деятельностный (владение методиками и технологиями, умение работать с лицами с ограниченными возможностями здоровья).

В качестве уровней готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья выделены: низкий, средний, высокий, которые отражают сущностные изменения в сформированности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Разработка модели формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной деятельности. В качестве основных структурных компонентов выступают:

– целевой компонент отражает нацеленность на формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

– содержательный компонент включает педагогическое обеспечение: учебно-методический комплекс: программы повышения квалификации, семинары, программы стажировочных площадок и систему «удаленного» сопровождения, обеспечивает непрерывность подготовки специалистов с использованием информационных технологий;

– организационный компонент включает специалистов в процесс непрерывного образования. Это достигается при использовании различных методик и технологий технологий, при формах обучения: дневном и заочном, дистанционном;

– результативный компонент заключается в выявлении качественных изменений профессионального роста специалиста социального профиля, объективным показателем которого является повышение уровня готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

4. Педагогическое обеспечение формирования готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья включает учебно-методический комплекс, ориентированный на получение современных знаний о процессе социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья, приобретение опыта, преодоление профессиональных трудностей, раскрытие внутреннего потенциала.

Учебно-методический комплекс состоит из таких разделов:

- дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации), стажировок, семинаров, методических пособий. В основу их предметного содержания заложены особые потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- «удаленное» сопровождение и Личный кабинет, что позволяет оказывать методическую помощь высококвалифицированными специалистами, специалистам, работающим в отдаленных территориях края;

- стажировочные площадки;

– методические пособия по различным направлениям социальной работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе профессиональной деятельности специалисты подготовлены к работе с лицами с ограниченными возможностями с использованием технологий «Раннее вмешательство», «Домашнее визитирование», «Лекотека», технологии работы с детьми аутистического спектра.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрирован 16 таблицами, 9 рисунками.

Наши рекомендации