Подростков с ограниченными возможностями
Здоровья в условиях интеграции
19.00.10 – коррекционная психология
Москва – 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава І. Теоретико-методологический анализ проблемы психолого-педагогического сопровождения подростков с особыми образовательными потребностями в условиях интеграции ….…………………………...................15
1.1. Психолого-педагогический анализ проблем интегрированного обучения в зарубежной и отечественной психологии………………………………………….15
1.2.Развитие школьной психологической службы в России……………………...28
1.3.Психологические особенности развития подростков с особыми образовательными потребностями………………………………………………….40
Выводы по главе 1……………………………………………………………….55
Глава II. Экспериментальное исследование. Методы, принципы, организация исследования. Характеристика выборки.....................................58
2.1.Организация экспериментального исследования ..............................................58
2.2.Результаты и анализ констатирующего эксперимента….................................72
Выводы по главе 2…………………………………………………………........80
Глава III. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной интеграции…................................................................................................................82
3.1. Общая характеристика развития образовательной интеграции в Воронежской области. Программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в образовательной интеграции…………………………………………………82
3.2.Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения подростков с особыми образовательными потребностями…112 Выводы по главе 3………………………………………………………………….121
Заключение………………………………………………………………………..123
Литература…………………………………………………………………………125
Приложение 1………………………………………………………………..……..143
Приложение 2...…………………………………………………...………...……..148
Приложение 3………………………………………………………………………158
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Происходящие социально-экономические преобразования в стране, развитие и совершенствование современной системы отечественного образования, в соответствии с принципами гуманизма, делают значимым поиск путей совершенствования организации, содержания сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду с учетом их психологических особенностей, и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон их личности в условиях образовательного процесса. Увеличение числа детей и подростков с различными нарушениями физического и нервно-психического здоровья делает эту проблему важной не только для системы образования, но и для общества в целом. В связи с этим осуществляются изменения в системе специального образования – расширение интегративных подходов, индивидуализация обучения. Отражением новых тенденций является интенсивное внедрение в сферу образовательной практики психологических знаний. В психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса подростков с ОВЗ психологической службе отводится значимое место, так как совершенствование интегративных процессов может осуществляться на основе расширения содержания диагностической и коррекционной работы. Психолог призван обеспечивать учет индивидуальных особенностей и возможностей подростков, содействовать созданию наиболее оптимальных условий для полноценного успешного обучения и личностного развития каждого подростка и его социального окружения в образовательном пространстве в массовых школах (Е.Л. Гончарова, Т.Н. Князева, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, И.И. Мамайчук, Г.Н. Пенин, Л.И. Плаксина, С.Н. Сорокоумова, В.В. Ткачева, У.В. Ульенкова и др.).
По статистике Минздрава России ежегодно численность детей и подростков с ОВЗ различного генеза увеличивается. В связи с этим, сопровождение подростка с ОВЗ в образовательной среде является актуальной проблемой психологической теории и практики. Эффективным методом решения актуальных задач сохранения здоровья, развития и образования детей и подростков с ОВЗ является организация их непрерывного комплексного психолого-педагогического сопровождения на всем пути прохождения образовательного пространства.
Проблема интеграции детей и подростков с нарушениями развития и, в частности, их обучения на совместной основе, в настоящее время привлекает внимание отечественных (С.В. Алехина, Е.А. Екжанова, О.И. Кукушкина, И.Ю. Левченко, Э.И. Леонгардт, H.H. Малофеев, Н.М. Назарова, М.И. Никитина, Л.M. Шипицына, Н.Д. Шматко и др.) и зарубежных ученых (Г. Банч, Э. Валео, Н.Даниэльс, М. Кинг-Сирс П. Митглер,).
Предоставление равных прав и возможностей детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с их нормально развивающимися сверстниками утверждены в правовых документах и законодательных актах: 24-й статье Конвенции ООН о правах ребенка; Конституции РФ; Законе РФ «Об образовании» 2012 г.; Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»; Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 г и концепции модернизации российского образования. Базовым правовым документом для реализации программы инклюзивного образования является Закон РФ «Об образовании», а также документ Минобразования и науки РФ от 18.04.2008 г. №АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами". Как указывается в документе, «в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей».
На сегодняшний день ведущими специалистами в области специального образования разработан проект Концепции федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) 2014 г. для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья всех категорий. Цель стандартов — определить необходимые условия получения образования для детей с ОВЗ, учитывая их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности; представить примерные образовательные программы, адаптированные для различных категорий обучающихся; обозначить требования к результатам освоения программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования. В структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.
Как показывает анализ литературы, на сегодняшний день внедрение инклюзивного обучения связан не только с трудностями организации, так называемой доступной среды, но и с проблемами социального свойства. Они включают в себя неготовность учителей, подростков и их родителей принять новые принципы образования, а также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного обучения.
Данные факты, проявляющиеся как на теоретическом, так и на практическом уровнях, обусловливают возникновениепротиворечий между:
- образовательными потребностями подростков с ОВЗ и конкретными практическими возможностями удовлетворения этих потребностей, что, в свою очередь, остро ощущается при решении вопросов программного и содержательно-методического обеспечения педагогического процесса;
- недостаточной разработанностью эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в условиях образовательной интеграции и возрастающей потребностью создания четко осмысленных и сформулированных подходов в создании психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в интегрированной образовательной среде, при использовании которых эффективно протекал бы процесс обучения, социализации и личностного развития.
Поиск путей разрешения данных противоречий определил проблему нашего исследования, которая состоит в необходимости создания научных основ и условий для включения подростков с ОВЗ в общеобразовательное пространство.
Цель исследования:
Разработка и апробация теоретически обоснованной, практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной интеграции.
Объект исследования:
Особые образовательные потребности подростков с ОВЗ и их учет при интеграции подростков в общеобразовательную среду.
Предмет исследования:
Психолого-педагогические условия сопровождения, обеспечивающие эффективность в образовательной интеграции подростков с ОВЗ, способствующие преодолению у них трудностей в познавательной и личностной сфере.
Гипотеза исследования основывается на положении о том, что в условиях интегрированного обучения подростков с ОВЗ, психологической помощи отводится важная роль в обеспечении оптимальных условий в процессе обучения, полноценного личностного развития каждого подростка и решения задачи их успешной социализации. Мы предполагаем, чтопсихологическая помощь, осуществляемая в рамках единства психологических и педагогических технологий в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся подростков с ОВЗ, может быть эффективной, если будут:
- выявлены диагностические показатели, характеризующие вариативность когнитивных и психологических особенностей подростков с ОВЗ, позволяющие осуществлять индивидуальный подход к выбору методов сопровождения;
- разработана целостная, научно обоснованная программа психолого – педагогического сопровождения подростков с ОВЗ, направленная на преодоление трудностей адаптации, отдельных отставаний и нарушений развития подростков с особыми образовательными потребностями, в условиях образовательной интеграции;
- разработаны и внедрены в образовательный процесс средства повышения индивидуально-личностного потенциала, стимулирующего активность самого подростка;
- раскрыта специфика образовательной среды, влияющей на характер развития познавательной и личной сферы.
Задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической и психологической научной литературы в контексте специфики содержания современного состояния психолого-педагогического сопровождения подростков с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Проанализировать правовые основы развития инклюзивного образования в России и за рубежом.
2.Теоретически обосновать и разработать диагностическую программу, позволяющую изучить особенности когнитивной и личностной сферы подростков с ОВЗ.
3.Выявить трудности обучения подростков с ОВЗ в условиях общеобразовательной интеграции.
4. Изучить трудности учителей, возникающие в процессе работы с подростками с ОВЗ в школе, с помощью разработанных анкет и личных бесед.
5.Исследовать влияние условий разной образовательной среды обучения на когнитивное и личностное развитие подростков с ОВЗ.
6. Обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, обеспечивающую успешность обучения, развития их когнитивной и личностной сферы.
7. Выявить динамику успешности обучения и совершенствования когнитивного и личностного развития подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации программы психолого-педагогического сопровождения.
Теоретико-методологическую основу исследованиясоставили:
1. Концепция эволюции отношений государства и общества к людям с различными нарушениями в развитии и инвалидам и основанная на ней периодизация развития национальных систем специального образования (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, и др.);
2. Принципиальные положения отечественной психологии об объективных законах нормального и аномального психического развития ребенка, начало которых заложено Л.С. Выготским в теории культурно-исторического развития высших психических функций, и реализованных С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным в деятельностном подходе к исследованию психики детей и подростов;
3. Положения о наличии общих и специфических закономерностей нормального и аномального психического развития, предопределенности личностной незрелости при разных вариантах дизонтогенеза (Л.С. Выготский, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.);
4. Теории познавательной и учебной мотивации (Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, В. Э. Мильман, Л. М. Фридман и др.);
5. Результаты исследований в области специальной психологии и специальной педагогики в контексте изучения интеграционных процессов, инклюзивного подхода на разных ступенях образования (Т.Г. Богданова, Т.Н. Волковская, Е.Л. Гончарова, Е.А. Егжанова, М.В. Жигорева, О.И. Кукушкина, И.Ю. Левченко, Н.Н. Малофеев, О.Г. Приходько, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, О.Н.Усанова, И.М. Яковлева и др.).
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы:
1. Анализ общей и специальной медицинской, психолого-педагогической и социально-психологической научной литературы; изучение и обобщение инновационных отечественных и зарубежных достижений в области интеграционных процессов, инклюзивного подхода к общему образованию; Изучение правовых и законодательных актов, определяющих инклюзивный подход к обучению детей и подростков с отклонениями в развитии.
2. Изучение медико-психолого-педагогической документации, анкетирование психологов, педагогов; беседы с родителями с целью получения данных о развитии подростков с ограниченными возможностями здоровья. Методы психологической диагностики: методика Тулуз-Пьерона в обработке Л.А. Ясюковой; тест структуры интеллекта Амтхауэра; личностный опросник Кеттелла в обработке Л.А. Ясюковой;
3. Формирующий психологический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Статистическая обработка проводилась на основе анализа средних и среднеквадратичных значений, корреляционном анализе, а также компьютерной программы обработки результатов «Microsoft Excel 6,0» и t – критерия Стьюдента.
Достоверность исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы исследования в психолого – педагогическом аспекте, методологическими и теоретическими принципами специальной психологии и специальной педагогики, применением надежного комплекса психодиагностического инструментария, вариативностью констатирующего эксперимента, адекватному предмету, целям и задачам исследования, качественным и количественным анализом эмпирического материала, подтвержденного статистическими расчетами, достаточным объемом выборки подростков с ОВЗ.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. На основе разработанной, теоретически обоснованной диагностической программы получены новые данные об особенностях познавательного и личностного развития подростков с ограниченными возможностями здоровья, затрудняющие их успешное обучение при вхождении в общеобразовательную интеграцию: повышенная тревожность, психологическая ранимость, неуверенность в себе, чувство общей напряженности, раздражительности, сниженная стрессоустойчивость, склонность к страхам и опасениям;
2. Определены пути организации условий образовательной, коррекционно-развивающей среды в интеграционном пространстве для подростков с ОВЗ, обеспечивающей обучение, развитие, участие в различной предметно-практической деятельности.
3. Конкретизирована сущность психолого-педагогического сопровождения в отношении подростков с ОВЗ в условиях образовательной интеграции, а именно: раскрыт механизм проектирования психолого-педагогических и развивающих программ в соответствии с уровнем развития подростков с ОВЗ и с учетом образовательной среды; дано теоретическое и методологическое обоснование системы психологической помощи,направленной на когнитивное, личностное развитие в подростковом возрасте.
4. Теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях образовательной интеграции, представленная следующими этапами - диагностическим, коррекционно-развивающим, консультативным, оценочным и направлениями - образовательным, психокоррекционным, творческим, спортивным.
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнены и дополнены представления об особых образовательных потребностях подростков с ОВЗ в условиях интеграции;
2. Конкретизированы научные данные о влиянии условий обучения на формирование когнитивной сферы и личностных особенностей подростков с ОВЗ;
3. Дано теоретико-методологическое обоснование построения программы психолого-педагогического сопровождения подростков с особыми потребностями, включающее динамические модули, в каждом из которых раскрыт содержательный аспект.
Практическая значимость исследования:
1. Расширен и апробирован комплекс диагностического инструментария, позволяющий изучить особенности познавательной и личностной сферы подростков с ОВЗ;
2. Разработана и апробирована комплексная программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях интеграции в общеобразовательную среду, которая может быть рекомендована для личностного и познавательного развития, социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями в учебных учреждениях, практикующих интеграцию, доказана ее эффективность;
3. Определена роль разной среды обучения, способствующей развитию когнитивной и личностной сферы у подростков с особыми образовательными потребностями.
Представленные материалы могут быть использованы педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, работающими в условиях общеобразовательной интеграции, для организации психолого-педагогической поддержки подростков с ОВЗ.
Положения, выносимые на защиту:
1. Программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях общеобразовательной интеграции должна строиться на результатах диагностического обследования, предназначенного для выявления трудностей, связанных с общим уровнем развития их когнитивной, личностной, коммуникативной сферы, что позволяет осуществить индивидуальный подход в сопровождении.
2. Концепция психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях образовательной интеграции, ориентированная на развитие познавательного и личностного потенциала, конструктивного взаимодействия со сверстниками, обеспечивающая успешность освоения учебной программы, включает:
- разработку практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях образовательной интеграции, с учетом особых образовательных потребностей, структуры и характера дефекта, возраста, личностных особенностей и возможностей;
-организацию психолого-педагогических условий сопровождения, обеспечивающих эффективность обучения в образовательной интеграции подростков с ОВЗ, способствующих преодолению у них трудностей в познавательной и личностной сфере.