История одной эпитафии или о чем молчит памятник?

Что он хочет сказать стоящему перед ним человеку? Правда ли, что памятник может быть красноречивей человека? И как в таком случае понять сказанное им без слов.

Три непременных, а потому и основных, составляющих слагают философию любого памятника. Это память, почтение (а еще лучше любовь) и печаль. Печаль утраты. И если образный язык памятника не в состоянии это выразить, приходится писать на нем самую распространенную, ставшую банальной, эпитафию: помним, любим, скорбим. Ну, и на всякий случай, подпись, кто эти помнящие, любящие и скорбящие.

Давайте всмотримся в эту мемориальную триаду. Начнем с памяти.

Немецкое слово «Denkmal» означает «памятник» и происходит от слова «denken» -думать, хранить в памяти.

У Евтушенко есть строки:

Весенней ночью думай обо мне,

и летней ночью думай обо мне,

Осенней ночью думай обо мне

и зимней ночью думай обо мне.

Думать, - значит помнить, а помнить, - значит думать. И еще: думать - значит, мыслить. Известно, что мысль материальна. А значит, память – это материальная форма жизни, в которой присутствует объект памяти. Не потому ли, с незапамятных времен люди заботятся о том, чтобы оставить после своей смерти как можно более глубокий след в памяти живущих.

Одни добрыми делами, другие просто фактом своего существования на земле. И глубина этого следа на кладбище приобретает состязательный характер. Посмотрите на памятники цыган, братвы и чиновников. Одни больше и богаче других, да и места лучшие на кладбищах.

Они красноречиво говорят, что вы просто обязаны обратить на них внимание и запомнить. Так они это понимают. Но не так понимают это другие, а потому на их могилах, как правило, цветут только китайские бумажные букеты.

Плох тот памятник, который своим видом, а не эпитафией, не заставляет стоящего перед ним человека задуматься и неспешно поразмышлять о чем-то несуетном, и совсем не обязательно о смерти. И тут величина, дороговизна, престижность места совсем не причем.

Поистине верно высказывание: «творите люди добро, чтобы память о вас была долговечной и такой же доброй». Иначе говоря, ваша жизнь продлится в ином измерении, какой является память живущих.

Есть выражение: «О покойниках или хорошо, или ничего». Почесть – это награда за заслуги. Не обязательно перед чем-то или кем-то конкретным: Родиной, каким- либо сообществом, наукой, искусством, но и перед человечеством вообще или перед Богом. И почетные караулы, и прощальные залпы над могилой, и вечный огонь, и причисление к ликам святых – все это знаки и светского и религиозного почитания. Самая же большая награда для любого из нас - это любовь ближних. Потому-то мы и читаем «помним, любим, скорбим».

Есть одно единственное православное кладбище на земле, где скорбь не только не уместна, она там просто невозможна. Это румынское кладбище Чимитирул-Весел. Люди приходят на него в минуты сумеречных состояний души за оптимизмом и надеждой на светлые дни. Все же остальные, особенно старые погосты и городские, и сельские полны скорбной тишины, раздумий и печали.

А что можно сказать о современных кладбищах с их стаями ремесленно сделанных плачущих ангелов, понуро склонившимися девами, умирающими лебедями, крестами с распятиями, поникшими ветвями берез? Их плосколицая тиражная скорбь в основном китайского происхождения черного цвета, если и наводит на размышления, то совсем другого порядка. И на них для «помним, любим, скорбим» самое место.

И было бы странно, даже, скорее, неуместно (если не сказать - смешно) на надгробьях работы Мартоса, Андреева, Опекушина увидеть такую эпитафию.

В своих шедеврах мастера сумели выразить все: и благоговение, и преклонение перед величием усопшего, и трагизм утраты, и эмпатию. Есть она и в простом покосившемся деревянном кресте на сельском кладбище, - этой последней молитве христианина, обращенной к всемилостивейшему создателю.

В этой небольшой статье мы не случайно обратились к самой популярной, можно сказать, расхожей и эмоционально обескровленной эпитафии. Ценность ее в том, что она - своеобразный ключ к замку, висящему на дверях, ведущей в завтрашний день мемориальной культуры и искусства России. За этой дверью открывается путь к национальной, региональной и персональной идентичности памятника, являющегося и последней страницей жизни, и последней собственностью покойного. Это он без слов, а лишь языком образов, символов,

знаков и ассоциаций, взятых из жизни ушедшего, его времени, веры и среды, может рассказать о том, кто под ним похоронен.

Время же, когда далекие китайцы хоронят близких русских, пройдет. Можете не сомневаться.

Для посетителей:Вход на выставку по билетам. На выставке – вход платный.

Внимание!

Программа Форума «Похоронное дело. Профессиональные компетенции в современной России» защищена законом об авторских и смежных правах.

Информация, содержащаяся в данной программе, предназначена для использования фактическим слушателем Форума, которому она адресована.

Распространение, копирование настоящего текста Программы Форума допустимы только с согласия Организаторов Форума.

Наши рекомендации