Осознанная невинность : вновь обретенный рай.
Возлюбленный Ошо,
Почему состояние ребенка сравнивают с состоянием медитации?
Человек рождается заново и — только тогда он понимает всю красоту и все великолепие детства. Ребенок невежественен; поэтому он не в состоянии понять потрясающую невинность, которая окружает его. Однажды, когда ребенок начинает осознавать свою собственную невинность, исчезает разница между рбенком и святым. Святой не выше и ребенок не ниже. Единственная разница заключается в том, что ребенок не знает того, кто он, а святой знает это.
Я вспоминаю Сократа. Самые последние моменты жизни он сказал своим ученикам: ” Когда я был молод, я думал, что много знаю. По мере того, как я взрослел и узнавал больше, происходила странная вещь — осознание того, что я знаю больше приводили меня к тому, что я знаю меньше”.
В конце концов, когда дельфийский оракул провозгласил Сократа самым мудрым человеком в мире ... жители Афин были очень счастливы и они пошли к Сократу, но Сократ сказал: ” Возвращайтесь обратно и скажите Оракулу, что покрайней мере в этот раз он ошибся. Сократ не знет ничего”.
Люди были потрясены. Они пошли к Оракулу ... Оракул засмеялся и сказал: ” Поэтому я и провозгласил его мудрейшим человеком в мире! Лишь невежественные люди думают, что они знают”. Чем больше вы знаете, тем более невинны вы становитесь. Сократ разделял людей на две категории: невежественные знающие и знающие невежды. Мир управляется второй категорией. Это ваши священники, ваши профессора; это ваши лидеры, это ваши святые, это ваши религиозные мессии, спасители, пророки, все, заявляющие, что они знают. Но само их заявление полностью разрушает необычайную простоту и невинность ребенка.
Бодхидхарма жил в Китае в течении четырнадцати лет. Мастер послал его туда, чтобы он распространял послание медитации. Через четырнадцать лет он захотел вернуться обратно в Гималаи; он был достаточно стар и готов к тому, чтобы исчезнуть в вечных снегах. У него были тысячи учеников — он был одним из редчайших людей когда-либо живших на Земле — но он позвал лишь четырех учеников и сказал им: ” Я задам только один вопрос — в чем сущность моего учения? Тот кто даст мне правильный ответ будет моим преемником”.
Воцарилась тишина, напряженнейшее ожидание. Все посмотрели на первого ученика, который был наиболее ученым, наиболее начитанным. Первый ученик сказал: ” Выход за пределы ума — вот к чему может быть сведено все твое учение”.
Бодхидхарма сказал: ”Ты коснулся лишь кожи моего учения, но не более того.”
Он повернулся ко второму ученику, который сказал: ” Нет никого, кто мог бы выйти за пределы ума. Все есть тишина. Нет разделения между тем, что нужно трансцендентировать и тем, кто должен трансцендентировать. В этом сущность твоего учения”.
Бодхидхарма сказал: ”Ты коснулся костей моего учения.”
Он повернулся к третьему ученику, который сказал: ”Сущность твоего учения не выразима”.
Бодхидхарма засмеялся и сказал: ” Но ты выразил ее! Ты сказал что-то о ней. Ты коснулся костного мозга.”
Он повернулся к четвертому ученику у которого были лишь слезы на глазах и полная тишина, никакого ответа. Он упал в ноги Бодхидхармы ... И тот признал его своим преемником, хотя ученик ничего не ответил.
Но он ответил — не отвечая, не используя слова, не используя язык. Его слезы показали гораздо больше, чем может содержать в себе любой язык. И его благодарность, и его молитвенность, и его признательность учителю... Что больше вы можете сказать ?
Все огромное собрание учеников было страшно разочаровано, потому что это был человек на которого никто никогда не обращал внимания. Великие ученые были отвергнуты; великие знающие не были приняты, а обычный человек... Но эта область и есть самая необычная вещь на свете... это детское удивление, этот детский опыт таинственного вокруг.
Запомните одно: в тот момент когда вы начинаете чувствовать, что делаете что-то — вы не ребенок. Вы начинаете становится частью взрослого мира. Общество посвятило вас в цивилизацию; оно отвлекло вас от вашей внутренней сущности. Если ребенок окружен таинственным со всех сторон, и все является тайной без ответа, и без вопроса, он как раз в той точке, которую в конечном итоге достигает мудрец. Вот почему детское восприятие снова и снова сравнивают с медитацией. Медитация не была бы нужна, если бы люди оставались в своем изначальном детском восприятии.
Вы знаете корни слова медитация? — оно от того же корня, что и медицина. Это медицина, лекарство. Но лекарство нужно только, если вы больны. Медитация нужна, если вы духовно больны. Детское восприятие — это ваше духовное здоровье, ваша духовная цельность — тогда вам не нужна медитация.
Маленький Эрни хочет велосипед, но когда он просит об этом маму, та говорит ему, что он получит его только в том случае, если будет хорошо себя вести, что тот и обещает делать. Но после того, как Эрни неделю пытается быть хорошим, он видит, что это невозможно.
Тогда мама предлагает: ”Если ты напишешь письмо Иисусу, может быть тогда тебе будет легче”.
Эрни бежит наверх, садится на кровать и пишет: ”Дорогой Иисус, если ты позволишь иметь мне влосипед, я обещаю быть хорошим всю оставшуюся жизнь”. Поняв, что он не в состоянии выполнить это, он начинает снова. “Дорогой Иисус, если ты позволишь мне иметь велосипед, я обещаю быть хорошим в течении месяца”. Когда он понимает, что не может выполнить и этого, ему неожиданно приходит идея. Он бежит в комнату своей матери, берет ее статуэтку Девы Марии, кладет ее в коробку для обуви и прячет под кроватью. И начинает писать снова. “Дорогой Иисус, если ты хочешь когда-либо увидеть свою маму ...”
По совершенно неразумным причинам человек был втянут в серьезность. Все религии сыграли свою роль в отравлении человека.
Люди, которые собираются в путешествие за властью или силой непременно разрушают человеческий смех, невинность удивленных глаз, детство. Хихикание ребенка кажется таким людям опаснее чем ядерное оружие. И фактически они правы — если весь мир начнет немного больше смеяться, войн станет меньше.. Если люди начнут любить свою невинность и не заботится о знании, жизнь будет исполнена такой красоты и такого блаженства, которые мы совершенно перестали осознавать.
МИСТИЧЕСКАЯ РОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Вся жизнь стала слишком материальной: инспектор ли вы, или комисар полиции, или учитель — это просто функция, которую может выполнять любой робот. Единственная вещь, которую робот не может делать — это медитация. Другими словами, я утверждаю, что те, кто не в медитации — те роботы, не осознающие, что они превратились лишь в средства, функции, которые необходимы с их стороны. Но человек медитации впервые понимает что неважно нужен он или нет — он сам по себе радость для себя. Он сам по себе блаженство, он не зависит от другого, который должен создавать его блаженство. Это единственная свобода, возможная в мире. Иначе каждый раб.
Я хочу, чтобы вы поняли абсолютно, что пока вы не станете блаженством сами по себе, пока роза не раскроется в вашем собственном существе, вы лишь товар, вы лишь вещь, объект.
Медитация обнаруживает вашу субъективность. Субъективность — это ваше сознание, и ваше сознание и его опыт делает вашу жизнь значительной, полной смысла, вечной, бессмертной, без начала и без конца. Это празднование, танец от момента к моменту.
А если вы не трансформировали вашужизнь в танец от момента к моменту, то вы упустили возможность, которую дает вам существование.
Следующая медитация предложена Ошо для детей и их учителей, чтобы они делали ее вместе, вначале каждого школьного дня.
Первая стадия.
10 минут джибириша (тарабарщины). С закрытыми глазами производите какие угодно нелепые звуки; пойте, плачьте, кричите. Позвольте вашему телу делать то, что оно хочет: прыгать, трястись, ходить, сидеть. Все позволено,станьте полностью сумасшедшими.
Слово джибириш происходит от имени суфийского мистика, Джабар. Джабар никогда не говорил ни на одном языке, он лишь бормотал чепуху. И все же он имел тысячи учеников, потому что он говорил слудующее: ”Ваш ум это ни что иное как джибириш. Отложите его в сторону и вы ощутите вкус своего собственного существа”.
Для меня джибириш, это когда вы не говорите слова, имеющие значение, не используете язык, который вы знаете. Говорите по-китайски, если вы не знаете китайского. Говорите по-японски, если вы не знаете японского. Не говорите по-немецки, если вы знаете немецкий. Впервые почуствуйте свободу — такую же, какая есть у всех птиц. Просто позвольте все, что приходит вам на ум, не беспокоясь о рациональности, разумности, значимости, значительности этого — просто какэто делают птицы.
2-я стадия
10 минут смеха с открытыми или закрытыми глазами. Просто смейтесь безо всякой причины. И как только смех начнет умирать говорите “Йая — Хуу!” и он вернется. Раскачивая вы с удивлением обнаружите много слоев пыли, которая собралась на вашем существе. Это отсечет их как снег, одним ударом... Вы не можете предположить какая трансформация может произойти с вашим существом. Настоящий смех — это не смех над чем-то. Он просто поднимается в вас, как цветок расцветает на дереве. У него нет причины, нет рационального объяснения. Он загадочен; отсюда символ мистической розы.
3-я стадия
10 минут молчания с закрытыми глазами, сидя или лежа, просто наблюдая и свидетельствуя свое тело, то что вокруг вас, ваши мысли, без какого-либо суждения.
Будьте молчаливы, неподвижны ... идите вовнутрь. Закройте глаза. Это вы. Нельзя описать, что это такое, это лишь чистое молчание, пространство без границ. Это все. что вы принесли в мир, это все, что вы заберете, когда умрете. В рождении, в жизни, в смерти, это единственная вещь, которая остается той же. Неизмененная, конечная истина.
Чтобы испытать это — идите глубже и глубже. Отбросьте весь страх, потому что это ваше собственное существо, ваша собственная неизвестная территория, которую вы собираете исследовать. О страхе не может быть и речи. Никто больше не может войти туда, оно абсолютно личное. Поэтому бесстрашно откройте ваши крылья, все небо ваше.
Copyright©Osho International Foundation 1997