Представление о себе по модели «Я-концепция».
Компоненты «Я-концепции»:
1. Когнитивный компонент – образ своих:
o качеств;
o способностей;
o внешности;
o социальной значимости.
2. Эмоциональный компонент:
o самоуважение;
o себялюбие;
o самоуничижение.
3. Оценочно-волевой компонент:
o стремление повысить самооценку, завоевать уважение.
Структура «Я-концепции»:
- Я – реальный (каким я вижу себя в настоящее время);
- Я – идеальный (каким я должен стать, ориентируясь на моральные нормы и профессиональные установки);
- Я – динамический (каким я стараюсь стать);
- Я – фантастический (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно).
Если сделать проекцию на педагогическую деятельность, то правомерен вывод о том, считает Г.М. Коджаспирова, что формирование «образа Я» у учителя (а значит, позиции «Я – педагог») как субъекта этой деятельности продуктивно только при условии формирования ответственности в его сознании как непреложного морального установления.
Эта теория разработана зарубежными учеными-психологами З. Фрейдом, Э. Берном, К. Благим и М. Шебеком, английским ученым Р. Бернсом и др. Из отечественных ученых теорию «Я-концепции» разрабатывали И.С. Кон (его книга «Открытие "Я"»), В.А. Ядов, А.В. Мудрик, Е.Н. Пехота, К. Мудзыбаев и др.
Видный теоретик и практик современной отечественной педагогики В.И. Журавлев считает, что знание и использование теории «Я-концепции» студентом (в процессе профессионального образования) и специалистом (в процессе самостоятельной профессиональной деятельности) обязательно.
В.И. Журавлев относит знание и использование этой теории к общепедагогическим стандартам профессионализма.
Поэтому будущим педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, учитель сможет увидеть и развить личность в другом – в ученике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.
Проведение тестирования методом психогеометрии
Рис. 15. Концентрическая диаграмма «Круг» модели образа личности учителя
6. Домашнее задание
1. Освоить терминологию темы, структуру модели личности учителя и «Я-концепции».
2. Изучать указанную литературу.
3. Готовиться к практическому занятию по теме: используя составные модели личности учителя «Домик», учитывая логику структуры модели, придумать другие образы.
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ФОРМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ИЗОБРЕТАЕМ МОДЕЛЬ "ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ"»
(практическое занятие)
Задачи
1. Демонстрация умений оперировать теоретическими знаниями и применять их в нестандартной ситуации.
2. Развитие умений слаженно и результативно работать в группе.
3. Развитие умений рефлексии собственной и анализа чужой деятельности.
4. Развитие умений визуализировать свою деятельность.
5. Развитие умений выступать перед аудиторией.
1. Проведение тестирования методом психогеометрии
(до 2-го занятия)
1. Рассортировать анкеты.
2. Скомплектовать группы.
3. Объяснить сущность теста «Психогеометрия» и значение геометрических фигур.
– лидеры;
О – коммуникаторы;
– прекрасные исполнители, реализаторы плана, дела;
– люди, которые способны работать творчески при условии их стимулирования;
/\/\ – генераторы идей, но не всегда способны доводить дело до конца.
Обратить внимание на фигуру № 2.