Факторы, предпосылки и движущие силы психического развития личности
Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.
1. Факторы психического развития личности. Это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.
Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.
Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.
Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.
Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и ее психики (анатомо-физиологические и задатки).
Анатомо-физиологические особенности личности — это: •специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в самых разнообразных характеристиках: своеобразии работы всей нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств, поведения и поступков и т. д.; • характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и подверженность последних воздействиям обстоятельств и других людей. Например, слабое зрение и слух человека, естественно, сказываются на его действиях и поступках и должны приниматься во внимание в процессе общения и взаимодействия.
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Такой, например, задаток, как подвижная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любом виде деятельности, связанной с необходимостью адекватно реагировать на смену ситуаций, быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы, устанавливать взаимоотношения с другими людьми. А следовательно, это может специфически проявляться и в ходе совместной деятельности с ними и, безусловно, должно приниматься во внимание.
2. Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
3. Предпосылки психического развития личности. Это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровни ее психического, актуального и ближайшего развития.
Уровни психического развития отражают степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности является показателем, характеризующим способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он свидетельствует о том, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты.
Уровень ближайшего развития личности свидетельствует о том, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.
Практико-ориентированные задания и задачи к билету № 3
Выделите основные разделы дисциплины «Детская психология», определите и обоснуйте последовательность их изучения в процессе обучения студентов педагогического колледжа.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Основы детской практической психологии
Тема 1. Предмет и задачи детской практической психологии
Профессия детский практический психолог. Его ответственность и профессионализм. Детская практическая психология как отрасль психологической науки и практики. Бытовая и научная практическая психология. Цели и задачи детской практической психологии. История практической психологии. Статус практического психолога в современном образовании.
Тема 2. Психологическая служба ДОУ
Психолог: цели, задачи деятельности, профессиональные качества, возможности. Клиент: индивидуальный и групповой клиент, семья как клиент. Заказчик в деятельности психолога. Пользователь психологической информации: родители, педагоги. Понятие «психологическая помощь», его конкретизация в условиях ДОУ.
Организация психологической службы в ДОУ. Цели и задачи службы. Актуальные проблемы.
Взаимодействие психолога и клиента (сопротивление, манипуляции, сотрудничество). Формы и средства психологического воздействия. Психологический запрос, его формулировка.
Тема 3. Виды психологической практики
Основные виды психологической практики: психологическая диагностика, консультирование, коррекция и психотерапия. Критерии их отличий. Специфика психологических проблем, решаемых каждым из них, особенности получаемой информации. Сочетание видов психологической практики в работе детского психолога. Развивающая работа как основа деятельности детского практического психолога.
Тема 4. Нормы и принципы практической психологии
Права и обязанности практического психолога. Планирование работы психолога. Этика психологической работы. Принципы работы практического психолога. Признание самоценности любого человека и его права на индивидуальность. Уникальность ситуации и психологической проблемы, пути ее решения. Принцип «Не навреди». Безоценочное отношение к клиенту. Оптимистичный прогноз решения проблемы. Ответственность и конфиденциальность. Этический кодекс психолога в России и за рубежем.
Профессиональные требования к личности практического психолога.
Раздел 2. Прикладная детская практическая психология
Тема 1. Области детской практической психологии.
Классификация психологических проблем детей дошкольного возраста. Возрастная психология как основа работы детского практического психолога. Психологический диагноз. Условно-вариативный прогноз. Психологический анамнез.
Психодиагностика: предмет и содержание. Специфика психологического обследования детей дошкольного возраста. Этапы психологического обследования: подготовительный, адаптационный, основной, интерпретационный, заключительный. Типы психологического обследования детей: стандартизированный (тестовый) и клинический. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста: наблюдение, тестирование, анкетирование и опрос, беседа, анализ продуктов детского творчества. Классификация психодиагностических методик: тесты интеллекта и способностей, проективные тесты, методики с поуровневой дифференциацией результатов. Понятие о качественном и количественном подходе к обработке психологических данных.
Психопрофилактика и психокоррекция. Психологическое просвещение и консультирование. Психологическое обеспечение образовательных и развивающих программ. Методы психопрофилактической, психокоррекционной и развивающей работы с детьми.
Развивающая психологическая работа с детьми.
Консультирование воспитателей и родителей по проблемам развития ребенка. Содержание и методы психологического просвещения. Психолого-педагогический консилиум. Участие психолога в управлении ДОУ.
Тема 2. Возрастные и индивидуальные особенности психического развития ребенка
Основные характеристики психического развития детей. Возрастно-психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста. Индивидуальные особенности развития детей: психофизиологические особенности (темп, стеничность), психодинамические качества (пластичность-ригидность, экстравертность-интровертность, нейротизм), личностно-эмоциональные особенности (тревожность, демонстративность, агрессивность, аутичность). Факторы риска в психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста.
Понятие о психическом здоровье. Пути направленного развития детей: акселерация и амплификация развития. Понятие нормы и отклонения психического развития. Индивидуальная и возрастная норма. Соотношение возрастного и индивидуального в психическом развитии ребенка.
Роль личности взрослого в развитии ребенка. Содержание взаимоотношений ребенка со взрослым (формы, средства). Стили взаимоотношений взрослого и ребенка. Проблема поощрения и наказания. Психологические установки на стратегию воспитания детей.
Тема 3. Виды психологической работы
Групповая и индивидуальная работа. Психологическая работа с ребенком (диагностика, коррекция, развивающая работа, психопрофилактика, элементы психотерапии). Психологическая работа с родителями и персоналом ДОУ (беседы, лекции, семинары, дискуссии, ролевые игры и др.). Проведение психологом групповых занятий с детьми. Совместная психологическая работа с детьми и взрослыми. Формы работы психолога
Тема 4. Организация работы психологической службы в ДОУ
Психологическая служба в управленческой структуре ДОУ. Структура службы. Функции психолога в ДОУ. Требования к организации кабинета психолога в ДОУ. Психологический инструментарий. Пакет документов практического психолога ДОУ (нормативная, специальная, организационно-методическая документация). Планирование работы психолога дошкольного учреждения. График работы. Требования к документации психологической службы. Требования к оформлению и функционированию кабинета психолога в детском саду.
Раздел 3. Содержание работы детского практического психолога
Тема 1. Содержание психологической работы в различных возрастных группах
Методы пренатального воздействия на развитие ребенка. Обучение родителей активным формам взаимодействия с ребенком. Особенности взаимодействия со старшими детьми в период ожидания ребенка.
Младенчество. Взаимодействие матери и ребенка. Организация развивающей среды. Развитие привязанности. Психологическая поддержка ребенка в период вынужденной разлуки с матерью
Ранний возраст. Психологическая работа с ребенком и родителями в период кризиса 1 года. Организация игровой и предметной среды. Коррекция и профилактика нежелательного поведения ребенка в период кризиса 3 лет. Психологическая поддержка ребенка на этапе адаптации к ДОУ.
Дошкольный возраст. Возрастные особенности познавательного и эмоционального развития. Развитие способностей. Диагностические и коррекционные возможности игры. Понятие психологического здоровья. Диагностика и развития ребенка при подготовке к школе.
Тема 2. Отклонения в психическом развитии дошкольников
Понятие возрастной нормы и отклонений в психическом развитии дошкольника. Гетерохронность психического развития в дошкольном возрасте. Задержки развития, педагогическая запущенность, аномальное развитие. Понятие «группы риска». Характеристики основных трудностей и проблем поведения и развития детей дошкольного возраста: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, негативизм, гиперактивность, отклонения в развитии. Специфика и принципы работы с детьми из «группы риска». Дифференцированные программы для детей с проблемами поведения и развития.
Понятие детской одаренности. Показатели общей и специальной одаренности у детей дошкольного возраста. Специфика работы с одаренными детьми. Методики диагностики одаренности у детей. Принципы составления дифференцированных программ для одаренных детей. Методы развивающей работы с одаренными детьми.
Тема 3. Общие принципы и методы коррекционной работы с детьми
Понятие о динамической и поведенческой коррекции. Директивная и недирективная терапия, особенности их применения в коррекционной работе. Принципы коррекции "сверху вниз" и "снизу вверх". Особенности организации индивидуальной и групповой коррекционной работы.
Специфика организации коррекционной работы с детьми. Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы. Показатель эффективности коррекции. Психокоррекция на основе продуктивных видов деятельности и игры. Направленная психокоррекция познавательного развития (умственные способности, произвольные внимание и память). Направленная коррекция личности (самооценка, уровень притязаний, мотивационно-потребностная сфера, ценностные ориентации). Психокоррекция общения (потребность и средства взаимодействия со сверстниками и взрослыми).
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Практико-ориентированные задания и задачи к билету № 4
Проанализируйте предложенный конспект занятия в старшей группе детского сада.
Анализ развивающего занятия
Педагогический анализ — целенаправленное изучение занятия в целом, его объективная оценка, выявление причин, определивших его уровень, результат и последующая выработка на этой основе рекомендации по совершенствованию работы педагога.
Исходя из данного определения следует, что методика его проведения, с одной стороны, должна, способствовать раскрытию сущности занятий как особой формы обучения в детском саду, а с другой стороны, должна позволять осуществлять анализ на теоретическом уровне, характеризующемся выделением функциональных связей структурных элементов занятия.
Педагогический анализ проводится с целью определения эффективности образовательного процесса. Установление причин и факторов, определяющих качество педагогической деятельности, возможно лишь на основе системного подхода.
Системный подход к педагогическому анализу заключается в том, что объект изучается через призму функциональных связей структурных элементов занятия, которые обусловливают целостность объекта, его развивающую направленность.
Под структурными элементами понимается:
характеристика занятия - включает в себя раздел образовательной программы, вид занятия, тему занятия, форму проведения занятия, части занятия, временные рамки, конспект, модель или план проведения;
цель, задачи занятия — элементы, объединяющие в единое, целостное образование деятельность педагога, деятельность детей, условия, так как нельзя оценить деятельность воспитателя и детей вне тех целей, задач, ради которых оно совершается;
условия (материальные, санитарно-гигиенические, организационно-педагогические), обеспечивающие возможность успешной деятельности как воспитателя, так и детей;
деятельность педагога, направленная на организацию познавательной деятельности детей, обеспечивающая с помощью разнообразных методов, средств достижение цели занятия;
деятельность детей, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками или способами открытия новых знаний.
Выделенные элементы между собой образуют три вида связи (порождения, развития, изменения) и характеризуют занятие как педагогическую систему.
Связь порождения возникает между программными задачами, деятельностью педагога и условиями проведения занятия.
Цель и задачи занятия порождают организационно–педагогические условия и деятельность педагога, наличие приемов и пособий, направленных на решение каждой задачи занятия, умение педагога творчески использовать конспект, модель занятия, рационально размещать оборудование.
Связь развития возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «программные задачи – деятельность детей»; «деятельность педагога – деятельность детей». Постановка определенных целей и задач должна приводить к дальнейшему продвижению ребенка в развитии. Работа педагога на занятии развивает детей, определяет и регулирует их поведение. Деятельность же детей на занятии меняет качественные характеристики работы педагога. Умение корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сменить форму организации детей, использовать отдых в зависимости от степени утомляемости детей, сменить прием, характер педагогического воздействия
Связь изменения возникает внутри двух групп структурных элементов занятия: «условия – деятельность педагога»; «условия – деятельность детей».
Методика проведения педагогического анализа предполагает.
1. Сбор информации. Изучение модели или конспекта занятия, с целью определения вида, формы, темы занятия; изучения цели и образовательных задач; установления места данного занятия в процессе обучения. Просмотр занятия, фиксация его хода по какой-либо схеме или ведение видео, аудиозаписи, фото съемки. Просмотр детских работ.
2. Характеристика элементов занятия и связей между ними. Оценка каждого элемента занятия, выделенного в модели. Определение в модели связей, их сравнение со связями, реально существующими в просмотренном занятии, т.е. сопоставление модели и реального объекта.
Методически грамотная формулировка образовательных задач, их соответствие уровню развития детей. Направленность деятельности педагога на создание необходимых условий обучения и решение задач занятия. Точность применения методических приемов. Деятельность детей, содержащая оценку освоения ими нового знания; особенности поведения каждого ребенка на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию), учебные навыки детей. Условия проведения занятия — выделение и оценка соответствия требованиям санитарно-гигиенических, материально-технических и организационно-педагогических условий.
Определение вида связи:
между видом, формой, темой занятия и образовательными задачами, которая определяет: соответствуют ли цель и задачи виду, форме, теме занятия; дает ли возможность данное занятие полностью реализовать предложенное содержание обучения;
между образовательными задачами и деятельностью педагога, которая определяет приемы для решения каждой задачи и возможность данной совокупностью приемов качественно достичь цели занятия;
между программными задачами и деятельностью детей. В осуществлении данной операции необходимо оценить, насколько данное занятие обеспечило развитие детей и их познавательную активность;
между образовательными задачами и условиями проведения занятия, которая поможет оценить, как задачи определили расположение рабочих столов педагога и детей, наглядных пособий, использование раздаточных материалов;
между деятельностью педагога и деятельностью детей, оценивающая взаимодействие, согласованность их деятельности. В этой операции также необходимо сопоставить тон воспитателя, стиль общения с особенностями поведения детей на занятии. Может ли педагог контролировать, анализировать деятельность детей в ходе занятия, и на этой основе корректировать свои действия, приемы работы;
между деятельностью педагога и условиями проведения занятия. В этой операции необходимо выявить умение педагога использовать в своей деятельности имеющиеся условия, корректировать свою деятельность в связи с изменением условий;
между условиями проведения занятия и деятельностью детей, в которой оценивается, как условия отразились на результатах усвоения детьми программного содержания;
3. Формирование выводов и рекомендаций. Определение эффективности проведения занятия в соответствии с целью и образовательными задачами. Выяснение причин, определивших полученный результат. На основании выводов вырабатываются рекомендации. Формулировка рекомендаций должна быть конкретной, четкой, педагогу должно быть понятно, что нужно сделать по совершенствованию своей педагогической деятельности. Рекомендации могут быть направлены как на ликвидацию причин, отрицательно повлиявших на результативность занятия, так и на стимулирование педагога к профессиональному росту, повышению квалификации, обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
4. Заполнение карты или схемы анализа занятия. Письменная фиксация анализа занятия (карта, опорная схема и т.д.) позволит проследить профессиональные изменения в работе педагога и выдержать логику изложения педагогического анализа
Практико-ориентированные задания и задачи к билету № 5
Сформулируйте основные задачи формирования у студентов педагогического колледжа профессиональных умений на практических занятиях по методике развития речи дошкольников.
Требования к уровню освоения практических навыков: приобретаемые компетенции, знания,
умения, навыки.
Студент-практикант должен:
- знать систему образовательных учреждений и основ управления ими, основных функций
сотрудников ДОУ;
- владеть способами гуманизации образовательно-воспитательного процесса в ДОУ;
- владеть системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о
современных психолого-педагогических технологиях; владеть технологиями развивающего обучения;
- уметь организовать образовательный процесс в различных социокультурных условиях;
- владеть умениями психолого-педагогической диагностики;
- знать основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере
образования;
- владеть умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного
процесса:
- владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и
группой, умениями педагогического общения;
- знать предметное содержание дошкольного образования как средства развития личности
ребенка;
- уметь определять уровень обученности и воспитанности ребенка, уровень усвоения им
программного материала, государственных стандартов;
- уметь производить квалифицированный анализ передового педагогического опыта с целью
отбора оптимального варианта обучения и воспитания и использования его в практической
деятельности;
- уметь выделять основные понятия, явления и определять методику формирования, уметь
конструировать педагогический процесс в конкретных условиях дошкольной действительности;
- уметь организовать внеучебную деятельность детей.
Практико-ориентированные задания и задачи к билету № 6
Составьте план практических занятий со студентами педагогического колледжа по теме «Личность». Предложите интерактивные методы и формы его реализации.
МОДЕЛЬ "ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТАДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"
Задачи
1. Познакомить студентов с понятием «модель» и с конкретной моделью личности учителя-воспитателя, ее структурными компонентами. Дать понятие «Я-концепция». Показать ее значение в профессиональном становлении специалиста.
2. Учить студентов создавать схемы (принцип детерминизма – причинной обусловленности). Развивать у них образное мышление.
3. Показать образец разработки конспекта занятия со всем методическим аппаратом в качестве пропедевтической работы к предстоящей педагогической практике. Показать пример самостоятельной работы с текстом:
o работа с терминологией;
o выявление материала для обязательного усвоения и материала для ознакомления.
Оборудование
1. Настенная и настольные схемы модели «Образ личности учителя».
2. Раздаточный материал «Я-концепция».
3. Конспекты лекции.
Литература
1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.
2. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина.– Л., 1967.
3. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев.– М., 1990.
4. Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне.– М., 1986.
5. Кон, И.С. Открытие «Я» / И. С. Кон.– М., 1978.
6. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки / В.А Сластенин.– М., 1976.
7. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса профессионального формирования специалиста / В.П. Беспалько.– М., 1989.
8. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова.– М., 1994.– Гл. 3.
9. Малиновская, В.Н. Введение в специальность ОПМ / В.Н. Малиновская, А.Л. Смятских.– М., 1991.
10. Синагатуллин, И.М. Личностно-деятельностный подход в подготовке учителя сельской школы / И.М. Синагатуллин // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 92–101.
11. Данильченко, В.М. Модель индивидуально-творческой подготовки будущего учителя / В.М. Данильченко // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 101–108.
12. Сластенин, В.А. Проблемы формирования содержания педагогического образования на современном этапе / В.А. Сластенин, Л.Г. Семушина // Формирование личности учителя: Сб. науч. тр.– М., 1995.– С. 24–33.
План занятия
1. Вступление. Определение задач занятия. Постановка проблемы занятия.
2. Понятийный аппарат темы.
3. Модель «Домик» образа личности учителя-воспитателя. Компоненты модели.
4. «Я-концепция» – средство и способ контроля личностного развития.
1. Вступление. Определение задач занятия.
Постановка проблемы занятия
Каким будет новое поколение, а значит, «завтра» страны, во многом зависит от учителя. Каким научным требованиям сегодня и в перспективе должна отвечать личность и профессиональная подготовка учителя-воспитателя? Каков механизм профессионального становления личности студента как будущего специалиста?
Эти вопросы постоянно возникают и у преподавателей профессиональных учебных заведений, и у молодых людей (студентов), задавшихся целью овладеть какой-либо профессией.
Исследуя личность учителя и его деятельность как социально-педагогическую проблему, ученые пришли к выводу, что «для управления и самоуправления процессом формирования специалиста необходимо, чтобы и студент, и преподаватель мысленно обращались к цели своей деятельности.
Чтобы эта цель – результат – была раскрыта, сформулирована, необходимо разработать перечень свойств выпускника-специалиста, которые следует сформировать и развить за годы пребывания студента в вузе».
Так возникает проблема модели личности специалиста. Какой должна быть эта модель? На этот вопрос мы и должны получить сегодня на занятии ответ.