Методика ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами.
Одним из св-в окруж предметов яв-ся их форма. Форма-внешний вид предмета, его очертания и контур Форма предметов получила отражение в геометр фигурах. Геометрические фигуры яв-ся эталонами, для определения формы.
2 мл гр. В мл. гр знакомим детей с кругом, квадратом, треугол. При первичном определении признака подбираем фигуры, окрашенные в разные цвета. Осн. Приёмы: осязательно-двигательныое обследование; практические действия; демонстрация фигуры, наз-ния; обучение приёмам обследования, приучаем детей правильному обследованию: левой рукой держим, правой-обводим по контуру, затем рукой по всей поверхности; самост обслед поверхности фигуры; приём зарисовки фигуры в воздухе; сравнение фигур; практич действия с фигурами; упр-ия на узнавание фигур; закрепление знаний фигур-упр-ия на выбор-по образцуи по словам. Широко исп-ся д/и.
Ср гр. Знакомим детей с прямоугольником на основе сравнения с квадратом, совершенствуем знания с шаром и кубом. С новыми геометрич фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоуг с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоугол и кругом, а затем с шаром и кубом. Рассматривание и сравнение фигур проводят в определенной последовательности:а)взаимное наложение или приложение фигур; этот прием позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы;б)орг-ция обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некоторых элементов и признаков фигуры; дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру;в)орг-ция разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют характерные свойства. г)орг-ция упр-ий по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера; д) орг-ия дидак игр и игр упр-ий для закрепления умений детей различать и называть фигуры («Чего не стало?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.). Приёмы обуч: 1. сравнение с помощью приёмов наложения и приложения в ходе которого мы обследуем фигуру на выявление сходного и различного. Чтобы выделить главное и второстепенное задаём вопросы: какая это фигура, какого цвета, какого размера, из чего сделана, чем отличается, чем похожи; 2. при определении сходства и различия обращаем внимание на пропорции отд частей, на их соотнесение, на наличие или отсутствие углов и их кол-во; 3. будем исп-ть группировку фигур по разным св-вам: форма, размер, толщина, материал. В этом воз-те также актуальны д/и.
В ст возр знакомим детей с овалом, с четырёхугольником на основе сравнения с квадратом и прямоугольником. Для знакомства с четырёхугольником детям показывают множество фигур с четырьмя углами и предлагают самостоятельно придумать название данной группе. Группировка фигур по признаку количества углов, вершин, сторон абстрагирует мысль детей от других, несущественных признаков. На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу — стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры. Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга — окружность. Обследуя треугольник, они приходят к выводу, что у него три вершины, три угла и три стороны. Можно исп-ть след варианты упр-й на группировку 4хугольников:отобрать все красные четырехугольники, назвать фигуры данной группы; отобрать четырехугольники с равными сторонами, назвать их;отобрать все большие четырехугольники, назвать их форму, цвет;слева от карточки положить все четырехугольники, а справа не четырехугольники; назвать их форму, цвет, величину. Приёмы: сравнение и сопосталение форм предметов с фигурами, обрисовка фигур, измерение фигур условными мерками, составление геометр фигур из палочек.
Усложняются задания на группировку геометр фигур, увеличивается кол-во фигур до 5-6, исп-ся более разнообразные фигуры, разное соотношение сторон, разной величины, толщины, составление фигур путём преобразования разных фигур
В подг. Гр. Знания о геометр фигурах расширяются, углубляются и систематизируются. Знакомим детей с многоугольником на основе квадрата и треуг. все фигуры, имеющие по три и более угла, вершины, стороны, относятся к группе многоугольников. Приёмы обуч. Ранее известные, штриховка геометр фигур, группировка, игровые упр-ия. В данной гр знакомим детей с прямой линиейи отрезком, преобразования фигур
Упр-ия в зарисовке геом фигур. Первоначально нужно познакомить детей с тетрадью, с её разлиновкой. Далее предложить зарисовать геометр фигуры-квадрат, прямоуг. В квадраты и прямоуг вписывать круг и овал. Не выходя за контуры, слегка касаясь краёв. Затем дети рисуют круги и овалы без квадратов и прямоуг.далее треуг. При зарисовке фигуры предлагаем и учим детей определять исходную точку от которой будем рисовать фигуру. Необходимо обучать приёмам штриховки с целью развития мелкой моторики. После зарисовки этих фигур детям предлагается разделить квадраты пополам, причем в одном квадрате соединить отрезком две противолежащие стороны, а в другом квадрате соединить две противолежащие вершины; рассказать, на сколько частей разделили квадрат и какие фигуры получились, назвать каждую из них.
3. Практико-ориентированное задание или задача.
Билет № 12