Методика ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью.

Этапы счётной дея-ти: 1 э. хар-ся тем, что дети ран воза проявляют интерес к однородным предметам, но не обращают внимания на их кол-во, фор-ие понятий о единственном и множественном числе, характерно исп-ие слов вот, вот, ещё; 2 э. ребенок проявляет интерес к сопоставлению множеств и величин. Определение на глаз величины и кол-ва предметов, задача обуч детей практическая деят-сть счёта на основе сравнения множеств, путём попарного сопосталения; 3 э. обусловлен обучением и предусматривает наз-ия числит-х.дети 4-5 лет (ср гр) считают в предела 5, стар.гр-в пределах 10. обучение ведётся на основе попарного сопоставления двух множеств, учим детей называть последнее числит, как показатель мощности множества; 4 э. последовательное называние числительных, соотнесение каждого числит с элементами множества, показываем правило счёта, каждое последующее число больше предыдущего на 1 и каждое пред. Меньше послед на 1. знакомим с порядковым счётом. Счёт звуков и движений; 5 э. обучение детей счёту с различным основанием единицы (1,2,3..) количественный состав числа из двух меньших; 6э. десятичная система счисления, счёт десятками. Этот период приходится на нач школу.

Во 2 мл гр у детей фор-ся разнообраз­ные практ действия с совокупностями однородных и разно­родных предметов. Обуч в этот период хар-­ся фор-ем колич представлений, отражаемых в устной речи, так называемый «дочисловой» период. У детей 3 лет фор-ся представления о единичности и множественности объектов предметов. Дети учатся образовывать гр предметов по одному, а затем и по двум, трём признакам — цвет, форма, размер, назна­чение и др. подбирать пары. В проц обуч у детей 3 лет фор-ся пред­ст о предметных совокупностях: один, много, мало.Такой подход является подготовкой детей к фор-ю представлений 0б отношениях «равенство» и «неравенство». Одной из гл задач в обуч детей 2 мл гр яв-ся освоение ими практ приемов взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого, путем наложения одного на другое, а также приложения одного множества к другому Для обуч детей этому приему используются карточки с нарис предметами, а впослед­ствии и с геометр фигурами,игрушки. Изображенные предметы располагаются в ряд, На изображения ставятся мелкие предметы (раздаточный материал) или накладыва­ются силуэты предметов. Исп-ся сюжеты. правило выкладывания предметов на полоску-правой рукой-слева на право. ошибки: распределять предметы двумя руками от середины: заполняет интервалы между предметами: не видят интервалов между предметами, расположенными на верхней полоске при обучении детей воспризводить кол-во звуков, движений обращать внимание на их кол-воо. Выкладывать кл-во игрушек по числу звуков (от1до3)

В ср дош в-те в проц сравнения 2 гр предм, выделения их св-в, а так­же счета у детей фор-ся представление о числе. Они овла­девают приемами и правилами счета предметов, звуков, движений (в пределах 5). знакомят с образо­ванием числа (в пред 5) в проц сравнения двух мно­жеств предметов и увелич или уменьшения одного из них на единицу. В ср гр дети, овладев умением считать предметы, звуки, движения, отвечать на вопрос «сколько?», учатся опре­делять порядок следования предметов (первый, последний, пятый), отвечать на вопрос «который?», т. е. практически пользовать­ся колич и порядковым счетом. Обуч детей ср дош в-та направлено на фор-е представлений о первых 5 числах натурал ряда (порядке их следования, зависимости: больше, меньше). Одна из осн програм задач обуч детей 5 го­да жизни состоит в форм-нии у них умения считать, развитии представ­ления о числе. Счет как деят-ть с конечными множествами включает след структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), сред-ва достижения (процесс счета, состоя­щий из ряда действий, отражающих степень освоения деятель­ности), рез-т (итоговое число). В ходе упр-ий по обуч счету необходимо сфор-ть у детей умение соотносить называемое по порядку число с одним из предметов, не пропускать предметы, числа и не назы­вать их повторно.

С целью предупреждения ошибок у детей (пропуск чисел и предметов, повторение счетных действий в ответ на вопрос «сколь­ко?», использование слова раз и др.) пе­риод обучения счету делят на два этапа. Цель 1 эт состоит в ознаком детей с назна­чением счета, обуч умению отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом посл при счете число. Цель 2 эт обуч состоит в фор-и у детей счетных ум, знакомстве с образованием каждого след числа на основе добавления предмета к одному. В ходе освоения счета у детей возникают трудности в согласовании числит-х с существ в роде, числе, падеже. считать слева направо, брать предметы по одному правой рукой и раскладывать их слева направо. В ср гр дети овладевают порядковым счетом, т. е. умением определять место расположения предмета среди других. Для этого необходимо научить­ся различать вопросы «сколько?», «который?», «какой по порядку?».Фор-ию навыка счетной деят-ти, обобщению пред­ставлений о числе способствуют упражнения в сосчитывании зву­ков, движений, предметов по осязанию (счёт неглядя). Отсчитывание определенной части множества осуществля­ется по тем же правилам, что и счет. Уточняется смысл слов сосчитал и отсчитал. При сосчитывании определяется число элементов в множестве, а при отсчитывании из большего числа элементов берется опреде­ленная часть В ср гр продолжается работа по фор-ю представлений о неза­висимости числа предметов от их несущественных признаков: цвета, формы, размера, расстояния между ними, занимаемой площади, расположения их в пространстве.

В ст дош воз коли­ч представления в проц обуч фор-ся под влиянием овладения счетной и измерит деят-ю. Число выступает как результат счета

В ст гр продолжается по фор-е пред­ставлений о мно­жестве, способах образования чисел, количественной оценке вели­чин путем измерения.Дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движений по осязанию в пределах 10, определяют количество условных ме­рок при измерении протяженных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ. В процессе применения педагогом разнообразных способов срав­нения предметных множеств дети учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества, отсчитывают количество пред­метов по названному числу, больше (меньше) на единицу, упражняются в обоб­щении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно-качественными признаками (форма, расположение, направление счета и др.) В ходе сравнения множеств и чисел дети знакомятся с циф­рами от 0 до 9. Учатся относить их к числам, различать, исполь­зовать в играх. В ст гр дети могут делить целое на 2 и 4 равные части, Деление целого на части осуществляется практически путем складывания с последующим разрезанием или путем разрезания. Обучение счету, знакомство с цифрами, образованием чисел- способ графического обозначения числа — цифра После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (нуль). Наличие предметов показы­вается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля). Уравнивание предметов дети ст гр осуществляют обычно двумя способами: путем увеличения или уменьшения на единицу.

В подг гр можно выделить след напр: развитие счетной, измерит деят-ти: точности и быстроты счета, воспроизведения кол-ва предметов в большем и меньшем на один от заданного их числа; подготовка к усвоению чисел на базе измерения, использование цифр в разных видах игровой и бытовой деятельности. Совершен-е умений сравнивать числа, Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе их из единиц, составле­ние чисел из двух меньших. Фор-е представлений об отношениях «целое — часть» Увеличение и уменьшение чисел в пределах 10 на единицу, подготовка к усвоению арифметических действий сложения и вычи­тания. Решение простых арифметических задач, используя при этом вычислительные приемы увеличения и уменьшения на единицу. Этапы работы над задачей: знакомство, структура-условие, вопрос, ответ

3. Практико-ориентированное задание или задача.

Билет № 10

Наши рекомендации