Методика ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью.
Этапы счётной дея-ти: 1 э. хар-ся тем, что дети ран воза проявляют интерес к однородным предметам, но не обращают внимания на их кол-во, фор-ие понятий о единственном и множественном числе, характерно исп-ие слов вот, вот, ещё; 2 э. ребенок проявляет интерес к сопоставлению множеств и величин. Определение на глаз величины и кол-ва предметов, задача обуч детей практическая деят-сть счёта на основе сравнения множеств, путём попарного сопосталения; 3 э. обусловлен обучением и предусматривает наз-ия числит-х.дети 4-5 лет (ср гр) считают в предела 5, стар.гр-в пределах 10. обучение ведётся на основе попарного сопоставления двух множеств, учим детей называть последнее числит, как показатель мощности множества; 4 э. последовательное называние числительных, соотнесение каждого числит с элементами множества, показываем правило счёта, каждое последующее число больше предыдущего на 1 и каждое пред. Меньше послед на 1. знакомим с порядковым счётом. Счёт звуков и движений; 5 э. обучение детей счёту с различным основанием единицы (1,2,3..) количественный состав числа из двух меньших; 6э. десятичная система счисления, счёт десятками. Этот период приходится на нач школу.
Во 2 мл гр у детей фор-ся разнообразные практ действия с совокупностями однородных и разнородных предметов. Обуч в этот период хар-ся фор-ем колич представлений, отражаемых в устной речи, так называемый «дочисловой» период. У детей 3 лет фор-ся представления о единичности и множественности объектов предметов. Дети учатся образовывать гр предметов по одному, а затем и по двум, трём признакам — цвет, форма, размер, назначение и др. подбирать пары. В проц обуч у детей 3 лет фор-ся предст о предметных совокупностях: один, много, мало.Такой подход является подготовкой детей к фор-ю представлений 0б отношениях «равенство» и «неравенство». Одной из гл задач в обуч детей 2 мл гр яв-ся освоение ими практ приемов взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого, путем наложения одного на другое, а также приложения одного множества к другому Для обуч детей этому приему используются карточки с нарис предметами, а впоследствии и с геометр фигурами,игрушки. Изображенные предметы располагаются в ряд, На изображения ставятся мелкие предметы (раздаточный материал) или накладываются силуэты предметов. Исп-ся сюжеты. правило выкладывания предметов на полоску-правой рукой-слева на право. ошибки: распределять предметы двумя руками от середины: заполняет интервалы между предметами: не видят интервалов между предметами, расположенными на верхней полоске при обучении детей воспризводить кол-во звуков, движений обращать внимание на их кол-воо. Выкладывать кл-во игрушек по числу звуков (от1до3)
В ср дош в-те в проц сравнения 2 гр предм, выделения их св-в, а также счета у детей фор-ся представление о числе. Они овладевают приемами и правилами счета предметов, звуков, движений (в пределах 5). знакомят с образованием числа (в пред 5) в проц сравнения двух множеств предметов и увелич или уменьшения одного из них на единицу. В ср гр дети, овладев умением считать предметы, звуки, движения, отвечать на вопрос «сколько?», учатся определять порядок следования предметов (первый, последний, пятый), отвечать на вопрос «который?», т. е. практически пользоваться колич и порядковым счетом. Обуч детей ср дош в-та направлено на фор-е представлений о первых 5 числах натурал ряда (порядке их следования, зависимости: больше, меньше). Одна из осн програм задач обуч детей 5 года жизни состоит в форм-нии у них умения считать, развитии представления о числе. Счет как деят-ть с конечными множествами включает след структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом), сред-ва достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности), рез-т (итоговое число). В ходе упр-ий по обуч счету необходимо сфор-ть у детей умение соотносить называемое по порядку число с одним из предметов, не пропускать предметы, числа и не называть их повторно.
С целью предупреждения ошибок у детей (пропуск чисел и предметов, повторение счетных действий в ответ на вопрос «сколько?», использование слова раз и др.) период обучения счету делят на два этапа. Цель 1 эт состоит в ознаком детей с назначением счета, обуч умению отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом посл при счете число. Цель 2 эт обуч состоит в фор-и у детей счетных ум, знакомстве с образованием каждого след числа на основе добавления предмета к одному. В ходе освоения счета у детей возникают трудности в согласовании числит-х с существ в роде, числе, падеже. считать слева направо, брать предметы по одному правой рукой и раскладывать их слева направо. В ср гр дети овладевают порядковым счетом, т. е. умением определять место расположения предмета среди других. Для этого необходимо научиться различать вопросы «сколько?», «который?», «какой по порядку?».Фор-ию навыка счетной деят-ти, обобщению представлений о числе способствуют упражнения в сосчитывании звуков, движений, предметов по осязанию (счёт неглядя). Отсчитывание определенной части множества осуществляется по тем же правилам, что и счет. Уточняется смысл слов сосчитал и отсчитал. При сосчитывании определяется число элементов в множестве, а при отсчитывании из большего числа элементов берется определенная часть В ср гр продолжается работа по фор-ю представлений о независимости числа предметов от их несущественных признаков: цвета, формы, размера, расстояния между ними, занимаемой площади, расположения их в пространстве.
В ст дош воз колич представления в проц обуч фор-ся под влиянием овладения счетной и измерит деят-ю. Число выступает как результат счета
В ст гр продолжается по фор-е представлений о множестве, способах образования чисел, количественной оценке величин путем измерения.Дети осваивают приемы счета предметов, звуков, движений по осязанию в пределах 10, определяют количество условных мерок при измерении протяженных объектов, объемов жидкостей, масс сыпучих веществ. В процессе применения педагогом разнообразных способов сравнения предметных множеств дети учатся образовывать числа путем увеличения или уменьшения данного числа на единицу, уравнивать множества, отсчитывают количество предметов по названному числу, больше (меньше) на единицу, упражняются в обобщении по числу предметов ряда конкретных множеств, отличающихся пространственно-качественными признаками (форма, расположение, направление счета и др.) В ходе сравнения множеств и чисел дети знакомятся с цифрами от 0 до 9. Учатся относить их к числам, различать, использовать в играх. В ст гр дети могут делить целое на 2 и 4 равные части, Деление целого на части осуществляется практически путем складывания с последующим разрезанием или путем разрезания. Обучение счету, знакомство с цифрами, образованием чисел- способ графического обозначения числа — цифра После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (нуль). Наличие предметов показывается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля). Уравнивание предметов дети ст гр осуществляют обычно двумя способами: путем увеличения или уменьшения на единицу.
В подг гр можно выделить след напр: развитие счетной, измерит деят-ти: точности и быстроты счета, воспроизведения кол-ва предметов в большем и меньшем на один от заданного их числа; подготовка к усвоению чисел на базе измерения, использование цифр в разных видах игровой и бытовой деятельности. Совершен-е умений сравнивать числа, Уточнение представлений о закономерностях образования чисел натурального ряда, количественном составе их из единиц, составление чисел из двух меньших. Фор-е представлений об отношениях «целое — часть» Увеличение и уменьшение чисел в пределах 10 на единицу, подготовка к усвоению арифметических действий сложения и вычитания. Решение простых арифметических задач, используя при этом вычислительные приемы увеличения и уменьшения на единицу. Этапы работы над задачей: знакомство, структура-условие, вопрос, ответ
3. Практико-ориентированное задание или задача.
Билет № 10