Принцип гибкости организационных форм
Для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм обучения. Тем более что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным — далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена.
В системе народного образования (за исключением базовой общеобразовательной школы) неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от работы.
Рассмотрим в первую очередь то, что касается заочного образования.Хотя в области заочного образования Россия имеет признанный в мире исторический приоритет и значительный наличный потенциал, из-за общих для нашего образования причин и, в частности, особенностей организации образования по заочной форме, уровень подготовки подавляющего большинства выпускников-заочников в последние десятилетия командно-административной системы перестал соответствовать предъявляемым требованиям. Заочная форма оказалась настолько дискредитированной, что как правительство, так и население страны стали считать, что прекращение обучения по ней принесет больше пользы, чем вреда. В ходе реформ заочная форма образования была сохранена лишь из-за необходимости обеспечения непрерывности образования.
Между тем заочная система обучения необходима гражданам для непрерывного образования, получения общего образования и специальности жителями удаленных регионов, инвалидами, молодыми матерями и многими другими группами населения, не имеющими иных возможностей обучаться. Она необходима предприятиям, особенно добывающим, транспортным, имеющим рассредоточенные по территориям объекты и заинтересованным в обучении кадров на местах без отрыва от производства.
В отношении связки «заочное обучение — производство» есть также очень интересная особенность: подавляющее большинство руководящего состава заводов и фабрик, строек и т.д.
к
составляют выпускники именно заочных ВУЗов, которые в свое время кончали ПТУ или техникумы и затем продолжали образование в заочной форме — они вырастали в производственных коллективах и осваивали специфику общения в нем, специфику производственных отношений, к чему выпускники очного обучения оказываются неприспособленными и на заводах не задерживаются, кроме аппарата заводоуправления, конструкторских бюро и т.п.
Наконец, в заочном образовании заинтересовано общество в целом, поскольку при сравнительно небольших затратах обеспечивается рост общекультурного уровня и профессионализма населения. Заочное обучение, при качественной его постановке, во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования, и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет.
Все остальные формы обучения, кроме, пожалуй, экстерната, занимают промежуточное положение между очным и заочным обучением. Втом числе вечернее (сменное) обучение, на которое в той же мере распространяется все сказанное выше о заочном обучении. А кроме того за рубежом существует много других форм обучения, давая возможность учащемуся, студенту право широкого их выбора с целью обеспечить ему наиболее удобный режим обучения без отрыва от работы: так называемое «обучение частичного времени» (part-time education), когда обучаемый два дня в неделю учится, а три дня работает на производстве, сокращенный(по академическим часам аудиторных занятий) курс очного обучения, «сэндвич»и «блок»— разные варианты сочетания очного и заочного обучения, вечернее обучениеи т.д. — всего, например, в Англии насчитывается 9 форм. Причем в английских колледжах студенты-очники составляют всего 40% контигента, т.е. без отрыва от работы учится большая часть молодежи.
Особый интерес представляет система так называемого «открытого обучения»,на которой есть смысл остановиться подробнее ввиду ее потенциальной перспективности.
Эта система возникла в Англии и в настоящее время получает все большее распространение во всем мире. История его такова. В 60-х годах многими специалистами в области образования высказывалась идея «эфирного университета» как объединения учебных заведений, использующих радио и те-
левидение для заочного обучения и «доставки преподавателей на дом». Эта идея была поддержана правительством, и в 1969году был создан Открытый университет, который тут женачал стремительно расти по числу студентов с 24 тысяч в 1971г. до 200 тысяч в 1993 г., не считая контингентов многочисленных филиалов Открытого университета во многих странах мира. Таким филиалом в России является, в частности, ЛИНК — Международный центр дистанционного обучения в г. Жуковском Московской области с его многочисленными филиалами по всей России. Кроме того, в России создан, в частности усилиями Московской областной и районной служб занятости, ряд российско-британских центров открытого обучения на базе профессиональных лицеев в городах Жуковском, Сергиевом Посаде, Щелково по переподготовке безработных граждан.
Вслед за Открытым университетом в Англии, в других странах стали создаваться открытые колледжи, а также отделения открытого обучения во многих обычных университетах и колледжах. Всего сегодня этой формой обучения в Англии охвачено более 5 млн человек.
В чем суть открытого обучения? Это дальнейшая модернизация системы заочного обучения. Основные отличия открытого обучения от заочного в следующем:
— для поступления на обучение не требуется никаких сви
детельств об образовании;
— обучаемый сам выбирает содержание (из предлагаемых
на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп
изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возмож
ность на время прекратить обучение по каким-либо обстоя
тельствам, а затем вернуться к нему вновь и т.д.;
— для каждого курса, модуля создаются комплекты учеб
ных материалов, включающие пособия на печатной основе,
аудио-, видео- и слайд-фильмы, компьютерные программы и
т.д. Такие комплекты для сотен учебных курсов, в том числе
альтернативных, выпускаются десятками фирм и позволяют
студенту самостоятельно осваивать материал;
— самостоятельное изучение учебных курсов сопровожда
ется консультациями тьютора (индивидуального наставника-
консультанта), чаще всего по телефону, проверкой им пись
менных заданий, организацией групп взаимопомощи студен
тов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обме-
ниваться информацией и идеями, практиковаться в различных ролях (тоже часто по телефону), организацией воскресных школ, тьютериалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей.
Открытое обучение — рациональная форма образовательного продвижения для людей, которые хотят продолжать образование, но не могут даже частично оторваться от своей служебной деятельности. Открытое обучение позволяет, во-первых, пройти весь курс обучения для получения сертификатов и дипломов всех уровней колледжа или университета, для получения степеней бакалавров и магистра. Во-вторых, открытое обучение широко используется для повышения квалификации и переподготовки персонала фирм, которые чаще всего оплачивают обучение или приобретают комплекты учебных материалов для коллективного пользования их сотрудниками. В-третьих, — открытое обучение широко используется населением для повышения квалификации, общего уровня образованности.
Вместе с тем, открытое обучение требует от обучаемого значительных волевых усилий в условиях практически полной самостоятельности в учебной деятельности. К этому способен не всякий. Так, по оценкам английских специалистов, лишь 15% людей способны пройти в форме открытого обучения полный университетский курс до получения диплома.
Широкие перспективы в развитии форм получения образования имеет, очевидно, и экстернат. Экстернат у нас в стране вроде бы никогда не запрещался, но в то же время никак и не поощрялся. Организационно эта форма обучения почти не отработана, хотя в Законе РФ об образовании и указана как одна из возможных форм получения образования. Тем не менее она имеет большие возможности.
В частности, во-первых, для общеобразовательных школ. В том числе для сдачи экзаменов экстерном для получения российского аттестата зрелости молодежью, приезжающей из бывших республик СССР и желающей поступать в российские ВУЗы. Сегодня для учреждений начального и среднего профессионального образования сложилась ситуация, при которой уровень квалификации рабочих значительно отстает от потребностей народного хозяйства. Как уже говорилось, к концу 80-х
годов средний квалификационный разряд рабочих в целом по стране отставал от среднего разряда работ на целую единицу. Между тем известно, что разница всего в 0,5 разряда означает технологическую катастрофу для любого предприятия. В чем же дело? В том, что большинство государственных предприятий не были заинтересованы в повышении квалификационных разрядов рабочим — ведь тогда надо повышать им заработную плату. В то же время многие рабочие заинтересованы в повышении разряда, особенно в случаях перехода на другие предприятия, в фирмы и т.д. В этой ситуации учреждения начального и среднего профессионального образования могут стать государственной альтернативной службой за счет введения экстернатной формы присвоения квалификации рабочим.
Во-вторых, перспективы развития экстерната могут быть связаны, очевидно, с тем обстоятельством, что уже сегодня для работы на многих негосударственных предприятиях и в организациях администрация последних начинает требовать от специалистов наличия одновременно двух специальностей, допустим, инженерного и экономического, финансового образования, инженерного и компьютерного и т.д. Или, допустим, в небольших строительных фирмах, которых стало уже много, требуются рабочие, владеющие множеством профессий: строительно-монтажными, отделочными, электротехническими, столярными и т.п. И для профессиональных образовательных учреждений здесь большой выбор для развития экстернатной формы обучения.
Таким образом, система народного образования стоит сегодня перед необходимостью создания целого комплекса гибких организационных форм обучения, создающих максимально благоприятные условия для продвижения человека в образовательном пространстве.
Итак, мы рассмотрели основные идеи, принципы развития отечественного образования и условия их реализации. Из этого обширного материала видно, что завтра система образования должна стать иной, чем она есть сегодня, и совершенно, качественно иной,чем она была вчера. Мы еще нередко слышим обращения многих работников образования в директивные органы всех уровней, их призывы: «Сохранить!», «Не допустить!», «Вернуть!». Можно понять чувства, которые ими дви-
м
жут. Но это все взгляд в прошлое, которого уже не вернуть. Надо смотреть в завтрашний день.
В заключение мы вновь вернемся к идеям, принципам развития образования и условиям их реализации, но уже с иных — теоретико-методологических позиций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(Теоретико-методологическое)
Мы часто ищем сложности вещей,
Где истина лежит совсем простая.
С. Щипачев
У читателя вполне могло сложиться впечатление, что автор в книге приводит слишком много различных идей, принципов, и т.д., т.е. «красивых научных слов». Действительно, «красивых слов» можно придумать еще больше: прогностичность, адаптивность, динамичность, — да мало ли еще сколько. «Слова, слова...», как говорил известный принц Датский. Но суть в другом.
На самом деле автор предпринял попытку построить теорию развития системы народного образования России. Именно попытку. Ведь понятие «теория» в строгом смысле этого слова в отношении к гуманитарным, общественным наукам, каковыми являются, в том числе, педагогика и другие науки об образовании, применить затруднительно в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости явлений и процессов, изучаемых этими науками, отсутствия достоверных процедур их систематизации, измерения и т.д. В этих науках используется, как правило, понятие «концепция» — как определенный комплекс взглядов, воззрений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними. И когда говорят, к примеру, «теория проблемного обучения», то, строго говоря, это — «концепция проблемного обучения».
В строгом смысле, теория — это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знаний — объекте данной теории (в нашем случае объектом выступает образование). Основными требованиями к любой теории являются:
1) Требование полноты, т.е. теория должна научно описывать все основные явления, процессы и связи между ними.
17-1045
2) Требование непротиворечивости, т.е. все постулаты, идеи, принципы и другие конструкции теории логически не должны противоречить друг другу*.
Рассмотрим, как эти требования могут быть удовлетворены в нашем случае. Относительная полнота может быть достигнута, по мнению автора, типологией и иерархической системой классификаций идей, вытекающих из них принципов развития образования и условий их реализации.
Напомним логические правила построения классификаций:
1) В одной и той же классификации должно быть одно и то
же основание классификации, т.е. признак, по которому клас
сифицируемые объекты объединяются в один класс.
2) Объем членов классификации должен однозначно соот
ветствовать объему классифицируемой совокупности, т.е. сум
ма членов классификации должна полностью исчерпывать всю
совокупность и не превышать ее.
3) Члены классификации должны исключать друг друга,
т.е. ни один из членов не должен входить в объем другого
члена.
4) Подразделение на подклассы должно быть непрерывным,
т.е. идти по линии непрерывного нарастания или ослабления
выделенного в качестве основания признака, не перескакивая
через ближайший подкласс.
Теперь рассмотрим логическую структуру построения данной книги. В конце первого раздела был сформулирован исходный постулат, что в новой эпохе, в которую перешло человечество, в новых условиях жизни России, направленной на построение гуманистического демократического общества с рыночной экономикой, народное образование в стране должно стать качественно иным, адекватно соответствующим этому новому обществу.
Этот постулат развивается в формулировании четырех основных идей, соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъектов — его «потребителей»: личности, общества, производства и самой образовательной сферы: гуманизации, демократиза-
* Естественно, полнота и непротиворечивость любой теории всегда будут относительными. Ведь даже в математике, как показано двумя известными теоремами К. Ге-деля, любая достаточно сложная теоретическая система будет, с одной стороны, неполна, с другой стороны, ее непротиворечивость не может быть доказана в рамках данной
системы.
ции, опережающего образования, непрерывного образования. Напомним при этом, что идея (в смысле общественно-историческая идея) понимается как высшая форма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на его преобразование (Философский энциклопедический словарь. — М., 1989). Идеи в науке не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы.
В свою очередь, каждая идея в книге раскрывается, конкретизируется в совокупность принципов развития образования. Причем эти совокупности выделены в каждом случае по вполне определенным основаниям классификации. Так, например, напомним, что в основание классификации принципов гуманизации образования положены убеждения личности, включающие ее мировоззрение и стремление к его реализации и объединяющие: эмоциональные (принцип гуманитаризации), интеллектуальные (принцип фундаментализации) и волевые (принцип деятельностной направленности) свойства личности. Интегративной характеристикой убеждений личности выступает ее национальный менталитет (принцип национального характера образования). В свою очередь, к примеру, в основание классификации условий реализации принципа гуманитаризации образования взяты отношения личности: к самому себе (эстетическое обучение и воспитание обучаемых); к другим людям (этическое...); к труду, производству (экономическое...); к природе (экологическое...); к государству (правовое...).
Аналогично в основании классификации принципов демократизации образования лежит уровень управления субъектами: учащийся, студент — принцип самоорганизации; учитель, преподаватель как руководитель обучаемых — принцип сотрудничества; учебное заведение — принцип открытости; система образования — принцип многообразия; регион — принцип регионализации, страна в целом в двух аспектах (новая классификация — деление на подклассы): в аспекте общества — принцип равных возможностей и в аспекте государства — принцип общественно-государственного управления. В свою очередь, каждому принципу соответствует совокупность условий его реализации, также построенных по
17* 259
определенной классификации с вполне конкретным основанием.
Вся типология идей, принципов развития народного образования и условий их реализации приведена в приложениик данной книге. Там же представлены основания всех классификаций.
Таким образом, требование полнотытеории развития российского образования, очевидно, обеспечивается построением иерархической системы классификаций (с соблюдением всех правил их построения, охватывающих в совокупности все существенные стороны и аспекты рассматриваемого объекта) по выделенным основаниям классификаций.
Требование непротиворечивости, очевидно, также удовлетворяется за счет соблюдения тех же правил построения классификаций. В частности, того правила, что члены классификаций должны исключать друг друга, а также тех обстоятельств, что в каждом случае классифицировались разные объекты и что классификации строились по разным не совпадающим основаниям.
Далее, как известно, теорияимеет триосновных функции: объяснительную, предсказательную (прогностическую) и предписывающую (нормативную). Применение подобного типологического способа построения теории развития образования позволяет: выявцть и объяснить противоречия, прорывы, слабые места в современном состоянии системы образования; выявить, что необходимо делать безотлагательно, вводить в качестве нормативов, императивов; предвидеть, как должна развиваться система народного образования в будущем. В частности, здесь необходимо отметить то обстоятельство, что каждая идея развивается в совокупности принципов, а принципы (в научном смысле), как известно, выполняют двоякую роль — с одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован; с другой стороны, принцип выступает в смысле принципа действия — норматива, предписания к деятельности.
Наконец, при данной конструкции теории любая вводимая в дальнейшем кем-либо какая-либо инновация может быть, очевидно, четко индентифицирована, однозначно отнесена к
тому или иному конкретному условию реализации конкретного принципа конкретной идеи.
Тем не менее, поскольку известно, что одна и та же совокупность объектов может быть классифицирована по различным основаниям (так, например, известно девять независимых классификаций методов обучения), то понятно, что данная теория развития образования — не единственно возможная. Впрочем, как сказал булгаковский Воланд, «все теории стоят одна другой». Ведь, как известно, гносеологический принцип дополнительности допускает множественность теорий, описывающих одну и ту же предметную область.
В любом случае этот типологический, классификационный подход к построению теоретических конструкций, думается, имеет определенный научный и практический интерес. Насколько же материал данной книги может претендовать на теорию развития образования (в строгом смысле) — судить читателям, в первую очередь теоретикам и методологам педагогики и образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТИПОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ,
ПРИНЦИПОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
И УСЛОВИЙ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживет в алмазе
В. Брюсов
Совокупность основных идей развития образования:
1. Гуманизации образования.
2. Демократизации образования.
3. Опережающего образования.
4. Непрерывного образования.
Основание классификации идей: субъекты, на которые направлены цели образования ( «потребители» образования): личность (идея гуманизации ), общество (идея демократизации), производство (идея опережающего образования), сама сфера образования — рефлексия (идея непрерывного образования).
ИДЕЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Принципы развития:
1.1. Гуманизации образования.
1.2. Фундаментализации образования.
1.3. Деятельностной направленности образования.
1.4. Национального характера образования.
Основание классификации принципов: убеждения личности,
включающие ее мировоззрение и стремление к его реализации и объединяющие: эмоциональные (гуманизация), интеллектуальные (фундаментализация) и волевые (деятелъностная направленность) свойства; национальный менталитет как ин-тегративная характеристика убеждений личности (национальный характер образования).
1.1. Условия развития принципа гуманизации образования:
1.1.1. Улучшение эстетического обучения и воспитания уча
щихся и студентов.
1.1.2. Улучшение этического обучения и воспитания уча
щихся и студентов.
1.1.3. Улучшение экономического обучения и воспитания
учащихся и студентов.
1.1.4. Улучшение экологического обучения и воспитания
учащихся и студентов.
1.1.5. Улучшение правового обучения и воспитания уча
щихся и студентов.
Основание классификации условий: психические отношения личности: к себе (эстетическое...), к другим людям, обществу (этическое...), к производству (экономическое...), к природе (экологическое), к государству (правовое...).
1.2. Условия реализации принципа фундаментализации образования:
1.2.1. Сохранение ядра общего среднего образования.
1.2.2. Обучение учащихся и студентов базисным квалифи
кациям.
1.2.3. Усиление общеобразовательных компонентов в про
фессиональных образовательных программах.
1.2.4. Переход профессиональной школы на подготовку спе
циалистов широкого профиля.
1.2.5. «Университетизация» высшей школы, «кол-
леджизация» начальной и средней профессиональной
школы.
1.2.6. Модульное построение содержания образования (ин-
тегративный вариант как один из возможных).
1.2.7. Усиление научного потенциала школы.
1.2.8. Методологическая подготовка обучающихся.
Основание классификации условий — содержание образования: в аспекте содержания — виды, направленность подготовки — общеобразовательная (1.2.1; 1.2.3), политехническая (1.2.2), специальная (1.2.4), научно-исследовательская (1.2.7), методологическая (1.2.8); в аспекте структуры организации содержания (1.2.5; 1.2.6).
1.3. Условия реализации принципа деятельной направленности образования:
1.3.1. Соединение формирования теоретических знаний уча
щихся и студентов с их практическими потребностями, цен
ностными ориентациями.
1.3.2. Совершенствование системы знаний, определяющих
деятельностную направленность личности.
1.3.3. Формирование умений на уровне тактики и стратегии
интегративной деятельности.
Основание классификации условий: умения осуществления интегративной профессиональной деятельности как высшее звено опыта личности: знания, определяющие деятельностную направленность личности (1.3.1; 1.3.2); умения на уровне тактики и стратегии профессиональной деятельности (1.3.3).
1.4. Условие реализации принципа национального характера образования: построение системы воспитательной работы на основе национальной идеи России; учет особенностей национального менталитета в содержании обучения.
ИДЕЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Принципы развития:
2.1. Самоорганизация учебной деятельности учащихся и
студентов.
2.2. Сотрудничества педагогов и обучаемых.
2.3. Открытости образовательных учреждений.
2.4. Многообразия образовательных систем.
2.5. Регионализации образования.
2.6. Равных возможностей.
2.7. Общественно-государственного управления.
Основание классификации принципов — уровни организации
и управления: учащийся, студент (самоорганизации), педагог (сотрудничества), учреждение образования (открытости), система образования (многообразия), регион (регионализация), страна в целом в двух аспектах: в аспекте общества (равных возможностей) и в аспекте государства (общественного-государственного управления).
2.1. Условия реализации принципа самоорганизации: 2.1.1. Переход из позиции «педагог ведет учащегося, студента за собой» в позицию «обучаемый идет вперед».
2.1.2. Сокращение аудиторной учебной нагрузки учащихся и студентов.
Основание классификации условий: пара категорий диалектики: внутренее (изменение позиции...), внешнее (сокращение учебной нагрузки).
2.2. Условие реализации принципа сотрудничества: изме
нение позиции педагога из позиции «над обучаемым» к пози
ции «вместе с обучаемым».
2.3. Условия реализации принципа открытости образова
тельных учреждений:
2.3.1. Развитие рыночных отношений в системе образова
ния (развитие рынка образовательных услуг).
2.3.2. Развитие открытых связей с социальными и зарубеж
ными партнерами.
Основание классификации условий: пара категорий диалектики: внутреннее (рыночные отношения), внешнее (открытые связи).
2.4. Условия реализации принципа многообразия образова
тельных систем:
2.4.1. Дифференциация образовательных программ.
2.4.2. Индивидуализация образовательных программ.
2.4.3. Многоукладность образовательных учреждений.
2.4.4. Многообразие типов образовательных учреждений.
Основание классификации условий: пара категорий диалектики: содержание (дифференциация и многоукладность) и форма. В свою очередь содержание: для групп людей (дифференциация), для каждого человека (индивидуализация). Форма — принципы рынка: собственность (многоукладность), право свободной предпринимательской деятельности (многообразие типов...).
2.5. Условия реализации принципа регионализации обра
зования:
2.5.1. Введение национально-региональных компонентов
содержания образования.
2.5.2. Переход образовательных учреждений от отраслевой
к региональной ориентации.
2.5.3. Расширение культурообразующих функций образо
вательных учреждений в своих регионах.
2.5.4. Вхождение образовательных учреждений в регио
нальное образовательное пространство.
2.5.5. Разработка долгосрочных региональных программ развития образования.
Основание классификации условий — структура деятельности образовательных учреждений в регионах: перспективы (2.5.5), цели (специальные — 2.5.2, общие — 2.5.3), содержание (2.5.1), методы (2.5.4).
2.6. Условия реализации принципа равных возможностей:
2.6.1. Усиление роли государства в регулировании образо
вательных возможностей, предоставляемых каждому чело
веку.
2.6.2. Посильность образовательных стандартов.
2.6.3. Развитие элитарного образования.
2.6.4. Социальная защита нуждающихся.
2.6.5. Обучение инвалидов.
Основание классификации условий — пара категорий диалектики: общее (всеобщее) — (2.6.1) и единичное (2.6.2 — 2.6.5). В свою очередь единичное — четыре основных категории молодежи и взрослого населения: одаренные (элитарность), средние (посильность), инвалиды, лица, нуждающиеся в социальной защите.
2.7. Условия развития принципа общественно-государст
венного управления:
2.7.1. Развитие демократических механизмов финансиро
вания образования.
2.7.2. Введение демократических механизмов руководства.
2.7.3. Введение демократических механизмов контроля ка
чества образования.
Основание классификации условий — основные механизмы в общей теории управления: финансирование, руководство, контроль.
ИДЕЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Принципы развития:
3.1. Опережающего потребности производства уровня обра
зования населения.
3.2. Опережающей подготовки кадров для регионов.
3.3. Саморазвития личности обучаемого (учащегося, студен
та, слушателя, курсанта).
Основание классификации принципов — субъекты, имеющие отношение к производству: общество (опережающего уровня), регион (опережающей подготовки кадров), личность (саморазвития).
3.1. Условие реализации принципа опережающего уровня
образования населения: увеличение численности учащихся
полной средней школы и студентов профессиональных обра
зовательных программ всех уровней.
3.2. Условия реализации принципа опережающей подготов
ки кадров для регионов:
3.2.1. Заблаговременная подготовка и переподготовка спе
циалистов по перспективным для регионов профессиям.
3.2.2. Создание профессиональными образовательными уч
реждениями в своей структуре рабочих мест для выпускников
по перспективным для региона профессиям.
Основание классификации условий — пара категорий диалектики: внешнее (3.2.1), внутреннее (3.2.2).
3.3. Условия реализации принципа саморазвития личности:
3.3.1. Саморазвитие интеллектуальной сферы личности обу
чаемых.
3.3.2. Саморазвитие волевой и эмоциональной сферы лич
ности обучаемых.
3.3.3. Саморазвитие сенсорно-двигательной сферы личности
обучаемых.
Основание классификации условий — сферы личности: интеллектуальная, волевая, эмоциональная, сенсорно-двигательная.
4. ИДЕЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Принципы развития:
4.1. Базового образования.
4.2. Многоуровневости образовательных программ.
4.3. Дополнительности (взаимодополнительности) базового
и последипломного образования.
4.4. Маневренности образовательных программ.
4.5. Преемственности образовательных программ.
4.6. Интеграции образовательных структур.
4.7. Гибкости организации форм образования (обучения).
Основания классификации принципов: пара категорий диалектики: содержание (4.1 —4.5) и форма организации (4.6; 4.7). В свою очередь подсистема содержания делится: состав подсистемы в составляющих: базовое образование, многоуровне-вость, последипломное (дополнительности) и переподготовка, смена направления (маневренности); структура подсистемы, ее структурные связи (преемственности). Подсистема форм организации — основание — целостность подсистемы: ее состав (интеграции) и ее функции (гибкости организационных
форм).
4.1. Условие реализации принципа базового образования:
создание основы для дальнейшего движения человека в обра
зовательном пространстве по всем возможным векторам.
4.2. Условие реализации принципа многоуровневости: вве
дение образовательных программ многих уровней и ступеней.
4.3. Условия реализации принципа дополнительности
(взаимодополнительности) базового и последипломного об
разования:
4.3.1. Доподготовка и переподготовка специалиста для ра
боты на конкретном рабочем месте.
4.3.2. Формирование самосознания личности.
4.3.3. Периодическое изучение (освоение) новинок науки,
техники, технологии.
4.3.4. Развитие неформального образования взрослых.
Основание классификации условий — временные этапы (характеристики) последипломного образования: одномоментное, эпизодическое (доподготовка и переподготовка); постоянное (формирование самосознания); периодическое (изучение новинок...). Интегративный вариант — развитие неформального образования взрослых.
4.4. Условие реализации принципа маневренности образо
вательных программ: создание технологий «стыковки» содер
жания образовательных программ разных профилей, уровней
и ступеней.
4.5. Условие реализации принципа преемственности обра
зовательных программ: создание «сквозных» стандартов об
разования всех уровней и ступеней, «сквозного» содержания
образовательных программ.
4.6. Условия реализации принципа интеграции образова
тельных структур:
4.6.1. перевод нормативно-правовой базы образования с об
разовательных учреждений на образовательные программы.
4.6.2. Развитие интегративных образовательных учрежде
ний (многоуровневых, многопрофильных и многофункцио
нальных).
4.6.3. Создание единого регионального образовательного
пространства.
4.6.4. Создание единого федерального образовательного про
странства.
Основание классификации условий — уровни образовательных структур: образовательная программа, образовательное учреждение, система образования региона, система народного образования страны.
4.6. Условие реализации принципа гибкости организационных форм: развитие очной, заочной, вечерней форм обучения, открытого образования (обучения), экстерната и т.д.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................................................................... 3
Российское образование в новой эпохе ............................................ 8
Идея гуманизации образования......................................................... 44
Принцип гуманитаризации образования...................................... 48
Принцип фундаментализации образования .................... 68
Принцип деятельностной направленности образования . . 78
Принцип национального характера образования ...................... 98
Идея демократизации образования ................................................ 109
Принцип равных возможностей ........................................................ 112
Принцип многообразия образовательных систем ........................... 122
Принцип сотрудничества........................................................................... 129
Принцип открытости ..................... ,......................................................... 134
Принцип регионализации образования.................................................. 142
Принцип общественно-государственного управления ... 150
Принцип самоорганизации учебной деятельности обучаемых . . 163
Идея опережающего образования .................................................... 166
Принцип опережающего уровня образования .................................. 177
Принцип опережающей подготовки кадров в регионах..................... 183
Принцип саморазвития личности ......................................................... 192
Идея непрерывного образования...................................................... ... 197
Принцип базового образования ............................................................ 204
Принцип многоуровневости образовательных программ . . 206
Принцип дополнительности базового и последипломного
образования.................................................................................................... 209
Принцип маневренности образовательных программ .... 213
Принцип преемственности образовательных программ ... 216
Принцип интеграции образовательных структур