Г. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях
Рекомендуются следующие упражнения:
1. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуком С или Ш. Назвать в предложении слова со звуками С и Ш; определить, какой это звук и его место в слове.
2. Повторить предложения со словами, включающими звуки С и Ш. Назвать слова со звуками С и Ш.,
В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Соня надела красную шаль. Б лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше самолетик. Дедушка принес большого сома. Кошка уснула на стуле.
3. Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками С и Ш. Примерные картинки: кошка, куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. Вначале предлагается определить, какой звук - С или Ш - в названии картинок.
4. Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами-квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.
Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в ... (кассу).
Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску).
В сарае протекает ... (крыша). В подвале завелась ... (крыса).
Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).
Можно использовать картинки на слова-квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.
5. Придумать предложения на слова-квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук С или Ш, назвать место данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).
6. Вставить пропущенные буквы С и Ш.
В .кафу ви.ит ко.тюм. Под ногами .ур.ат .ухие ли.тья. В .аду по.пели яблоки и грум. На .о.не выроли м.ки. Гадом .тоят в углу. По.уда .тоит в .кафу. Мы купили .ыр, .ливки и лап.у.
1. Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками С и Ш в два столбика.
Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.
Д. Дифференциация звуков С и Ш в связной речи
Рекомендуются следующие задания:
1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки С и Ш.
2. Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов, включающих звуки С и Ш.
3. Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.
В саду
В на.ем .аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви.ят боль.ие грум. Деду.ка хоро.о ухаживает за .адом.
4. Диктант текстов со словами, включающими звуки С и Ш.
В нашей комнате
Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло, В кресле сидит бабушка.
Лиса и мышка
В норке была мышка. Мышка выиыа из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.
Дифференциация твердых и мягких согласных
Большую трудность для детей с фонематической дислексией представляет чтение слогов с мягкими согласными звуками. В связи с этим распространенными ошибками являются замены твердых и мягких звуков при чтении. Эти ошибки обусловлены целым рядом факторов: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, трудностью ориентировки на гласную в процессе чтения (при чтении прямого открытого слога именно гласная определяет, какой согласный - твердый или мягкий - надо произнести). Для преодоления указанных ошибок необходима следующая работа;
а) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах;
б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки, так как одна и та же буква предполагает двоякое звучание, в зависимости от последней буквы;
в) усвоение мягкости согласных звуков перед Е, Ё, Ю, Я. И в процессе чтения;
г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно прямых открытых слогов;
д) обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь;
е) обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я, а также И.
Логопедическая работа по дифференциации твердых и мягких согласных осуществляется по аналогичному плану: дифференциация изолированных звуков, дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Рассмотрим содержание этой работы на примере дифференциации звуков В и ВЬ.